логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Теневики пережили объявленную государством войну, переживут и перемирие - «Контракты» №38 Сентябрь 2000г.


Теневики пережили объявленную государством войну, переживут и перемирие

Государство заявляет о новой тактике борьбы с теневой экономикой: кнут планируется сменить на пряник

Елена ДОБРОНРАВОВА

На прошлой неделе Минэкономики презентовало журналистам проект государственной программы детенизации экономики. Идея документа, как утверждают его авторы, почти революционная: решить проблему легализации бизнеса экономическими, а не "полицейско-административными" методами, которые были и остаются в ходу доныне.

Впрочем, по признанию должностных лиц, программа пока представляет собой скорее декларацию о намерениях, чем реальный план действий. Хотя с учетом некоторых уже обнародованных инициатив так называемый экономический пряник, который готовят для отечественных предприятий, может оказаться пострашнее административного кнута.

Правительственная Программа детенизации: доверяй, но проверяй

Итак, сперва о сугубо экономических методах, которые предлагается использовать государству для легализации отечественного бизнеса. Никаких сенсационных или принципиально новых подходов, о которых заявляли разработчики, "Контракты" не нашли: предполагается упразднить нецелесообразные (хотя и не определено, что подразумевается) льготы, чтобы создать равные условия для деятельности всех субъектов хозяйствования.

Далее, перенести основную налоговую нагрузку из сферы производства в сферу потребления. Наконец, стимулировать легализацию занятости через уменьшение начислений на заработную плату и реформирование пенсионной системы. Интересно, с точки зрения "Контрактов", другое - то, каким образом Программа предлагает усовершенствовать систему расчетов между субъектами хозяйствования, ведь здесь об экономическом регулировании уже речь не идет.

Считается необходимым законодательно определить порядок информирования банковскими учреждениями компетентных органов о значительных суммах наличными, полученных из банков; и механизм регистрации финансовых операций и идентификации клиентов банков с одновременным введением особого контроля определенных видов финансовых операций. То есть Программа рекомендует ускорить принятие того самого законопроекта "О предотвращении и противодействии легализации средств, полученных преступным путем" (об этом документе "Контракты" писали в №30 за 2000 год). К этому также прибавляется предложение запретить банкам проводить расходные операции без сообщения ГНАУ об открытии нового счета и усилить или ввести уголовную ответственность за незаконное открытие банковского счета и сокрытие доходов в иностранной валюте.

Справедливости ради следует отметить, что проект Программы предлагает ввести и некоторые положительные, на наш взгляд, меры. Например, разработчики считают необходимым ограничить полномочия проверяющих и регулирующих органов, чтобы уменьшить их вмешательство в предпринимательскую деятельность. Кроме того, обеспечить прозрачность действий исполнительной власти. Для этого в обязательном порядке должно проводиться публичное обсуждение проектов решений органов государственной власти в отношении предпринимательской деятельности и должна быть установлена ответственность для ведомства, разработавшего проект норматива, противоречащего действующему законодательству. Также планируется ввести прохождение каждого законодательного проекта через независимую экспертизу для оценки возможности его использования в теневой экономической деятельности.

Налог на расходы - лекарства от тенизации

Но без сенсаций тема экономических рычагов влияния на теневую экономику все же не обошлась. Ими стали некоторые идеи, которые предложено внести в проект Программы. Самую интересную из них обнародовала заведующая отделом Научно-исследовательского экономического института при Минэкономики Антонина Базилюк: ввести налог на расходы. Аргументы "за" г-жи Базилюк вполне убедительны - на сегодня один из распространенных способов уклонения от налогообложения - увеличение производственных расходов.

Т.е. предприятие показывает на бумаге (при этом совершенно законно) значительные затраты на производство, уменьшая таким образом доходы и суммы обязательных платежей, которые следует с них отчислять. Поэтому, если будут облагаться налогом расходы, предприятию будет экономически невыгодно их завышать. И еще: аналог этого налога есть в некоторых развитых странах - размер обязательного платежа зависит от уровня рентабельности предприятия. Хотя сторонники введения налога на расходы пока не определились с базой налогообложения. То ли облагать налогом сами расходы, то ли прибыль в зависимости от уровня записанных расходов, но на введении налога в любой форме будут настаивать до последнего. Соответствующие предложения уже внесены в проект Налогового кодекса. Но к введению такого кардинально нового налога следует подходить взвешенно.

Ведь если, с одной стороны, он действительно будет способствовать детенизации и стимулировать легально и эффективно работающие предприятия, то, с другой, этот налог явно навредит предприятиям с реальными высокими расходами на производство или же тем, кто вкладывает деньги в развитие своего предприятия. Также интересно было бы услышать, по каким ставкам предлагается взимать данный налог. Однако на эти вопросы г-жа Базилюк не ответила.

Чтобы решить проблему детенизации, Украине понадобится по меньшей мере 25 лет

План мероприятий Кабинета Министров на период 2000-2002 лет по уменьшению объемов теневой экономики представители центральных органов исполнительной власти разрабатывали вместе со специалистами Научно-исследовательского экономического института, Института экономического прогнозирования и Института социологии НАН Украины, Гарвардского проекта в Украине. И все же правительственный Комитет экономического развития Программу не утвердил (хотя и признал концептуально верной) и отправил на доработку.

Заместителю министра экономики Игорю Шумило пришлось вслух признать правильность замечаний комитета о недостаточном исследовании состояния нелегального бизнеса (речь идет о том, что разработчики не слишком тщательно отследили отношения предприятий в отраслях, которые считаются наиболее пораженными тенизацией - топливная энергетика, внешняя торговля, кредитование и финансы, приватизация) и о заметной затеоретизированности Программы из-за отсутствия консультаций с субъектами предпринимательства.

"Контрактам" к тому же показалось, что в Программу с самого начала заложена малая эффективность. Так как результатом, которого ждут от документа его разработчики, должно стать снижение существующих объемов теневого сектора экономики в среднем на 2% ежегодно на период действия данного документа. Но следует учесть, что, по разным методиками оценки, сейчас теневой сектор составляет от 50 до 100% ВВП. А для того, чтобы теневая экономика не оказывала существенного влияния на экономику легальную и не самовоспроизводилась, ее объемы, как считают эксперты, не должны превышать 30%.

А налоговики свою программу детенизации уже выполняют

Как оказалось, Программа наподобие нынешней совместными усилиями контролирующих органов была разработана еще три года назад. Изложена она в документе "Теневая" экономика в Украине - пути и методы уклонения от налогообложения и меры по ее преодолению". Но главное, что те же налоговики не только пишут, но и добиваются выполнения запланированного. Вот, например, в Программе речь шла о целесообразности предложить Верховной Раде ввести ответственность за незаконное тиражирование и распространение контрафактной продукции, а саму аудио- и видеопродукцию маркировать - это уже сегодня имеем. Вопрос о введении института представителей ГНАУ за границей сегодня активно обсуждается. Но ведь и это - из Программы трехлетней давности.

А о предоставлении банками ГНАУ информации о движении денежных средств предприятий и говорить нечего. При этом учтите, что в Программе содержатся конкретные предложения об установлении определенных "правил игры" в каждой отрасли экономики. Вот если бы и предприниматели научились так ясно излагать свои предложения и лоббировать свои интересы, может быть, и с теневой экономикой покончили бы раньше. Тем более что по результатам опроса, проведенного Научно-исследовательским институтом статистики Госкомстата, свыше 70% отечественных предпринимателей-респондентов при условии создания нормальных экономических законов хотели бы работать только легально.

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО


Украинская баннерная сеть

Принесет ли реальные результаты новая программа правительства по борьбе с теневой экономикой экономическими методами?

Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель Координационного совета объединения предпринимателей "Новая формация":

- Каждое правительство, безусловно, должно иметь программу борьбы с теневой экономикой. И, с точки зрения предпринимателей, положительный момент программы - уже сам факт ее появления. Но, к сожалению, большинство законодательных актов, связанных с развитием предпринимательства, среди них и эта программа, разрабатываются без тщательного изучения позиции экспертов, да и мнением представителей малого и среднего бизнеса никто не интересуется. Влияние таких людей на программу минимально. Это ее серьезный недостаток. Важно, что правительство считает приоритетными экономические методы, а не административные. В Украине должен работать принцип "разрешено все, что не запрещено", а не наоборот. Хочется верить, что программа будет способствовать этому. Наше объединение постарается внести свои замечания к ней с целью большей эффективности.

Наталья КОЖЕВИНА, председатель Федерации профсоюзов рабочих кооперации и других форм предпринимательства:

- Когда объявляется борьба с теневой экономикой, в первую очередь начинается поиск виновных. А хочется видеть реальные шаги по либерализации предпринимательства. Но налоги не уменьшаются, никто не дает никаких гарантий предпринимателям. С одной стороны, наша организация приветствует этот шаг правительства в направлении детенизации экономики, а с другой, мы видим в новой программе только декларации.

Алексей ПЛОТНИКОВ, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики:

- Уже было более чем достаточно программ и лозунгов борьбы с теневой экономикой, особенно накануне президентской кампании, но все они оказались безрезультатными. В этой программе я не вижу чего-то нового и эффективного, что может помочь легализации теневой экономики. Это документ декларативного характера, который не будет результативным и ничего не изменит. Только, когда примем налоговый, административный, гражданский кодексы, создадим реальную законодательную базу, можно будет говорить о детенизации экономики. Примеры Испании, Италии и других стран показывают, что с теневой экономикой экономическими методами бороться можно. Но у нас не те стартовые условия.

Владимир ДМИТРИШИН, помощник председателя Совета предпринимателей при Кабинете Министров:

- Главным экономическим методом в борьбе с теневой экономикой должна быть либерализация налогообложения. В первую очередь ограничение ставки налога на добавленную стоимость в пределах 10%. Сегодня работа предприятия через так называемые конвертационные фирмы обходится в 7-8%. Если же налог уменьшить, потребность в них отпадет сама по себе. Я думаю, этот метод следует использовать в программе в первую очередь. С теневой экономикой необходимо бороться исключительно экономическими методами. Ни административные, ни уголовные не помогут. В целом же то, что правительство заявило о такой программе, говорит о правильном направлении движения.

Комментарий "КОНТРАКТОВ"

С теневой экономикой все время нужно что-то делать: если не удается добиться уменьшения ее объемов, то хотя бы поговорить об этом, нарисовать обнадеживающие перспективы... Больше всего в новой программе правительства привлекает внимание то, что, кто бы о ней ни говорил, все отмечают ее декларативность. Прибавим, что теневая экономика - далеко не только украинская проблема.

Даже в наиболее развитых государствах мира становится более заметной тенденция к увеличению нелегальных оборотов. То, что причины их возникновения - у нас и у них - принципиально разные, это уже другой разговор. А говорить о необходимости борьбы с теневиками безусловно нужно. Вот только бы форму поискать более оригинальную: оперу на эту тему написать, балет поставить, орден "Борца с тенью" пяти-семи степеней учредить...

Контракты №38 / 2000


Вы здесь:
вверх