логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Контракты" выясняют, почему переработка молока привлекает инвесторов - «Контракты» №36 Сентябрь 2000г.


"Контракты" выясняют, почему переработка молока привлекает инвесторов

Несмотря на дефицит сырья, подавляющее большинство отечественных молокозаводов уже разобрали частные владельцы

Теперь руководители молокозаводов ждут второй волны приватизации в отрасли. Те частные инвесторы, которые три года назад первыми решились рискнуть своими капиталами, уже окупили вложенные средства. Их пример побуждает частный капитал идти в переработку молока. В связи с этим на рынке молочных продуктов ожидаются серьезные изменения - появление новых торговых марок и усиление конкуренции между ними.

Рынку молочных продуктов предстоят "битвы гигантов"

Последние события в отрасли переработки молока свидетельствуют о немалом интересе инвесторов. Отечественные предприниматели выкупили, кроме Киевского гормолзавода №2, ряд молокозаводов средней мощности, а этим летом российская компания "Вим-Биль-Данн" приобрела один из самых мощных заводов в Украине - Киевский гормолзавод №3.

Как ожидается, инвестиции будут направлены на пополнение оборотных средств, улучшение качества продукции, расширение ассортимента и раскрутку торговых марок. Технологическая реконструкция, от которой очень зависит качество продукции, - второй по важности приоритет инвестора после пополнения оборотных средств и требует немалых расходов. Например, средний по мощности (100 т в сутки) Шишацкий сырзавод на Полтавщине, по подсчетам его директора, нуждается в более чем миллионе долларов инвестиций. Гормолзаводы требуют вложения $3-10 млн. Как сообщили в АО "Юрия" (бывший Черкасский гормолзавод), только в модернизацию цеха мороженого в прошлом году было вложено свыше $1,5 млн.

Покупка Киевского гормолзавода №3 компанией "Вим-Биль-Данн", как предсказывают субъекты рынка, существенно усилит конкуренцию, особенно в столице. Генеральный директор ОАО "Галактон" Вадим Чагаровский считает, что эти события будут стимулировать концентрации производства. Для своего предприятия он не видит угрозы в приходе мощной российской компании на наш рынок. "Я приветствую здоровую конкуренцию", - говорит господин Чагаровский. Как ожидается, мощные инвесторы будут применять в первую очередь классические приемы битв гигантов рынка - мощную рекламу, маркетинговые акции, снижения цен. В частности, к существующим на сегодня торговым маркам "Баланс", "Ласуня", "Билосвит", "На здоровье", "Волошкове поле" присоединятся "Вим-Биль-Данн" и торговая марка Нежинского молокозавода, выкупленного в прошлом году компанией "БКС-Милтех".

Малые и средние предприятия настроены не так оптимистично, поскольку у них меньше возможностей для подобных акций. Мелкие предприятия, не исключено, вовсе свернут переработку.

Например, заводы, которые перерабатывают до 40-50 т молока в сутки и из-за этого нерентабельны, в перспективе, как ожидают специалисты, превратятся в сборные пункты крупных молокозаводов. Подсчитано, что в этом случае "мелюзга" вместо убытков или работы "на ноле" будет иметь до 10% прибыли. Крупным заводам также выгодно делиться своей прибылью, потому что, забирая из одной точки 10 и больше тонн готового к переработке молока, они заметно экономят на транспортировке.

Фирменная торговля отживает свое

Появление и раскрутка новых торговых марок предусматривает расширение сети сбыта до общенациональных масштабов, чтобы окупить вложенные в бренд средства. Сейчас все молокозаводы, которые строились для обеспечения локальных рынков, пытаются пробиться в другие регионы. Это под силу в первую очередь крупным предприятиям. Широкую сеть дистрибьютеров почти во всех регионах организовали, в частности, "Галактон" и "Юрия". Специалисты не очень крупных предприятий жалуются на нехватку оптовых торговцев, которые забирали бы большие партии, из-за чего заводам самим приходится развозить продукцию чуть ли не по ящику.

Самостоятельный сбыт продукции через базары и фирменные магазины, который когда-то был средством борьбы с неплатежами торговой сети, сейчас изживает себя. Это отмечают руководители Кагарлыкского и Яготинского маслозаводов, которые в свое время успешно пробились на столичный рынок благодаря именно такому продвижению продукции. Например, яготинцы открыли в Киеве три фирменных магазина и дистрибьютерскую фирму. Впоследствии оказалось, что покупатель хочет видеть на прилавках полный ассортимент молочных продуктов от различных производителей, чего фирменные магазины обеспечить не могут. "В своих фирменных магазинах мы продаем не только молочную продукцию, но и другие продукты питания, иначе их вообще нецелесообразно было бы держать", - рассказывает начальник отдела реализации Яготинского маслозавода Станислав Старинец.

Руководители молокозаводов из Центрального региона (и больших, и не очень), отмечают, что на Юге и Западе протиснуться в торговую сеть даже легче, чем в соседних с предприятием районах и областях.

Возможности сбыта в других регионах зависят от срока хранения продукции. Поэтому крупные предприятия пытаются его удлинить и начинают выпуск продуктов с длительным сроком хранения. Но удлинить срок хранения невозможно без применения консервантов, что плохо отражается на качестве продукта и отталкивает потребителя. В перспективе специалисты не исключают другой вариант - изготовления "живых" продуктов, скажем, под брендом киевского завода, на небольших предприятиях недалеко от Харькова, Львова, Одессы и других крупных рынков сбыта.

Заводы вынуждены поддерживать молочное животноводство

Приток инвестиций в переработку молока вызван в частности необходимостью пополнять оборотные средства заводов. Лучше обеспеченное оборотными средствами предприятие может закупить больше молока, лучше загрузить производственные мощности, а, следовательно, и иметь более высокую рентабельность. Сейчас загруженность средних (проектная мощность 50-200 т в сутки) предприятий, которые считаются благополучными, летом составляет 50-75%, а зимой - 30-50%, крупных - еще меньше. Так, "Галактон" с проектной мощностью 800 т в сутки перерабатывает сейчас 280 т. Встречаются заводы, где оборотных средств нет, и загруженность не выше 2%. Последних еще в прошлом году защищали местные власти, препятствуя вывозу молока за пределы районов и областей. Но в этом году, как отмечают почти все опрошенные "Контрактами" руководители предприятий, вмешательство местных властей прекратилось. Теперь ничто не препятствует конкуренции между переработчиками, и на сегодня они подняли закупочные цены до 45-70 коп. за литр в зависимости от региона.

Почему же все-таки инвестиции поступают, несмотря на очевидный дефицит молока? Ответ простой: появились признаки стабилизации в молочном животноводстве. По предварительным данным, остановилось сокращение молочного стада в целом. В частном же секторе поголовье коров даже растет. В некоторых районах зафиксирована стабилизация производства молока уже с начала года. Свертывание бартера в сельском хозяйстве внушает надежду на отказ от практики весеннего и осеннего забоя молочного стада ради обмена мяса на горючее. И хотя животноводство в крупных сельхозпредприятиях еще не стало в целом прибыльным, а кормопроизводство - менее энергоемким, стабилизация численности молочного поголовья обещает стабилизацию производства молока с весны 2001 г.

Дефицит "колхозного" молока заставил перерабатывающие предприятия переориентироваться на крестьянские и фермерские хозяйства. Сегодня там находится почти 70% всего поголовья коров. Доля индивидуалов в поставке опрошенных "Контрактами" предприятий пока 30-60%, поскольку заводу удобнее брать молоко у сельхозпредприятий. Они завозят на завод охлажденное молоко, качество которого можно полностью проконтролировать во время приема. Более низкие транспортные затраты позволяют заводам собирать молоко от сельхозпредприятий в радиусе 100 км, а мощным гормолзаводам - до 200 км, тогда как молоко от частника невыгодно возить дальше, чем на 50 км.

Одним из первых еще 4 года назад организовал заготовку молока "от дяди" собственным транспортом Яготинский молокозавод на Киевщине. На сегодня оно составляет 60% молока, которое перерабатывает завод. В среднем по размерам селе, по словам представителей завода, заготавливается приблизительно 1 т молока ежедневно.

Обеспечение больших по объему поставок с крупных сельхозпредприятий, ввиду их бедственного положения, требует от молокозаводов давать крестьянам предоплату и товарные кредиты (горючее, иногда - подсолнечный шрот и комбикорма), иногда - еще и кормоуборочную технику и племенной скот.

Как указывают сами руководители молокозаводов, кредитование сельхозпредприятий - явление временное. Оно может отмереть, когда у реформированных хозяйств появятся собственные средства. По словам представителей молокозаводов, кредитовать сельхозпредприятия не очень выгодно, поскольку таким путем завод гарантирует себе только поступление сырья, но отнюдь не его удешевление. И бывало, что уже реформированные сельхозпредприятия брали товарный кредит под поставки молока у одного завода, а продукцию продавали другому, который предлагал за литр на 5 копеек больше.

Самые большие прибыли - от сухого молока, мороженого и сыра

Подогревание цен переработчиками повлекло падение рентабельности молокозаводов. Сейчас обычный молокозавод в райцентре летом имеет от 5-7 до 14% рентабельности, зимой - 0-7%. Заводы, где зимнее падение объемов переработки не так ощутимо (например, не 50%, а только 30), наоборот, зимой имеют вдвое высшую рентабельность благодаря сезонному росту цен на молочные продукты.

Приведенные цифры - это, так сказать, средняя температура по палате. Что касается отдельных продуктов, то высокую рентабельность производства твердых сыров, сухого молока и мороженого отмечает большинство специалистов. Так, производство мороженого в индустриальных масштабах будет давать, по подсчетам директоров заводов, до 100% рентабельности. А сухое молоко стало выгодно продавать и в Украине - отечественные кондитеры начали давать за него не меньше, чем заграничные. В этом сезоне большие прибыли приносит казеин, закупочные цены на который подпрыгнули вдвое по сравнению с прошлым годом - до 20 тыс. грн/т, но, по словам специалистов, это временное явление. Масло, наоборот, теперь из-за низкой, часто минусовой, рентабельности считается едва ли не побочным продуктом производства обезжиренного молока.

Перспективными считаются сравнительно новые для нашего потребительского рынка и рассчитанные на небедных граждан продукты, например молоко длительного хранения, йогурты, сырковые массы, глазированные сырки в шоколаде. Их выпуск осваивают все новые молокозаводы, и внедрения этих продуктов упирается разве что в средства - линия разлива Т-молока в упаковку "Тетра-Пак" или по производству глазированных сырков стоит свыше 0,5 млн. долларов.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Фото Светланы СКРЯБИНОЙ: 1. Участок приема и контроля молока сырца на киевском ОАО "Галактон". Наполнить молоком бак на 200 куб. м сегодня непросто, 2. Отношение к молоку трепетное: не пролить ни капли

Главное
Контракты №36 / 2000


Вы здесь:
вверх