логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вы, конечно, не поверите, но "неожиданных" нормативов больше не будет - «Контракты» №33 Август 2000г.


Вы, конечно, не поверите, но "неожиданных" нормативов больше не будет

Недавно правительство утвердило новые правила подготовки подзаконных нормативных актов

Теперь ни один регуляторный акт не может быть утвержден без согласования с ведомством госпожи Кужель. Поможет ли это предотвратить появление явно антипредпринимательских нормативов, "Контракты" выясняли у начальника управления по анализу регуляторных актов Госпредпринимательства Олега МИРОШНИЧЕНКО.

- Какие нормативы, в соответствии с утвержденными Правилами, будут подлежать обязательному согласованию с Госпредпринимательством?

- Обязательное согласование с комитетом или его региональными представительствами должны проходить все нормативные акты, которые подготовлены Верховной Радой, Президентом, Кабмином, другими органами исполнительной власти (понятно, это касается и Налоговой администрации) и непосредственно будут влиять на условия деятельности предпринимателей. Это требование касается и тех нормативов, которые подлежат регистрации в Минюсте, и тех, которые могут издаваться без минюстовского визирования. Т.е. контролю Госпредпринимательства будут подлежать даже внутренние ведомственные циркуляры, которые могут ухудшить жизнь наших бизнесменов. Именно таким образом, на мой взгляд, сможем избежать ситуации, когда сначала издается "опасный" норматив, а потом Госпредпринимательству приходится прилагать немало усилий, чтобы его отменили (ведь мы и раньше обладали полномочиями прекращать действие нормативов, которые "перекрывали кислород" предпринимателям). Разумеется, при этом предприниматели хотя и ненадолго, но получали головную боль.

- Как теперь будет выглядеть процедура согласования регуляторных актов?

- В течение семи дней после предоставления проекта норматива комитет должен его рассмотреть и дать заключение. В случае, если регуляторный акт оказывает существенное влияние на рыночную среду, права или интересы предпринимателей, Госпредпринимательство может вынести его на публичное обсуждение. Текст проекта публикуется в прессе (сначала со всеми проектами, которые будут поступать в наше ведомство, можно будет ознакомиться в Интернете на сайте Госпредпринимательства). И все заинтересованные лица или предпринимательские объединения могут вносить свои предложения по этому документу.

Свои рекомендации, касающиеся норматива, Госпредпринимательство будет направлять разработчику с учетом этих предложений. В свою очередь ведомство - автор регуляторного акта обязано пересмотреть нормы, не устраивающие предпринимателей. Если же ведомство не соглашается с позицией Госпредпринимательства, то может обжаловать наше решение в правительственном комитете по экономическому развитию. В таком случае окончательное решение о появлении норматива будет принимать правительственный комитет.

- Как восприняли данное новшество органы исполнительной власти?

- Понятно, особой радости новые правила у них не вызвали. Свое негативное отношение к нынешнему порядку подготовки регуляторных актов представители некоторых ведомств мотивировали тем, что отныне соответствующая процедура заметно усложняется - ведь надо получать дополнительное визирование, хуже того - выслушивать возражения предпринимателей. К тому же нас упрекают, что Госпредпринимательство не может профессионально провести анализ того или иного норматива, дескать, специалисты у нас не те. На это хочу заметить: чтобы спрогнозировать экономические последствия ввода того или иного норматива, мы привлекаем представителей Союза предпринимателей, других предпринимательских объединений, а в случае необходимости - консультируемся с экспертами в той или иной отрасли. Как бы там ни было, а работать в новых условиях придется всем.

- С какими ведомствами, по вашему мнению, у Госпредпринимательства будет возникать больше всего разногласий по поводу появления новых нормативных актов?

- Сейчас не хотелось бы об этом говорить, прежде всего по этическим причинам. Дождитесь, когда заработают новые правила. Тем более, что до конца года Кабмин обязал Госпредпринимательство проанализировать эффективность нововведения и внести предложения - менять установленные правила или нет. Вот тогда можно будет сказать, кто игнорировал процедуру согласования проектов регуляторных актов.

- Какие последние нормативные акты рассматривало ваше ведомство в смысле негативного влияния на предпринимательство?

- Рассматривались законодательные изменения, касающиеся качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. В частности, по действующим до сих пор правилам, предприятия, работающие с этими продуктами, фактически должны проходить двойную сертификацию. Госпредпринимательство поддержало предложение - упразднить такое сертификационное дублирование. Также категорически возражаем против законодательного оформления эксперимента о создании палат бытовых услуг в Винницкой, Харьковской и Херсонской областях. Суть эксперимента в том, что на территории этих областей все предприятия, предоставляющие бытовые услуги, должны быть в обязательном порядке объединены в так называемые палаты. Понятно, это ограничивает права предпринимателей и противоречит многим действующим законам.

Елена ДОБРОНРАВОВА


Украинская баннерная сеть

Кабмин ввел еще один пенсионный сбор - для авиаторов

Двенадцать украинских авиакомпаний в связи с этим подали в Высший арбитражный суд исковое заявление

Этот иск касается признания недействительным постановления Кабмина, которое устанавливает механизм уплаты дополнительного сбора на повышенные пенсии летного состава.

Истцы считают, что правительство слишком рьяно взялось выполнять Закон "О пенсионном обеспечении" (в частности, внесенные недавно в него изменения), которым расширяется база налогообложения пенсионным сбором для отечественных авиакомпаний, и не заметило, как ввело новый обязательный платеж в Пенсионный фонд. Налоговое нововведение настолько обременительно, что большинство бывших государственных авиакомпаний оказались под угрозой ликвидации.

Вместо увеличения пенсионного сбора Кабмин ввел новый

В феврале этого года вступили в силу изменения к "пенсионным" законам, которыми определены категории служащих гражданской авиации, получивших право на повышенную пенсию. При этом разницу между общегосударственной и "авиационной" пенсией должны доплачивать в Пенсионный фонд сами же авиационные компании - за каждого "своего пенсионера". Теми же изменениями Кабмина поручено разработать механизмы применения расширенной базы налогообложения пенсионным сбором.

И вот после согласования со всеми заинтересованными ведомствами появляется Постановление правительства "Об утверждении Порядка уплаты в Пенсионный фонд средств для покрытия фактических расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с частью третьей статьи 53 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" работникам из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Само название норматива наталкивает на неприятные мысли о появлении какого-то нового платежа - "покрытия фактических расходов на выплату и доставку пенсий". Впрочем, дело не только в названии.

Если в законах речь идет только о расширении базы налогообложения, то, по логике, авиакомпании должны выплачивать дополнительные суммы в Пенсионный фонд на условиях, установленных для пенсионного сбора. Вместо этого правительственное постановление вводит особый порядок отчисления предприятиями дополнительных средств - по отдельным сведениям, отдельным расчетам сумм и на отдельные счета. Поэтому, вне всяких сомнений, для авиакомпаний введен еще один обязательный платеж. При этом, как отметил "Контрактам" председатель адвокатской фирмы "Грамацкий и партнеры" Эрнест Грамацкий, Порядок без оснований (ведь в самих законах об этом речь не идет) существенно сужает круг плательщиков нового сбора, поскольку доплачивать на пенсии должны только те компании, из которых работники ушли на заслуженный отдых.

Новый порядок в действии: проигрывают все, кроме Пенсионного фонда

А новый сбор таки не маленький. По подсчетам предприятия "Киевские авиалинии", отныне им придется дополнительно выплачивать около 500 тыс. грн ежемесячно (ведь речь идет об обеспечении всех пенсионеров, которые ушли на заслуженный отдых из этой авиакомпании).

При этом нужно учесть, что общая сумма всех налогов, которые выплачивают "Киевские авиалинии", составляет приблизительно 150 тыс. грн в месяц. Как утверждает руководство авиакомпании, если действительно придется отдавать Пенсионному фонду такие деньги, за два месяца предприятие может просто закрыться. В целом этот порядок создает неравные условия хозяйственной деятельности авиапредприятий. В первую очередь будут страдать государственные, или бывшие государственные предприятия, поскольку именно из них раньше уходили на пенсию, на них сейчас работает и большинство летчиков предпенсионного возраста. А для образованных в последнее время авиационных компаний сбор будет небольшим. А иностранные предприятия его вообще не будут платить: всех работников они нанимают на контрактных условиях.

Более того, и сами пенсионеры вряд ли дождутся повышенных пенсий. Поскольку, как установлено Порядком, надбавки будут выплачиваться в случае полной уплаты пенсионного сбора предприятием за отчетный период. Единственным, кто будет выигрывать в этой ситуации, будет Пенсионный фонд. Ведь какие-то дополнительные средства из предприятий таки смогут "выбить", и поскольку о полном расчете (учитывая суммы, которые необходимо оплатить) компаний с фондом нечего и говорить, деньги будут "зависать" на отдельных счетах на неопределенное время.

Впрочем, введение отдельного пенсионного счета для авиаторов - это только начало. Как стало известно "Контрактам", сейчас повышенные пенсии собираются ввести и для работников металлургических предприятий. То есть скоро появится пенсионный спецсчет и для них. Эксперты считают, что практика введения отдельных счетов не отвечает концепции солидарной пенсионной системы, которая ныне существует в Украине, более того - разрушает эту систему. Пока авиаторы борются за право не платить новый обязательный сбор. Двенадцать авиакомпаний уже подали в ВАСУ иск об отмене кабминовского Порядка. В арбитраже приняли достаточно неожиданное решение: каждый иск будут рассматривать отдельно. То есть может возникнуть ситуация, когда один судья признает Порядок соответствующим действующему законодательству, другой - нет.

Елена ДОБРОНРАВОВА
Контракты №33 / 2000


Вы здесь:
вверх