логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Новый контрольно-касcовый…анекдот - «Контракты» №36 Сентябрь 2000г.


Новый контрольно-касcовый…анекдот

Кабмин весьма оперативно выдал на-гора перечень форм деятельности, при осуществлении которых разрешено проводить расчетные операции без применения ЭККА. Но у предпринимателей - снова претензии

Сергей ЛИТВИНЕНКО

Сказать, что кабминовский перечень ждали, значит ничего не сказать. Еще бы, несмотря на то, что предприниматели добивались от парламента отсрочить до следующего года введение в действие новой редакции Закона об ЭККА - "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", многие ожидали от Кабмина очередных подвохов. В конечном итоге "упрощенцев" и рыночных торговцев можно немного успокоить - в "льготный" перечень они все-таки попали. Впрочем, предпринимательские объединения не спешат праздновать победу. И тому есть причины.

Кабминовский перечень головной боли у упрощенцев не снимает

Правительство свое слово таки сдержало - постановлением от 23 августа оно включило предпринимателей-"упрощенцев" и рыночных торговцев в Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, при которых разрешено проводить расчетные операции без применения контрольно-кассового аппарата, он же регистратор расчетных операций (РРО) - так назвали кассовые аппараты авторы нового закона об ЭККА.

Впрочем, в предпринимательских кругах отмечают, что данный подарок Кабмина принципиально не решает проблем, которые могут появиться у субъектов предпринимательства со вступлением в силу нового "кассового" закона (см. "Четыре опасности". Подробно о "контрольно-кассовых" новшествах "Контракты" писали в № 24). Так, по словам эксперта Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Ксении Ляпиной, если не будет ЭККА, то "упрощенцам", руководствуясь новыми "контрольно-кассовыми правилами", налоговики навяжут расчетные книжки и книги учета расчетных операций, что, в свою очередь, повлечет за собой чрезмерное администрирование и расходы на дополнительный, усиленный, учет. "Простите, но ведь именно отсутствие учета было главной мотивацией у предпринимателей для перехода на упрощенное налогообложение.

Плательщики фиксированного налога - самые мелкие предприниматели, которые сегодня вообще не ведут учета доходов и расходов, а субъекты упрощенной системы ведут очень простой учет объема реализации, при котором можно делать одну запись в день с указанием дневной выручки. Все это упрощение перечеркивается требованием вести расчетные книжки с выдачей покупателю товарных чеков", - недоумевает госпожа Ляпина.

Возможностей не применять ЭККА стало меньше

В целом перечень "безаппаратчиков" получился неполноценным - в частности, если сравнить его с ныне действующим, утвержденным приказом Минэкономики от 12.03.98 № 24 (с изменениями и дополнениями). Новый перечень ограничен 16 видами льготных "форм и условий осуществления деятельности" против 30 "старого".

Удивляет то, что Кабмин обошел вниманием целый ряд "форм и условий" в сфере торговли, общественного питания и услуг, особенности которых не позволяют применять РРО по причинам сугубо практическим. Например, торговля (предоставление услуг) под открытым небом или если торговая точка расположена слишком далеко от электросети.

А таких случаев хватает: розничная торговля из бочек, бидонов, корзин за пределами территории рынков и ярмарок; торговля с палаток, павильонов, которые расположены за пределами территории рынков и не подключены к электросети; фотографирование на улицах и многое другое. Список можно продолжать.

Кабмин хотя и включил в перечень предоставление бытовых услуг дома у заказчика с проведением расчетов на месте (так, в Кабмине все же согласились, что расчет за ремонт бытовых приборов можно осуществлять без ЭККА), однако и обделил многих - частных ветеринаров, страховых агентов, действующих по поручению страхователя и выполняющих часть его страховой деятельности (с выдачей страховых свидетельств, полисов, сертификатов). Представим себе, чего только будет стоить транспортировка кассового аппарата частному ветеринару, отправляющемуся каждый день на десятки вызовов. Наконец, в перечне вообще не учтены случаи торгового обслуживания населения дома.

И еще об одном любопытном нюансе перечня. Кабмин действительно признал, что ЭККА не применяются в розничной торговле на рынках (вместо этого рыночные торговцы должны использовать расчетные книжки и книги учета расчетных операций). Однако при этом разработчики перечня делают оговорку, которая вряд ли понравится многочисленной армии владельцев киосков, палаток, павильонов, контейнеров, "мобильных" торговых точек, расположенных на территории рынков, - если четко следовать "букве" постановления, то кассовые аппараты... у них все-таки должны быть. Так что по крайней мере на столичных вещевых рынках, где торговые места - это в основном палатки и контейнеры, рыночников могут заставить применять кассовые аппараты.

Что дальше?

Интересно, что предпринимательские объединения немало подивились кабминовскому постановлению с перечнем. "Контрактам" известно, что Совет объединений предпринимателей при правительственном комитете экономического развития предлагал Кабмину подготовить перечень только после того, как будут внесены все изменения в Закон "О применении регистраторов расчетных операций..." Известно также, что правительство тогда согласилось с предложениями предпринимательских полпредов в Кабмине. Как оказалось - не надолго.

"Кроме явной антипредпринимательской направленности, новый закон об ЭККА содержит множество норм, имеющих неоднозначное толкование, в результате чего возникает немало вопросов, ответа на которые закон не дает. Зато у проверяющих появляются основания использовать "белые пятна" закона с пользой для себя. Налицо необходимость существенной корректировки закона. Именно с этой целью введение его в силу было отсрочено, с тем чтобы до конца года внести необходимые изменения, одним словом, сделать все, чтобы закон приобрел нормальный вид", - определил позицию предпринимательских объединений Дмитрий Ляпин, член секретариата Совета предпринимателей.

В настоящее время в парламенте создается предпринимательское лобби, которое обещает протолкнуть изменения к новому закону об ЭККА (см. "Что хотят изменить"). Народный депутат Сергей Терехин в интервью "Контрактам" отметил, что сейчас стоит задача убедить ВР в том, что новый закон об ЭККА нужно корректировать путем внесения в него изменений, а не принятия сопутствующих подзаконных актов.

Кому не посчастливилось попасть в перечень

Что хотят изменить в новом законе об ЭККА

Четыре опасности "контрольно-кассовых" новшеств


Украинская баннерная сеть

Мы будем знать о вас все. За ваши же деньги

За регистрацию экспортных соглашений с зерном трейдеры заплатят около $3 млн

Наивные трейдеры сидели тихонечко, так как надеялись, что отделаются какой-то сотней гривен за право экспорта законтрактованной собственными же силами продукции. Ан нет! В этой тиши биржи "выжали" из Минагрополитики такой Порядок регистрации контрактов, который заставляет агроэкспортеров не просто за символическую плату зафиксировать на бирже внебиржевое соглашение, а заключать полноценный биржевой контракт, причем за настоящие деньги - 0,5% от общей суммы соглашения. Таким образом государство рассчитывает добиться абсолютной прозрачности зерноторговли. В результате биржи ни за что получат кучу денег, Минагрополитики - мощный фактор, сдерживающий экспортные поставки.

Допросились!

85 грн за контракт независимо от его объема обещали брать с экспортеров авторы Порядка, призванного регламентировать регистрацию внебиржевых контрактов на биржах Национальной ассоциации (см. "Контракты" № 35/2000). "Будь он неладен, лишь бы только было тихо, - послушно соглашались трейдеры, - пусть уже берут с нас эти не такие уж и большие деньги, лишь бы быстрее вводили этот Порядок, так как суда под зерно уже в пути". Украинская лига предпринимателей АПК в своем письме даже премьера просила ускорить принятие Порядка. И напросились - Минагрополитики своим приказом № 139 птичку выпустил на волю. Теперь операторы зернового рынка не знают, что им делать. Ведь с таким "порядком" должным образом выполнить обязательства перед своими контрагентами - инвесторами и кредиторами - точно не удастся.

Порядок есть, но не о том

Курьез состоит в том, что долгожданный порядок, который разрабатывался во исполнение указа Президента под № 832 и должен был наконец поставить все точки над "і" в деле регистрации внешнеэкономических контрактов, просто игнорирует острейший на данный момент вопрос - регистрацию внебиржевых соглашений. А ведь последние сейчас составляют львиную долю в общем украинском экспорте зерна.

В то время, когда в портах уже накопились достаточные для экспортных поставок объемы зерновых, а на рейде запестрели знамена иностранных торговых флотов, пресловутый документ подробно растолковывает только то, как правильно регистрировать биржевые соглашения. Оказывается, все очень просто: все страницы документа должны быть проштампованы печатью биржи, причем непременно краской красного цвета. Свидетельство о регистрации, без которого таможенную границу с зерном не пересечешь, также выдается только участникам биржевого соглашения. За него даже плата не предусматривается. Ведь биржа и так сполна получит свое, оформляя биржевое соглашение: 0,2-0,3% от суммы контракта, плюс по 0,1% каждому брокеру, который будет представлять стороны договора.

Так что биржевики спят и видят, что наконец-то и внебиржевые экспортные контракты, которые в целом только в прошлом сезоне достигли около 3-3,5 млрд грн, отныне потекут через их счета, оставляя в виде приятного осадка 0,5%. Такова дорогая плата за прозрачность рынка и возможность государства контролировать экспортные зерновые потоки.

Деньги в обмен на гарантии

Впрочем, как выяснили "Контракты", несмотря на тотальное возмущение трейдеров, последние не против работать и через посредничество бирж и даже платить за это установленные 0,5%. Однако средства эти, по убеждению Юрия Федоренко, генерального директора фирмы "Юлия", биржа должна отработать своими услугами. Г-н Федоренко, как и другие трейдеры, убежден, что для плодотворного сотрудничества биржевиков и коммерсантов не хватает главного - гарантий на заключенные биржевые соглашения. Гарантий того, что, во-первых, приобретенное на бирже зерно действительно существует на указанном в контракте элеваторе, а его класс и качество отвечают задекларированным.

Во-вторых, местные власти не будут чинить никаких препятствий вывозу приобретенной на бирже продукции. В-третьих, в случае банкротства банковского учреждения, которое оперирует со счетом биржи, средства должны быть возвращены быстро и с учетом процентов. "Мы будем покупать на бирже товар тогда, когда она будет нести материальную ответственность за него", - утверждает Людмила Анфилова, коммерческий директор компании W. J. Grane LTD. Безусловно, даже при условии образцового выполнения всех этих условий полноценная работа через биржи может начаться только со следующего сезона - коней на переправе не меняют. Но что же делать сегодня?

Виктор ВЛАСОВ

Комментарии экспертов

Виктория НАЗЫРОВА, вице-президент Харьковской товарной биржи:

- Конечно, биржам такой поворот событий только на руку - чем больше соглашений брокерами заключено, тем больше денег биржами получено. Однако не верю, что таким силовым способом кого-то из трейдеров действительно удастся затащить на биржу. Да и не совсем правильно было бы, к примеру, требовать от компаний, вложивших свои собственные средства в производство, обращаться на биржу. Логично, что они скажут: "Зачем нам это надо? У нас, на ХТБ, и так идут нормальные торги - соглашений и без лишней принудительности хватает. Например, 16 августа объем сделок в денежном выражении превысил 2 млн грн, что в весе составляет 3,7 тыс. т".

Людмила АНФИЛОВА, коммерческий директор компании W. J. Grane LTD:

- Нонсенс! В начале года премьер-министр просил проинвестировать посевную кампанию. И мы финансировали сельхозработы от посевной до уборочной. А теперь нам же рассказывают, по каким ценам следует покупать и какие деньги платить за ту продукцию, которую вырастили наши же совместные предприятия. Создается впечатление, что авторы знаменитого Порядка не понимают, что они откололи.

Как вообще такой нелепый документ мог быть зарегистрирован Минюстом? Хотели за контракт получать по 5 или 10 необлагаемых минимумов - берите! Но платить 0,5% от суммы соглашения только за биржевую печать - это уж слишком. Никто не пойдет на то, чтобы за каждые 5 тыс. т, экспортируемых трейдерами зерновых, биржи на пустом месте получали $2,5 тыс. За что? За ту бумажку, которая удостоверяет, что контракт зарегистрирован на бирже. Чем таким образом наводить порядок на рынке, лучше бы нашли тех трейдеров, которые в прошлом сезоне незаконно вывезли из Украины продовольственное зерно.

Контракты №36 / 2000


Вы здесь:
вверх