логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Укрзалізниця": экономическое чудо в пределах одного отдельно взятого монополиста - «Контракты» №33 Август 2000г.


"Укрзалізниця": экономическое чудо в пределах одного отдельно взятого монополиста

Для "Укрзалізниці" 250 млн грн, которые теряются за год на бесплатной перевозке детей, уже "не деньги"

До недавнего времени "известия с железной дороги" были очень печальными.

В ноябре прошлого года в Министерстве транспорта рассказывали о 60-процентной изношенности подвижного состава, о дефиците вагонов в 15,1 тыс. единиц при общем их количестве 177 тыс., о заниженности украинских тарифов вдвое по сравнению с Россией и в пять раз - с Польшей, что делает перевозки крайне убыточными, о раскомплектации подвижного состава "охотниками за металлом", которые стали настоящим нашествием. Для восстановления подвижного состава, по оценкам минтрансовцев, требовалось 776 млн гривен в год.

Взять их было неоткуда, и пришлось сворачивать второстепенные работы, например реконструкцию вокзалов.

Но вот происходит чудо: за какой-то месяц (май) долги железнодорожников сокращаются в 3,5 раза, доля бартера - с 84% до 5%, число посреднических структур - с 570 до 12. Одновременно ежедневное поступление "живых" денег растет почти вдвое, и уже в мае железнодорожники предлагают снизить тарифы на грузовые перевозки, а с 1 августа широким жестом отказываются брать плату за перевозку детей до 16 лет (по их оценкам - 250 млн грн в год, а это треть от заявленных расходов на обновление подвижного состава!).

Все эти чудеса связываются с именем одного человека - нового гендиректора "Укрзалізниці" Георгия Кирпы, возглавившего ведомство в конце апреля. К сожалению, запланированное интервью с Георгием Кирпой не состоялось в связи с его отпуском, поэтому за объяснением экономического чуда "Контракты" обратились к руководителю пресс-центра "Укрзалізниці" Владимиру Салькову.

Внезапные успехи "Укрзалізниці" ее руководство объясняет отсечением многочисленных посредников

- Г-н Сальков, "отсекать посредников" неоднократно пытались и на газовом, и на энергетическом рынках, но эти попытки для отсекавших заканчивались плохо. Почему на железной дороге все прошло так легко и безболезненно? Такое впечатление, что всех "взяли" за одну ночь...

- Газовый рынок совсем другой. Вы же знаете, что железная дорога зарабатывает в основном на обороте, перевозке огромных объемов грузов. Раньше как было? Тот, кому надо было перевезти крупную партию мазута, угля или руды, поступал хитро: обращался к посреднику, с которым рассчитывался деньгами, а посредник с железной дорогой - ваучерами, купонами (их выпускали отдельные железные дороги) или поставлял железнодорожникам какой-то продукт.

Сама фирма-посредник заранее эти векселя скупала, за них железная дорога обеспечивала перевозки. Отсюда дисконт. С железной дороги нечего взять, кроме услуг и бумаг, поэтому посредник говорил заказчику: "Перевозки стоят гривню, вот тебе вексель на гривню, а мне заплати живыми деньгами 30 копеек". Я уже не говорю о сложных бартерных схемах. Но пришел новый шеф и сказал: "Лучше пусть рассчитываются деньгами, а мы все, что нам нужно, купим на бирже или аукционе".

- Но этих должностных лиц, наверное, поддерживали чиновники самой железной дороги, иначе система бы не работала...

- Было соответствующее заключение Совета нацбезопасности и обороны, проведена кадровая реорганизация, изменен руководящий состав. Всеми, кто был склонен к подобным сделкам, занимаются сейчас соответствующие органы.

- И какая часть руководящего состава заменена?

- Точно сказать не могу, но не менее 40%.

- Судя по разительным успехам нового руководства, масштабы злоупотреблений на железной дороге были колоссальны. Сколько уголовных дел возбуждено в связи с ними?

- Это вопрос не ко мне, а к прокуратуре.

- Но ведь профессиональных железнодорожников не так уж и много. Есть кем заменить такое количество выбывших "ценных кадров"?

- Есть молодые перспективные люди. Железнодорожников готовят три вуза в Харькове, Днепропетровске и Киеве. Эти заведения железная дорога содержит за свой счет. Студенты проходят практику на больших сортировочных станциях. А видя экономику такой станции, уже через месяц начинаешь хорошо представлять себе экономику всей железнодорожной сети государства и можешь работать руководителем высшего уровня.

- В одном из интервью

г-н Кирпа сказал, что о доставке товара должен заботиться его покупатель, а не производитель, иначе возникают злоупотребления. Это называется самовывоз. А как же разные там DAF, FOB. Так что, теперь этого нельзя?

- Тот, кто брал это интервью, видимо, что-то перепутал. Вот, к примеру, вам нужно привезти из России какой-то груз. Вы приходите в наш Центр комплексного транспортного обслуживания (ЦКТО), здесь, на месте, за 5 минут оформляете документы, платите в кассу деньги или предоставляете гарантийное письмо вашей фирмы. Все, ваш груз, считайте, уже в пути.

"Паблик рилейшнз" за четверть миллиарда гривен

- Несколько лет назад уже вводилась продажа именных билетов по документам. Тогда от этой идеи пришлось отказаться: очереди, нервотрепка, дополнительный спекулятивный рост цен "на руках". Почему сейчас вернулись к раз уже провалившейся мере?

- Мало кто знает, но почти на всех железных дорогах мира билеты именные и продаются по удостоверению личности. Это делается прежде всего с целью правильного страхования пассажиров. Вот, например, пассажир упал с полки. Ему платится страховое возмещение, но у нас это делалось, так сказать, незаконно, ведь неизвестно, кто пострадал - Сидоренко, его родственник или вовсе посторонний человек. Именной билет и является полисом, выписанным на конкретного Сидоренко. А еще в наших условиях это помогает ограничить спекуляцию.

- А как насчет бесплатной перевозки детей? В прессе от имени первого заместителя гендиректора "Укрзалізниці" Владимира Олейника названа сумма потерь в 250 млн гривен. Еще недавно на "Укрзалізниці" висел несколькомиллиардный долг, не хватало денег на восстановление подвижного состава. А теперь получается, что четверть миллиарда для железной дороги не деньги...

- Если государство не заботится о детях, то о них должны позаботиться мы, хотя мы тоже государство. На детях нельзя экономить - наши потери вернутся сторицей. Потеряв 250 млн, мы выиграем больше.

- Что и сколько вы выиграете?

- То, что дети будут нам благодарны.

- То есть бесплатные перевозки - чистый PR-ход?

- Да.

"К сожалению, "Укрзалізниця" не формирует тарифную политику..."

- В марте, когда были в последний раз повышены тарифы на пассажирские и грузовые перевозки, министр транспорта Леонид Костюченко сказал, что этого повышения недостаточно и плата за перевозки все равно не покрывает их себестоимости. Спустя каких-то два месяца оказалось, что при действующих недостаточных тарифах железная дорога стремительно рассчитывается с долгами и предлагает удешевление своих услуг. Так какая себестоимость имелась в виду, не та ли, где учитывались услуги посредников?

- Не нужно смешивать пассажирские и грузовые перевозки: последние всегда были прибыльными. А вот себестоимость пассажирских покрывается только на 34%. Действительно, в мае было решено снизить тарифы по некоторым видам груза, что вызвано ситуацией со спросом. Но когда мы просчитывали показатели по пассажирским перевозкам, то оказалось, что лучше снизить на осень тарифы и здесь. Эти перевозки следует рассматривать как прибыльные. Наши проблемы с подвижным составом сейчас частично решены, и мы собираемся формировать длинные поезда.

- А вы, кстати, не знаете, почему так сильно возросли тарифы на перевозку металлолома за границу? Похоже, что таким образом государство пытается получить хотя бы часть теневых прибылей от этого бизнеса...

- "Укрзалізниця", к сожалению, не формирует тарифную политику. Это делается в Кабмине и Минтрансе.

Беседу вел Сергей СИДОРУК
Контракты №33 / 2000


Вы здесь:
вверх