логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бюджетная баллада о 27 украинских губернаторах - «Контракты» №38 Сентябрь 2000г.


Бюджетная баллада о 27 украинских губернаторах

Руководители областей при поддержке Президента провалили реформу межбюджетных отношений

Константин ПОЛОВЦЕВ

Город Киев, улица Грушевского, парадный подъезд Кабинета Министров. Из него выбегает министр финансов Игорь Митюков, за ним следом министр экономики Василий Роговой.

- Василий Васильевич, сколько на ваших?

- 23.55, а на ваших?

- А на моих уже 23.56. Ой не успеем!

- Ничего, успеем, не в первый раз!

Министры быстро идут по улице в сторону Верховной Рады.

Министров догоняют премьер-министр Виктор Ющенко и первый вице-премьер Юрий Ехануров. В руках у Виктора Андреевича пачка бумаг, перевязанная желто-голубой лентой. На первой странице большими буквами: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ - 2001.

- Виктор Андреевич, вы подпись не забыли поставить? А копию хотя бы одну оставили? Юрий Ехануров тоже обеспокоенно посматривает на часы.

- Подпись, кажется, поставил. А вот копия? Сколько у нас времени?

- Еще минуты две. Должны успеть. Главное, чтобы Беренгаут не увидел, а то опять нажалуется в Вашингтон.

- Беренгаут - это полбеды. А вот если сейчас социал-демократы или коммунисты нас поджидают? А у нас охраны всего человек пять!?

...Ровно в 23.59 весь экономический блок правительства реформаторов во главе с премьер-министром стучит руками и ногами в двери Верховной Рады: "Откройте! Это мы - правительство!".

Наконец сторож отпирает:

- Чего надо?

- Да мы бюджет принесли. Возьмите, пожалуйста, и распишитесь. Только обязательно дату поставьте - 15 сентября.

Двери закрываются...

Добрая украинская привычка

Не успел глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) Юлиан Беренгаут утром в понедельник, 11 сентября, похвалить проект государственного бюджета Украины на 2001 год, особенно за профессионализм его составления, как Украина в очередной раз показала заокеанским гостям, что обещаниям и всяческим правительственным проектам доверять не стоит, какими бы хорошими они ни были.

Уже вечером Президент Леонид Кучма провел совещание по подготовке проекта госбюджета 2001, после которого правительству пришлось переписывать чуть ли не половину всего проекта. Все это - за три дня, поскольку по закону бюджет должен быть представлен в Верховную Раду 15 сентября. Заседание правительства, назначенное на четверг, 14 сентября, было перенесено на пятницу. Как объяснила пресс-секретарь премьера, "по техническим причинам". По-видимому, просто не успели распечатать и раздать министрам.

Вторая версия - кабминовцы просто не успели прочитать проект. Хотя, зачем читать. Все равно, как говорится, между первым и вторым (чтением) бюджет может существенно измениться.

Чиновники со стажем, которые не первый год участвуют в бюджетном процессе, уверяли, что ничего необычного в подготовке госбюджета 2001 нет. Все как всегда - несколько бессонных ночей, постоянные заседания с литрами кофе, и 15 сентября Верховная Рада получает проект госбюджета на следующий год, а Кабмин со следующего дня начинает работу над изменениями к первому чтению. Для большей убедительности они напоминают о бюджетной эпопее 2000, в ходе которой правительству Ющенко все же удалось кардинально изменить бюджет между первым и вторым чтением, хотя и нарушив все сроки.

Единственное, на что указывают бюджетные эксперты, реформа межбюджетных отношений, которую задумало правительство и поддержала бюджетной резолюцией Верховная Рада, в госбюджете 2001 уже точно не произойдет.

При поддержке Президента

"Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах на это сегодня идти нельзя. На первый взгляд, кроме разрушения, этот реформаторский зуд ни к чему не приведет", - эти слова Леонида Кучмы поставили большой крест на реформе местных бюджетов.

Напомним, что правительство и бюджетный комитет лоббировали новую систему межбюджетных отношений, при которой госбюджет должен был охватить бюджеты районов и городов (всего 682), тогда как прежде уровень детализации бюджета ограничивался бюджетами областей (27). За две недели до совещания у Президента правительство провело несколько встреч с лидерами местных советов, пытаясь "продавить" новые межбюджетные отношения. Городские и районные лидеры охотно поддержали новый принцип, который делал их более независимыми от областной власти (другое дело, что не все были довольны уровнем средств, которые отдавал центр регионам). В свою очередь главы облсоветов и облгосадминистраций пообещали правительству сделать все возможное, чтобы эти предложения не прошли. Автономный принцип формирования бюджетов районов и городов выбивал из их рук финансовые рычаги управления в регионе.

И губернаторы свое обещание выполнили. По мнению председателя бюджетного комитета Верховной Рады, члена партии "Батьківщина" Александра Турчинова, Президент после встречи с губернаторами "увидел в реформе политическую подоплеку, что мы ("Батьківщина" и правительство. - "Контракты".) просто заигрываем с регионами накануне парламентских выборов, чтобы получить их голоса". Леониду Кучме значительно проще руководить 27 главами облгосадминистраций, судьба которых целиком зависит от него. Для работы административной властной вертикали такую схему ему хотелось бы оставить и в областях.

А тот аргумент, что согласно Конституции бюджетные функции ни за губернаторами, ни за облсоветами не предусмотрены, и что без финансовой самостоятельности никакое местное самоуправление просто невозможно, Президент пока не воспринимает.

В лучшем случае, история межбюджетных отношений 2001 закончится введением пилотного проекта новых отношений в 1-2 областях Украины.

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО


Украинская баннерная сеть

Проминвестбанк "переходит" на газ

НАК "Нефтегаз Украины" решила перевести счета в Проминвестбанк

Елена ЛЫСЕНКО, Дмитрий КОШЕВОЙ

Газовая отрасль всегда была лакомым куском для банкиров: что бы там ни говорили газовики об отсутствии денег у потребителей, деньги в отрасли всегда были, есть и будут. Именно поэтому газовые компании до последнего времени сами создавали для себя банки. Смена руководства НАК "Нефтегаз Украины" может серьезно изменить расстановку сил и на банковском рынке после того, как компания объявила о переводе всех счетов НАК и ее дочерних предприятий в Проминвестбанк. Впрочем, банкиры, которые обслуживали газовую отрасль раньше, надеются, что это решение будет воплощено в жизнь только наполовину и счета дочерних предприятий НАКа у них не заберут.

Сенсация, которой ждали

Аргументация нового руководства НАКа была железной: "обеспечить эффективное использование его финансовых ресурсов, открыть кредитные линии для реализации перспективных программ развития отрасли и ужесточить оперативный контроль за движением средств". И все это под шумок подготовки к отопительному сезону и пресловутого реформирования топливно-энергетического комплекса.

По мнению некоторых наблюдателей, в истории с централизацией счетов прежде всего политическая подоплека: мало кто в верхах не знает о дружеских отношениях между Укргазбанком и другими газовыми банками и бывшим руководителем НАК "Нефтегаз Украины" Игорем Бакаем. А тут еще один его товарищ - Игорь Диденко - недавно подлил масла в огонь перспективой своего возвращения в НАК. Если уж правительство во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко решили взять на себя власть в "Нефтегазе", то вполне логично извлечь газовые средства из неподконтрольных банков.

Почему счета передали Проминвестбанку? Во-первых, в случае выбора любого другого банка вопросов к правительству о причинах перевода было бы больше, чем ответов. А ПИБ - банк системный, хорошо известный на рынке, финансово здоровый (по крайней мере внешне), имеет разветвленную сеть отделений.

Во-вторых, Ющенко и Тимошенко были заинтересованы помириться с Матвиенко после громкой критики последним решения правительства по переводу всех денег энергокомпаний в Сбербанк. Ни для кого не секрет, что у ПИБа кредитные возможности гораздо больше, чем у небольших отраслевых банков: по состоянию на 1 мая текущего года он прокредитовал юридических лиц на 1578,48 млн грн и по этому показателю занимает второе место среди всех украинских банков.

Кто в выигрыше?

11 сентября ПИБ разослал всем банковским учреждениям телеграмму с информацией о переводе в его учреждения на обслуживание НАК "Нефтегаз Украины", ее структурных подразделений, дочерних, подчиненных и связанных с ней предприятий. А также сообщил об открытии в банке 6 сентября основного текущего счета НАК и консолидированного распределительного счета дочерней компании "Торговый дом "Газ Украины". Напомним, что именно на этот счет, согласно постановлению Кабмина от 13 ноября 1998 года, должны поступать средства за использование природного газа от всех категорий потребителей и осуществление расчетов за его поставку и транспортировку.

Что будет иметь Проминвестбанк из всей этой истории? Естественно, как солидные пассивы (по словам банкиров, остатки на счетах у нефтегазовиков - очень лакомый кусок для финансистов), так и крупного заемщика, правда, не очень дисциплинированного. Кстати, как стало известно "Контрактам", НАКу в Проминвестбанке уже вроде бы открыта кредитная линия на 36 млн грн.

Кстати, по словам Вадима Копылова, залогом под кредиты в Проминвестбанке будет служить газ, который должен реализовать Торговый дом "Газ Украины". То есть весь добытый в будущем и заработанный дочерними предприятиями газ уже заложен Проминвестбанку. В этой связи есть один нюанс: если "Нефтегазу" в Укртрансгазе и Укрдобыче принадлежит 100% акций, то в ОАО "Укрнефть" он владеет только 51% акций. И г-ну Копылову следовало знать, что подобные решения могут приниматься только на собрании акционеров. Еще одно: все деньги за реализованный газ поступают на консолидированный счет "Газа Украины", и, согласно действующему законодательству, ему не могут быть предъявлены платежные требования. А Вадим Копылов издает внутренний приказ, по которому компании должны срочно перевести счета в ПИБ.

Соответственно, кто-то считает счета "Нефтегаза" подарком от Кабмина Владимиру Матвиенко, другие - ярмом, которое решили повесить на промышленный банк. В основном же банкиры склоняются к первой версии.

Что же касается финансовых партнеров газового монополиста Украины, то они, как минимум, попытаются вернуть если не счета НАК, то хотя бы ранее выданные кредиты. Например, только в течение двух последних лет "Нефтегаз Украины" взял в Укргазбанке (в этом финансовом учреждении и сейчас остается его основной счет) кредитов на 300 млн грн, 4 млрд рублей и $6 млн. И это еще не все. Около $40 млн компания должна другим кредиторам, в числе которых Укрэксимбанк, Кредитанштальт, МТ-банк и другие.

"Мы заняли достаточно жесткую позицию по погашению кредитов НАК "Нефтегаз": сначала попытались разработать график погашения задолженностей, но новое руководство уже полтора месяца с нами не встречается", - рассказал "Контрактам" председатель правления Укргазбанка Василий Горбаль. Правда, он отметил, что кредитодатели банка не ждут сложа руки заемщика, а уже списывают средства со счетов НАКа. Не исключено, что будет реализоваться пакет ценных бумаг, служащий залогом для займов.

Отдельная борьба развернется вокруг дочерних предприятий "Нефтегаза" (кроме Торгового дома "Газ Украины"). Дочерние предприятия НАКа, несмотря на собственные финансовые интересы, могут держать в бывших уполномоченных банках совместные проекты. К примеру, Укргазбанк в регионах осуществлял зарплатные проекты на облгазах. Облгазы отнеслись к решению "Нефтегаза" весьма категорически, заверили, что "будут держаться, сколько смогут", - отметил "Контрактам" Василий Горбаль.

Другие уполномоченные банки, которые работают с НАК, пока что выжидают. Наверное, именно поэтому и отказываются комментировать решение о переводе счетов своего клиента. Единственное, что "Контрактам" подтвердили в уполномоченных банках, это то, что счета НАК "Нефтегаз" еще не переводили из этих финансовых учреждений. Поэтому кое-кто даже предположил, что они там и останутся. Возможно, надеются, что НАКовцы учтут финансовые риски: общеизвестно, что весьма рискованно держать средства в одном финансовом учреждении. Кроме того, по словам банкиров, все уполномоченные банки вместе могут кредитовать "Нефтегаз" в больших объемах, чем даже такой великан, как Проминвестбанк.

Как бы там ни было, а терять столь могущественного клиента не хочет никто. Некоторые даже планируют обратиться в Антимонопольный комитет, если на них будут оказывать давление. С другой стороны, кризиса на рынке от перевода счетов НАКа не ожидают.

Главное

Контракты №38 / 2000


Вы здесь:
вверх