логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Упаси нас, Боже, от "неконтролируемых" денег - «Контракты» №36 Сентябрь 2000г.


Все мы немного бухгалтеры

Все мы немного бухгалтеры

Планирование и контроль бюджета - это обязанность не только главбуха, но и первого руководителя

Что такое бюджетирование?

У этого термина, как часто бывает, в учебниках по менеджменту много разных определений. От "Бюджетирование - инструмент управления менеджеров среднего звена", до "Бюджетирование - технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов".

"Контракты", не вдаваясь в глубокие размышления о совместимости понятий "инструмент" и "технологии", для себя определили бюджетирование как инструмент бизнеса, позволяющий сочетать финансовый и маркетинговый планы проекта с целью эффективно контролировать практическую реализацию проекта, своевременно реагируя на возникающие проблемы.

Упаси нас, Боже, от "неконтролируемых" денег

Незнание инструментов финансового управления - ахиллесова пята украинских предпринимателей

Небольшой опрос, проведенный "Контрактами", показал, что большинство руководителей, когда упоминался термин "бюджетное планирование", тут же переадресовывали корреспондента к бухгалтеру или финансовому директору. И только единицы не нуждались в помощи со стороны финансистов и в поиске необходимых бумаг, чтобы четко объяснить свою текущую финансовую ситуацию и запланированные показатели.

При этом едва ли не каждый из опрашиваемых признавал, что за последний месяц или квартал, или год на фирме были факты перерасходов рекламного или выставочного бюджета, невыполнения планов дохода или прибыли. Виновник "назначался" быстро - собственный бухгалтер или директор по сбыту, внешние партнеры, конъюнктура рынка, налоговая инспекция... На самом деле же, очень часто причина "нестыковки" одна: первый руководитель свято убежден, что бюджетирование - не его дело.

В финансах собственного дела разбирается каждый десятый

Существует джентльменский минимум финансовых инструментов: бюджетирование, привлечение средств и размещение временно свободных средств. Есть и много других, и все-таки главным остается бюджет, составление которого требует полного контроля за внутренними денежными потоками. Иногда, утверждают эксперты, достаточно составить бюджет, чтобы спасти бизнес.

Марьяна БУДЖЕРИН, эксперт Western NIS Enterprise Fund - организации, которая кредитует малый бизнес в Украине и Молдавии:

- Бюджетное планирование бизнеса - это даже не долг, а свойство руководителя-предпринимателя. Он это должен делать так же просто и легко, как дышит воздухом. Основные финансовые предположения, плановые показатели объема производства, себестоимости, реализации и соответственно прибылей и расходов, прогноз движения наличности должны "сидеть в голове" предпринимателя. Как показывает наш опыт работы с аппликатами на получение кредита, таких руководителей-предпринимателей лишь один на десяток "обычных" руководителей, которые пытаются переложить это бремя на плечи бухгалтера. А как же руководитель может без этого понимать, где в данный момент находится его бизнес? Насколько он уклонился в сторону и как исправить положение?

Почему это нужно делать?

Николай КРЕЙЦМАН, экс-директор производственного предприятия, долго не хотел заниматься этим вопросом:

- Сначала, несмотря на то, что мой бизнес довольно динамично развивался сразу в нескольких направлениях, мой бухгалтер периодически сталкивался с нехваткой средств на счету в нужный момент. Причина была простой: в разных проектах денежные потоки разные по периодичности и структуре. Когда они случайно накладывались, я получал хаос. И поэтому вынужденно одалживал оборотные средства. Срочно, а значит, и на плохих условиях.

Прогноза возврата денег от продажи не существовало вообще. Отсюда и нарушения графика погашения задолженности перед банком-кредитором. Я даже открыл феномен "закона денежной подлости": пакет штрафных санкций всегда пополняется, потому что все обязательные выплаты накапливаются разом в тот день, когда средств на счету не хватает. Если заметить, что производственный бизнес в основном живет за счет кредитов (средства обращаются долго), то дороговизна привлеченных от банков средств приводит к тому, что денежные проблемы нарастают, как снежный ком. Выход один - составлять бюджет. Как технологию планирования, учета, контроля денег и финансовых результатов.

Кому это делать?

Игорь РОГОШЕВСКИЙ, "Украинская ассоциация менеджмент-консультантов":

- Небольшое семейное фермерское хозяйство еще может обходиться без бюджетирования, так же как и мастерская с 2-4 работающими или "челнок". Однако уже небольшая торговая фирма или производство, со значительным объемом операций по закупке, продаже, переработке или хранению и, соответственно, с разнообразными налоговыми обязательствами, без этого не обойдется. Я рекомендовал бы делать бюджетирование, начиная с достижения уровня оборота в 10-15 тыс. у. е. в год и 5-6 работающих в штате.

Учиться только на своих ошибках как свойство украинцев?

Николаю КРЕЙЦМАНУ в свое время не удалось спасти свое первое предприятие. Но идеологию бюджетирования он усвоил и работает успешно:

- Сегодня я работаю при помощи привитой американцами с Вестерн НИС Энтерпрайз Фанд культуры прогнозирования расходов и поступлений. Учился я на практике - пытался получить кредит от их фонда и получил его (с третьей попытки). После этого я еще несколько раз брал кредиты в банках и частных инвесторов и всегда их вовремя возвращал. В пищеперерабатывающей и сельскохозяйственной отрасли без прогноза движения средств и баланса расходов и поступлений сегодня нечего делать. У нас это хронически не умеют делать. Поэтому и считается, что сельское хозяйство самый надежный способ обанкротиться.

Заметим, что планирование бюджета - это первая системная задача, встающая перед любителем, когда заканчивается менеджмент "здравого смысла". Это своеобразный "тест на взрослость", который не проходит каждый третий-четвертый "бизнесмен".

Иван РЯБОШАПКА, консалтинговая компания "Инвестфор":

- Руководителю нужно понимать, что самые разносторонние аспекты денежного управления: от налогового планирования - до выбора резервной политики - получают крепкое основание с появлением даже простого бюджета. К сожалению, даже в некоторых банках этого не понимают.

Угрозы извне против угроз изнутри

"Кто же против планирования и прогнозирования?" - обычно говорит "хитрый" руководитель, прибавляя, что планирование бизнеса в Украине - вопрос скорее веры, чем знания. То какое-то указание придет из ГНА, то платеж получим в последний день месяца - и весь план к черту!" Но не нужно подменять проблему, нестабильность рыночную смешивать с нестабильностью внутри фирмы. Консультанты "Инвестфора" считают: скепсис местных руководителей часто вызван тем, что планирование применяют ограничено и раздельно - в бюджетном планировании и отдельно в учете денег. А нужно, чтобы они составляли единый контур управления - только тогда можно говорить об управлении финансами. Система учета должна измерять результат выполнения бюджетов, строить индикаторы для анализа отклонений. А потом положительные отклонения поддерживаем, а отрицательные нейтрализуем.

Андрей ЛАЗАРЕНКО


Украинская баннерная сеть

Главное
Контракты №36 / 2000


Вы здесь:
вверх