логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Контракты" констатируют: популярность зеленого, или сельского, туризма растет - «Контракты» №35 Август 2000г.


"Контракты" констатируют:
популярность зеленого, или сельского, туризма растет

ПОТОМУ, ЧТО в Украине много мест привлекательных, для иностранных экотуристов

Экологический, агро- или зеленый туризм приобрел в странах Запада немалую популярность. Во-первых, тамошние жители уже сыты историческими памятниками и экзотическими островами и стали обращать внимание на живописный "кантрисайд" у себя под боком. Во-вторых, забота о здоровье, которая стала уже почти маниакальной, требует проводить за городом и уик-энд, а каждую неделю далеко не наездишься.

"Дети асфальта" приходят в восторг от кукарекания живого петуха или запаха коровьего блина. С другой стороны, собственные экологически чистые харчи и добротный дом позволяют фермерской семье создать в доме мини-гостиницу, приработок с которой сглаживает сезонное колебание доходов. В Украине для зеленого туризма условия вообще идеальные: хороший климат и красивые пейзажи, малоимущее население, у которого нет возможности уезжать далеко. К тому же на селе излишек жилья. Родители строят большой дом для себя и детей (цель жизни!), потом дети строят себе дома отдельно, еще больше, и так далее. Вот и выходит, что помещений для мини-гостиниц более чем достаточно, осталось приложить немного рук и ума.

Лучше нанять чужую "фазенду", чем быть крепостным на собственной

В эпоху развитого социализма и сразу после его краха очень модно было иметь загородный дачный домик или, как говорили после показа известного сериала, фазенду. Преимуществ масса: для летнего отдыха не нужно было уезжать, расходуя кучу денег и испытывая "ненавязчивый" сервис, а в последнее время собственный кусочек земли с хоть какой-то недвижимостью для многих стал основным источником продуктов. Но по мере удорожания транспорта себестоимость дачного картофеля, не говоря уже о затратах сил и времени, становилась просто заоблачной. Зимой пустые дачи, которые превращаются в пристанище бомжей, нужно охранять, весной - ремонтировать. Эти заботы истощат и "разденут" кого угодно - малоимущие владельцы дач превращаются в крепостных при своей собственности. Недаром предложение участков в 6 соток с микроскопическими домиками постоянно растет.

Другое дело - в удобное время, на удобный срок и в месте, которое нравится, нанять сельский дом, его часть, а то и просто комнатку. Еще лучше - за небольшую цену договориться с хозяевами о питании и о простейшем сервисе (хотя бы о стирке), и вот вы уже зеленый турист. Преимущества уже многие поняли, формируя спрос на этот вид услуг.

В зависимости от "пакета" естественных условий и спроса на них в различных регионах государства спонтанно формируются ячейки экотуризма. Например, Сколевский район на Львовщине, которая славится известным центром горнолыжного спорта Славским, служит одной из таких моделей органического развития "снизу". А четыре года назад после создания в Украине Союза содействия развитию сельского туризма пошел встречный процесс организации экозон "сверху". Выбирали прежде всего сельские территории, где "простаивают" райские уголки, и крестьяне, помимо обычного своего труда, готовы предоставлять дом, пищу и услуги приезжим. Это типичная европейская практика агротуризма, характерная, в частности, для Польши, Франции, Германии.

Так, в Жовквовском районе на Львовщине, известном своими историко-архитектурными памятниками и природным парком Розточье, был по инициативе союза создан центр зеленого туризма. Областной союз обучил местных хозяев азам этого бизнеса. И с прошлого года в районе два десятка усадьб уже начали принимать путешественников с Украины и из-за границы.

Экотуристическим услугам следует поучиться в Ирландии

На Западе, как утверждают специалисты, сформировались два виды зеленого туризма - "смешанный" и "чистый". Первый опирается на фермерские хозяйства, которые выращивают скот и овощи и дополнительно принимают туристов. Это дает приблизительно 25% прибыли фермерской семье. Причем большая часть этих средств реинвестируется в оборудование дома, обновление интерьера, создание условий для гостей. В свою очередь агротуризм обеспечивает занятость хозяйки. Хозяин фермы в этом деле играет второстепенную роль. В Польше такие фермерские хозяйства пользуются льготами - им дано право принимать восемь человек одновременно без уплаты налогов с заработанного таким путем.

Больше выигрывают хозяева, живущие вдоль оживленных трасс и специализирующиеся исключительно на туристических услугах. Их дома выполняют роль придорожных мини-гостиниц. Там созданы такие же условия, как в гостиницах: с обязательным завтраком, стиркой и глажкой одежды. Например, в Ирландии, вблизи Дублина, один владелец такого дома принимает за год почти 1000 туристов. Все такие усадьбы проходят обязательную сертификацию и получают звезды как гостиницы, стены их домов украшаются соответствующим количеством зеленых листков. Найти "зеленое жилище" помогают специальные указатели, справочники, каталоги. В Ирландии, в частности, красноречивым ориентиром для путешественников служит зеленый четырехлистник, которым помечают путь к сельскому пристанищу.

В Украине зеленые "туроператоры" работают нелегально

Что делать - нет в Украине четких законов, которые направили бы сельских "туроператоров" в ясное правовое поле. Пока единственный и очень условный способ их "детенизации" - членство в Союзе сельского туризма, который на общественных началах поставляет клиентов, защищает хозяев, учит их и понемногу рекламирует усадьбы. Под действие регуляторных документов попадают только курортные территории. В этих рекреационных оазисах налог на туризм сводится к взысканию курортного сбора. И то его уплата, как правило, перекладывается с хозяина на плечи самих отдыхающих. Гость должен пойти в орган местной власти, зарегистрироваться там и уплатить сумму курортного сбора.

Сегодня в горнолыжном Славском, где почти все житатели зимой живут с приезжих лыжников, разве что владельцы транспортных средств где-то работают официально, покупая за 200 гривен сезонный патент.

Председатель Львовского областного Союза содействия развитию сельского туризма Юрий Зинько считает, что государство должно определить статус украинских "операторов" зеленого туризма. Они могут заниматься фермерством и по совместительству принимать путешественников или же целиком посвящать время туризму в качестве зарегистрированных предпринимателей. Но, чтобы не рисковать, считает Юрий Зиньков, пока нет стабильных клиентов, все же лучше совместительство. В этом случае владелец усадьбы делает калькуляцию своих расходов на принятие и обслуживание клиентов, подытоживает прибыли и вписывает их в декларацию о доходах. Обмануть налоговиков невозможно - в селе все обо всех знают. А для содействия предприимчивым хозяевам стоило бы, как в Польше, определить необлагаемую налогом квоту клиентов.

Усадьбы должны иметь городские удобства

Самый большой недостаток украинских усадеб, где хозяин и рад бы принимать туристов, - удобства во дворе. Если каких-то несколько лет назад в Славском в одну комнату набивался на два кроватных яруса десяток лыжников - была бы крыша над головой - то сегодня большинство туристов предпочитают дома со всеми городскими удобствами. А еще более капризные (а значит, и более богатые) хотят иметь все отдельно от хозяев. Чтобы приблизить сельское жилье к цивилизованному уровню, представители пилотного проекта по поддержке туризма в Карпатском регионе ТАСIS прорабатывают вопрос предоставления микрокредитов (а то и микрогрантов) владельцам домов в сумме EUR 3-5 тыс. на 3-5 лет. Но претендовать на помощь из Европы, по словам регионального представителя проекта Андрея Турковского, можно только на условиях легализации.

Не ожидая "траншей", более зажиточные хозяева взялись строить дома, где каждый блок имеет комнату с индивидуальным санузлом, душем или ванной, автономным отоплением, кухней, а иногда и сауной.

За сутки с трехразовым питанием сельские хозяева Львовщины берут от 15 грн до $15

Историю своего турбизнеса Ванда Тюринова из села Орявчика Сколевского района на Львовщине начала отсчитывать с новогодней ночи, когда шесть лет назад к ней попросились на ночлег случайные приезжие. С тех пор бывшая преподавательница Львовского техникума механической обработки древесины вместе со своим мужем регулярно принимают гостей в собственном деревянном доме в Карпатах. Для них отведены две комнаты и отдельный санузел. Трижды в сутки госпожа Ванда готовит блюда местной кухни. Заваривает чай из целебных горных трав, которые сама собирает и сушит. Это очень нравится гостям. Скота и огорода (в этой местности земля мало пригодна для обработки) у Тюриновых нет, поэтому ездят за продуктами за 60 километров на собственной машине на рынок райцентра Стрый.

Ночлег и трехразовое питание у Ванды Тюриновой стоит $15 с человека. В зимний сезон тариф растет до $20, а на Рождество и Новый год - еще больше. Если кто-то хочет освоить горнолыжные трассы или покататься верхом, хозяева договорятся об учебе с инструктором спортивной базы "Тисовец" или владельцем коня. Но эти дополнительные услуги и оплачиваются дополнительно.

"Расценки я устанавливала не с потолка, - рассказывает владелица усадьбы. - Ориентировалась на цены в окружающих домах. Например, на арендованной одной киевской фирмой базе берут только за ночлег по 18 гривен с человека. За обед нужно доплачивать. Качество еды там хуже, чем у меня. Воду на базе дают по часам. А у нас постоянно есть в кране родниковая вода из собственной скважины. Мы ежедневно возим гостей на машине. Заработанных в зимние месяцы денег не хватает на весь год потому, что прием гостей, транспортное обеспечение, поддержание дома в надлежащем состоянии требуют очень много. После недавней стажировки в Ирландии я поняла - может, это и прозвучит нескромно, но это правда, что наш уровень сервиса почти не уступает европейскому".

Дом в Орявчике не дает традиционной рекламы. Информацию о горном пристанище гости передают друг другу на словах. Кроме украинских туристов, здесь останавливались испанцы, французы, англичане, поляки. До сих пор они приезжали преимущественно зимой, чтобы покататься на лыжах в Славском, расположенном за 8 километров. Но с этого лета лед тронулся, и к госпоже Ванде стали проситься "несезонные" гости.

Другая хозяйка усадьбы в селе Мокротине Жовквовского района (это не горная местность) Мария Канинец и ее семья из четырех человек сочетает главную работу - выращивание скота, птицы и сельскохозяйственных культур на двух гектарах земли - с приемом туристов. Кроме того, сама хозяйка работает землеустроителем в сельском совете. Главная особенность этого, "смешанного", вида зеленого туризма в том, что гостям предлагают собственную экологически чистую еду.

"В прошлом году, чтобы привлечь туристов, мы начали с самых скромных расценок, - рассказывает Мария Канинец. - Берем 15 гривен с человека в сутки, учитывая трехразовое домашнее питание". Но даже при этих невысоких тарифах за несколько приемов гостей Мария Канинец смогла заработать сумму, которая равна двухмесячной зарплате по ее основному месту работы.

Туристический образ Украины - Курочка Ряба

Расцвет зеленого туризма в Украине, помимо финансовых и правовых аспектов, душит, по мнению специалистов, еще и аспект "этимологический". Многие горожане поддерживают настолько тесные связи с селом, что экотуризм они не воспринимают как форму отдыха. Должно пройти еще немало времени, чтобы они прониклись ностальгией по живой утке или грядкам лука. Сегодня потенциальными зелеными туристами считаются, в первую очередь, жители индустриального востока Украины и развитого запада Европы. Но, кроме бытового, понадобится и познавательно-развлекательный стимул (конные прогулки, украинские вечерницы, праздники, казацкие забавы и пр.).

Хотя Крым до сих пор традиционно лидирует по количеству отдыхающих, зеленый туризм развивается в Карпатском крае - Ивано-Франковская область (Яремча, Косов), Закарпатская (Рахов), Львовская (Сколе, Славское, Схидница). "Зеленые" усадьбы появляются в киевском и полтавском регионах. В этом году везде наблюдается тенденция к росту числа сельских туристов. В частности киевская турфирма "Гамалия" уже обратилась к львовянам за информацией о расценках на отдых в горной местности. Участились рекламные приглашения в СМИ об отдыхе на лоне природы. Но чтобы обстоятельно выходить со своим зеленым туристическим продуктом на западный рынок, считают эксперты, нужно суметь создать хотя бы один удачный туристический образ Украины, как, в частности, сделала Ирландия со своей знаменитой овцой. У нас туристической приманкой могла бы быть, например, Курочка Ряба, несущая золотые яйца.

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК,
Сергей СИДОРУК

Фото Ефрема ЛУКАЦКОГО

Главное
Контракты №35 / 2000


Вы здесь:
вверх