логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Налоговые "наезды" на транспортников оказались безрезультатными - «Контракты» №35 Август 2000г.


Налоговые "наезды" на транспортников оказались безрезультатными

Волна проверок захлестнула транспортные организации, которые перевозят пассажиров. Налоговики при этом уверены, что проверки без штрафных санкций - это напрасная трата времени. Однако возможен и другой финал

ГНИ в Печерском районе г. Киева проверила частное транспортное автопредприятие Е. Речь шла о требованиях по учету билетов и наличности в маршрутных автобусах, т.е. там, где невозможно применение ЭККА. Согласно составленному акту проверки, у автопредприятия обнаружили целый ряд нарушений.

Так, налоговики сослались на Закон "О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг" (в редакции от 6.06.96). По мнению проверяющих, согласно ст. 1 этого закона, расчеты с потребителями возможны только в двух вариантах: с использованием ЭККА или с использованием товарно-кассовых книг (ТКК). Третьего не дано. Тем не менее транспортники использовали как раз третий вариант - билетно-учетные листы. Налоговики квалифицировали подобное как нарушение закона об ЭККА с соответствующими финансовыми санкциями.

Автопредприятие обратилось в арбитражный суд г. Киева с заявлением о признании недействительными решений налоговиков, а также распоряжений о бесспорном взыскании финансовых санкций по инкассовым поручениям. Суд изучил материалы дела, аргументы сторон. Представители ГНИ сослались на то, что учет билетов и наличности на маршрутах должен вестись через ТКК. Истец сослался на п. 17 Порядка регистрации и ведения товарно-кассовой книги при расчетах наличными средствами в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Здесь предусмотрено право Укоопсоюза, министерств и ведомств по согласованию с Минфином и Минстатом устанавливать для подведомственных предприятий другой порядок оформления движения товаров и наличных средств с учетом своей специфики. Именно такой порядок, позволяющий использование билетно-учетных листов вместо ЭККА и ТКК, был установлен для водителей и кондукторов пассажирских автобусов на основании приказа Минтранспорта Украины от 23.04.96 № 133. При этом такие билетно-учетные листы содержат все реквизиты ТКК и являются документами строгой отчетности. Арбитражный суд отдал предпочтение аргументам истца и признал решение налоговиков о применении финансовых санкций недействительным.

По подобному делу "наезд" на транспортников предприняла ГНИ в Шевченковском районе г. Киева. Налоговики указали в акте проверки, что уже упоминавшиеся билетно-учетные листы должны заверяться в местном финансовом органе по месту регистрации соответствующего транспортного предприятия. Имелось в виду наличие печати на каждой странице билетно-учетного листа. Отсутствие проставленной печати квалифицировалось как нарушение закона об ЭККА. К автотранспортному предприятию применили штрафные санкции.

Данное решение ГНИ было обжаловано в арбитражном суде г. Киева. Суд с аргументами налоговиков не согласился. Там пришли к выводу, что требования к проставлению печати предусмотрены только для ТКК в соответствии с п. 2 Порядка регистрации и ведения товарно-кассовой книги при расчетах наличными средствами в сфере торговли, общественного питания и услуг. Билетно-учетные листы там даже не упоминаются. Следовательно, налоговики безосновательно расширили сферу действия данного документа. При этом они не возражали против применения самих билетно-учетных листов как формы учета билетов и наличных средств.

Исходя из этого, их решение о применении финансовых санкций признано недействительным. Представители обеих ГНИ обжаловали решение арбитражного суда г. Киева в Высшем арбитражном суде Украины. Впрочем, здесь также не согласились с аргументами налоговиков, признав правоту транспортников. Следовательно, все приведенные решения обязательны для выполнения, если речь идет об аналогичных ситуациях.

Сергей ТЕНЬКОВ, юрист

Фото Светланы СКРЯБИНОЙ

Советы директору


Украинская баннерная сеть

$40 за баррель нефти - не за горами?

Эксперты мирового рынка нефти в своих прогнозах уже спокойно оперируют ценой в $40. Однако украинских это не пугает

Три недели человечество напряженно наблюдает за небывало высокими биржевыми котировками на биржах мира. Похоже, что ценовая конъюнктура в очередной раз в этом году вышла из-под контроля и всерьез предвещает новый виток цен за счет удорожания жидких углеводородов.

Менее чем два года назад баррель нефти Brent на мировом рынке стоил около $10, а теперь никого уже не удивляет откровенность специалистов инвестиционной компании Goldman Sachs, которые прогнозируют дальнейшее подорожание нефти - $40 за баррель уже в конце этого года. Сегодняшние биржевые котировки практически освоили ценовой уровень в $30 и без малейших усилий время от времени превышают его в периоды пикового спроса. Результат очевиден: в странах Европы вслед за нефтью подорожали бензин и дизельное топливо.

Очевидно, что первопричина такой неудачной конъюнктуры для потребителей - политика стран-экспортеров нефти, которым в свое время все-таки удалось договориться о сокращении объемов поставок нефти на мировой рынок. Из-за этого мировые запасы добытой нефти таяли, а цены продолжали расти. Уже и Американский нефтяной институт признал, что резервы жидкого топлива в США за год сократились на 12,5%, т.е. достигли минимальной отметки за последние 24 года. Само по себе это стало вторичным фактором роста цен на нефть. Ведь операторам рынка хорошо известно, что в такой ситуации США обязательно увеличит объемы закупок. Грех не воспользоваться моментом и не получить дополнительной выгоды от игры на всплеске спроса, а значит и цен. К тому же приближается осень - время массовых закупок.

К сожалению, члены ОПЕК вовремя не подумали над тем, какой именно уровень мировых цен будет для них приемлемым, поэтому и ни о какой стабилизации пока речь не идет. Наоборот, члены международного нефтекартеля погрузились в бесперспективный спор. Так, по словам генерального секретаря ОПЕК Рилвана Лукмана, Саудовская Аравия намерена в одностороннем порядке увеличить поставки черного золота на мировой рынок, в то время как президент Венесуэлы Уго Чавес настаивает на недопущении удешевления нефти за счет увеличения ее добычи. Дополнительным фактором обострения сложной ситуации стала угроза возобновления боевых действий между нефтедобывающими гигантами Кувейтом и Ираком.

Впрочем, специалисты не обещают скорого усмирения цен даже при условии полюбовного согласия стран ОПЕК провести нефтяную интервенцию на рынок. Чтобы существенно сбить цены, у них просто не хватит мощностей (они контролируют только 60% мировой добычи). Нельзя не учитывать и то, что низкие цены 90-х резко уменьшили доходы ряда нефтяных компаний. Из-за этого последние не были в состоянии делать инвестиции в освоение новых месторождений, и их добывающие возможности стали существенно скромнее.

Сергей СЛЕДЗЬ
Комментарии экспертов

Андрей КУЩ, начальник управления по реализации нефти и газа и продуктов переработки АО "Укрнефть":

- При том, что на мировых биржах уже было зафиксировано даже и $34 за баррель, это существенно не повлияет на цены в Украине. Не забывайте, что уровень цен зависит не только от мировой составляющей, но и от своевременной отгрузки нефтепродуктов с отечественных НПЗ, т.е. в конечном результате от существующего спроса. Например, если сейчас Кременчугский НПЗ и так ничего не отгружает, то какой смысл увеличивать отпускные цены - бензин и по сегодняшней цене мало кто берет. Если мы еще хоть немного поднимем цены на нефтепродукты, люди просто перестанут их покупать. А поскольку "Укрнефть" продает в Кременчуг около 60% нефти (с учетом транспортировки), то, думаю, существенного роста цен на нефть, а тем более какого-то ажиотажа из-за этого не будет.

Алексей ЛАЗОВИЧ, менеджер компании "Компьютерные технологии":

- С вилкой $28-32/баррель мы живем уже полгода - ценовые пики на мировых биржах фиксировались и в феврале, и в марте. Пора уже привыкнуть к прыжкам биржевых цен. Полгода назад перед США встала задача во что бы то ни стало снизить мировые цены, да и сейчас она актуальна. Поскольку прежде всего всплески нефтяных цен бьют по богатой Америке. Ведь среднегодовое потребление на душу там в пять раз больше, чем в таких развитых европейских странах, как Германия или Франция.

Что уж говорить об Украине, где влияние мировой тенденции очень опосредствованно. Особенно теперь, когда каналы поставки нефтепродуктов существенно изменились. Например, сейчас немало российского моторного топлива реэкспортируется через страны Балтии. Кроме того, не секрет, что львиная доля бензина сейчас поступает в Украину из Беларуси. Неслучайно два белорусских НПЗ переработали нефти в первом полугодии т.г. в 1,4-1,5 раза больше, чем шесть отечественных.

Белорусский канал позволяет избегать зависимости не только от колебаний конъюнктуры на мировых биржах, но и от постоянного роста российской экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Ведь фактически в Беларуси перерабатывают российскую нефть, которую тамошние НПЗ получают не по экспортным, а по внутренним ценам. К тому же учтите, что в Беларуси нет акцизов на нефтепродукты. Так что на самом деле стоимость наполнения баков украинских машин сегодня больше зависит не от котировок на Лондонской бирже, а от воли белорусского президента, который способен разрушить идиллию.

Контракты №35 / 2000


Вы здесь:
вверх