логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Модели раздора - «Контракты» №36 Сентябрь 2000г.


Модели раздора

"Контракты" прогнозируют политические конфликты сезона "Осень-2000"

Дарина ВАЛЕРЬЯНОВА

Завтра начнет работу очередная сессия Верховной Рады. Одновременно произойдет символическое открытие нового политического сезона. Президент, парламент и даже премьер успели побывать в отпусках и теперь готовы вернуться к т.н. "конструктивному сотрудничеству". Каким будет этот конструктив, не выльется ли он, как у нас часто бывает, в противостояние и как все это отразится на экономической ситуации, попытался выяснить корреспондент "Контрактов".

Конфликт 1 - "конституционный"

Если верить руководству ВР, то законодательная ветка власти планирует засучить рукава, враз принять все кодексы и подправить Конституцию в соответствии с референдумом. Напомним, что речь идет о Гражданском, Земельном, Налоговом, Бюджетном, Уголовном и Таможенном кодексах. Имплементация изменений в Конституцию, а также рассмотрение и принятие каждого из кодексов могут затянуться на месяцы и спровоцировать конфликты как между властью и оппозицией, так и между провластными бизнесменами и предпринимателями, не слишком тесно связанными с руководящими структурами. Ведь именно эти документы фактически формируют предпринимательский климат в Украине: для одних видов бизнеса он может оказаться благоприятным, для других не очень. Манипулируя налоговой политикой, таможенной и пр., это сделать несложно.

Хотя, лидеры парламента настроены оптимистично. "Есть реальные шансы это сделать (принять эти документы. - "Контракты".) путем сотрудничества между законодательной и исполнительной властью и Президентом", - заявил на пресс-конференции первый вице-спикер ВР Виктор Медведчук.

Конлифкт 2 - "избирательный"

Здесь стоит обратить внимание на некоторые изменения, которые произошли в позиции руководства парламента. Где-то в конце июля - в августе у первых лиц ВР угасал, как говорится, блеск в глазах, когда речь заходила о внесении пропрезидентских изменений в Конституцию. В частности, в июле Иван Плющ заявил буквально следующее: народ, как пионер, всегда готов, о чем только его не спроси, тогда как парламентарии других стран предостерегают нас от ошибки в виде создания второй палаты парламента, мол, сами отделаться не можем. Но стоило господину Плющу отдохнуть вместе с господином Кучмой в Крыму, как он заговорил уже иначе.

На торжественном собрании, посвященном очередной годовщине Независимости, спикер заявил: формирование двухпалатного парламента будет способствовать созданию механизма политической ответственности, в результате чего станет возможным переход к системе, когда "за все, что происходит в государстве, будет отвечать не один человек - Президент, как было раньше, а и Президент, и парламент, и правительство", - "создание двухпалатного парламента - чрезвычайно сложное и ответственное дело".

Это может значить, что глава государства и глава парламента договорились и будут вести одну политику. В этой связи стоит вспомнить одно заявление Президента: мол, досрочных выборов не будет, они очень нежелательны. Сделано оно только в последнее время. Когда вырисовались договоренности Кучмы и Плюща. Это значит, что были правы те политологи, которые пророчили роспуск ВР Президентом. В качестве доказательства, они приводили массированную рекламную телекампанию нескольких зажиточных партий: "Батькiвщини", Демократического союза, "Трудовой Украины", спешное проведение съездов, создание новых партструктур и пр. С другой стороны, если первые люди страны опять побьют горшки и не примут нужные редакции нужных законопроектов, призрак выборов опять повиснет над Украиной.

Конфликт 3 - "бизнесовый"

... и связанный с уплатой налогов.

Нацбанк возвратил $100 млн МВФ, и руководитель Нацбанка заявил, мол, проживем без траншей, ведь живет же народ без зарплаты. Т.е. правительство в лице Государственной налоговой администрации будет пытаться компенсировать отсутствие траншей "за счет увеличения собираемости налогов", что неизбежно вызовет у предпринимателей желание и далее работать в теневой экономике.

С другой стороны, исполнительная и законодательная ветви власти договорились о принятии вскоре новой налоговой базы, более либеральной. Кабмин не скрывает, что надеется компенсировать уменьшение налоговых ставок за счет увеличения предпринимательской активности. Понятно, речь идет об активизации легального бизнеса, который будет отчислять в казну налоги.

Единственный возможный выход из этой ситуации - это создание настолько жестких и массированных налоговых репрессий, чтобы у предпринимателей не было другого выхода, кроме легальной работы. Даже более легальной, чем это было раньше. Заработает ли такая модель в условиях Украины - сказать пока трудно, ведь прецедентов еще не было.

Конфликт 4 - "международно-энергетический"

В августе сразу в двух российских изданиях появились обличительные материалы, обличающие экс-премьер-министра Павла Лазаренко. В конечном счете, самого Лазаренко они касались косвенно, поскольку описывали финансовые схемы в цепочке "Юнайтед Энерджи Интернешн Лимитед" (соучредитель и агент Единых энергосистем Украины), Министерство обороны России и РАО "Газпром".

Суть схемы проста: "Газпром" взял кредиты у собственных же банков - "Национального резервного банка" и "Империала" - на $200 млн и $250 млн и перевел их на счета Центробанка России в счет погашения задолженности перед российским бюджетом.

Минфин РФ перечислил эти $450 млн на счета Минобороны РФ, а главное управление военного бюджета и финансирования МО перевело всю сумму на счета "Юнайтед Энерджи Интернешн Лимитед". В тот же банковский день деньги вернулись в "Газпром" в счет погашения украинского долга, "Газпром" успел еще в тот же день вернуть банкам кредиты.

Со времени проведения сделок прошло пять лет, и о них уже никто бы не вспомнил, но, как утверждают издания, военные финансисты провели тогда перечисление без какого-либо документального обоснования. И это только теперь вызвало у кого-то сомнения. Появление этих текстов - не случайно и наверняка уж не связано с попыткой помянуть всуе имя украинского экс-премьера. Вероятнее, что идут разборки в Министерстве обороны РФ, где молодое поколение выживает поколение старшее. Именно там быстрее всех отреагировали на "откровения" прессы.

Но они могут привести и к обвинению "Газпрома": либо российские спецслужбы, если у них возникнет такая потребность, либо американские могут найти доказательства связей Вяхирева с украинской энергетической леди Юлией Тимошенко (подразумевается - деловых). А поскольку Тимошенко недавно заявила о желании уменьшить поставки из РФ до уровня 30% общих потребностей, т.е. больше, чем вдвое, и начала договариваться об альтернативных поставках газа с туркменами, то не исключено, что Кремль или другие недруги Вяхирева, газпромовского верховоды, запишут его в "украинские самостийники", что позволит нам познакомиться с еще несколькими горстями компромата из истории украинско-российских газовых отношений.

Ведь вряд ли "кредитная" история ЕЭСУ и "Газпрома" ограничивалась только одним этим случаем. Тем более, что недавно агент ФБР заявил: в деле Павла Лазаренко есть русский след.

Для Тимошенко и правительства это будет значить еще один козырь в руках оппонирующих группировок. Юлия Тимошенко доказала, что в ее силах выбить из энергетических структур деньги за потребленные (или реализованные) энергоресурсы. Кроме того, не секрет, что Кремль часто выдает свое недовольство теми или иными кадровыми назначениями Киева. Не исключено, что и Тимошенко попадет в этот черный список, и россияне приложат немало усилий, чтобы энергетику курировал более любезный по отношению к РФ чиновник.

Еще один конфликт - "правительственный"

За лето немало было сказано об отставке Виктора Ющенко. Дошло даже до внезапного отпуска премьера и президентского опровержения, мол, правительство работает хорошо, речи об отставке нет. Это может значить, что главу Кабинета действительно-таки "достали" интриги вокруг его имени, и он намекнул об этом Президенту. Но Кучме, очевидно, не на руку сегодня отставка Кабинета. И значит, что у Ющенко будет определенный карт-бланш на спокойную работу и иммунитет от парламентских нападок. Но вряд ли этот иммунитет будет распространяться на Юлию Тимошенко.

Некоторые из законопроектов, которые Верховная Рада собирается рассмотреть в ближайшее время

Пропредпринимательских...

Основная цель, которую преследуют авторы законопроекта, - снижение уровня штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

В отличие от действующих правил работы по спецпатенту в экспериментальных зонах, в законопроекте более четко определены условия работы по такой системе (когда вместо действующих налогов и сборов платится фиксированная сумма за сам патент). А главное - предлагается распространить применение спецпатента по всей территории Украины и расширить виды деятельности, по которым можно приобретать спецпатент.

Предлагается еще до принятия Налогового кодекса снизить ставки базовых налогов: НДС с 20% до 15%, налог на прибыль предприятий - с 30% до 25%.

Новые малые предприятия (с количеством работающих до 50 человек) предлагается наделять налоговыми льготами. В частности, взимать с "новорожденных" фирм только половину начисленной суммы налога на прибыль.

Отменяется бесспорное взыскание налоговой задолженности предприятий (картотека № 2). Предусмотрено списание налоговых долгов, возникших по состоянию на 1 января 1998 года.

Создается единая система органов регистрации для всех субъектов хозяйствования. Упрощается сама процедура регистрации. Сокращен перечень документов, необходимых для регистрации предприятия.

... и антипредпринимательских

Предлагается узаконить предоставление государственным органам финансовыми учреждениями полной информации об операциях своих клиентов и пресловутые "косвенные методы".

Законопроект существенно расширяет полномочия налоговиков вмешиваться в процедуру регистрации и отмены государственной регистрации предприятий.

Налоговые органы наделяются правом проверять соответствие задекларированных доходов фактическим расходам граждан.

Увеличиваются (в 12-14 раз) таможенные и акцизные ставки на импортные автомобили, особенно подержанные.

Как отреагируют украинские предприниматели на то, что НБУ потребовал от коммерческих банков неукоснительно предоставлять налоговикам по их требованию информацию об операциях клиентов?
Контракты №36 / 2000


Вы здесь:
вверх