логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Осень - пора календарная - «Контракты» №38 Сентябрь 2000г.


Осень - пора календарная

Именно сейчас, а не в ноябре-декабре, специалисты рекламы советуют позаботиться о заказе собственного корпоративного календаря, рекламный эффект от которого будет ощущаться целый год

Почему мы об этом пишем? Говорить о том, что календарь - один из самых эффективных рекламоносителей, банально. Но у нас этот вид рекламы считается почему-то прерогативой "раскрученных" крупных компаний и банков.

Принято считать, что украинскому среднему (а малому тем более) бизнесу не до календарей. А зря. Ведь, по оценкам рекламистов, рынок рекламных календарей в Украине (в пересчете на 1 тыс. субъектов предпринимательства) по сравнению, например, с Польшей скромнее в десятки раз. Братья-славяне эту продукцию любят настолько, что даже в маленьком кафе вместе с чашечкой кофе вручают календарик с названием заведения. Что уж говорить о банках и страховых компаниях!

Несомненно, мало какой рекламоноситель может посостязаться в сроке службы с календарем. Календарь поселяется в портмоне, висит на стене офиса или дома, стоит на рабочем столе, становится частью жизни. Обычно отмечаешь в нем нужные даты, любуешься или привыкаешь - и перестаешь замечать. Но логотип - обязательный элемент рекламного календаря - тихо и ненавязчиво "ложится в подсознание". Изготовление действительно качественного "календарного продукта" требует времени, немало которого отнимают согласования идей и решений между заказчиком и исполнителем. Не случайно дальновидные руководители фирм, едва отпраздновав Новый год, начинают думать о заказе календаря на год следующий. Крайний срок - осень, хотя есть и такие заказчики, которые "просыпаются" только в декабре, получая, в результате скороспелых дизайнерских решений и технологической спешки, продукцию в стиле "имеем то, что имеем".

Имиджевый календарь: Сколько это сейчас стоит?

Прежде чем заказывать рекламный календарь, руководитель фирмы должен осознать, что он хочет получить. Если говорить о настенных перекидных календарях, то их условно делят на две группы: имиджевую и массовую. К первой группе относится эксклюзивная малотиражная продукция, которая должна показать богатство и надежность фирмы, и предназначена для подарков не столь многочисленным, но важным потенциальным и нынешним партнерам. Понятно, о прямой финансовой отдаче тут речь не идет. Специалисты объясняют, что при помощи имиджевого календаря достигают "качества контакта" с логотипом заказчика.

Такой календарь должен быть напечатан на мелованной плотной бумаге или тонком картоне. Обычно это плотность 150-170 г/кв. м при обложке 200-250 г/кв. м. Тиражи имиджевых календарей редко бывают больше 1000 экземпляров, соответственно и себестоимость одного экземпляра формата А2 (420х594 мм) по бумаге и печати составляет 4-5 у. е., без учета расходов на дизайн и изготовление слайдов. Последние прибавляют к себестоимости еще 1-2 у. е. Эти расходы сопоставимы с месячной арендой 10 биг-бордов в Киеве.

Миссию формирования репутации могут выполнять и карманные календарики, которые для этого печатают тиражом в 2500-3000 экземпляров. Себестоимость одного календарика по бумаге и печати с ламинацией при цвете 4+4 может составлять 0,8-0,15 у. е. Разумеется, расходы на дизайн и слайды (требования к техническому качеству которых ввиду малого формата не так строги), по сравнению с настенным перекидным календарем, на себестоимость влияют меньше.

Как сэкономить на массовом календаре

Другая вещь - календари массовые, на которых заказчику, за чей счет они изданы, никто не запрещает поставить свой логотип. Тут делается ставка, уже по классике, на количество контактов, что диктует тиражную и ценовую политику. Излишне роскошный вид такого календаря, если фирма-заказчик работает на массовый рынок, может даже повредить, создавая ей репутацию мало заботящейся о потребителе-клиенте. Он уже достаточно грамотен, чтобы почувствовать, что вся эта полиграфическая роскошь ложится на себестоимость и включается в цену производимого или продаваемого товара. Тиражи массовых рекламных календарей, как ясно из названия, тоже массовые, а это положительно отражается на себестоимости. Обычно получение прибыли не ставится в качестве цели. Достаточно компенсировать большую часть расходов. Еще лучше - полностью, "отбить" их, выйдя "на ноль", чтобы чисто рекламный эффект достался даром. Так, себестоимости экземпляра большого настенного перекидного календаря, который стоит 15 гривен, удается достичь при тираже в 10-15 тыс. Для маленького календарика себестоимостью 15 копеек тираж не может быть меньше 18-20 тыс., что в итоге будет стоить 3 тыс. у.е.

Конечно, и такие расходы малому бизнесу часто не под силу. Тогда рекламное агентство, собрав несколько десятков малобюджетных заказов, на одной пленке размещает сразу всех. После печати остается только соответствующим образом разрезать печатные листы. Так себестоимость календарика с тиражом в 1 тыс. можно уменьшить до нескольких копеек. Другое дело, что при слабом развитии отечественного рынка календарей одному агентству набрать нужное количество заказов удается не часто.

Анна ВЛАДИМИРСКАЯ, Ольга СИДОРУК
Главное


Украинская баннерная сеть

Красивый календарь заставляет почувствовать даже ароматы, которые будут ассоциироваться с торговой маркой заказчика

Известный японский рекламист Хисао Нагаи как-то сказал: "В Японии, когда нет новой идеи, приглашают талантливого человека, чтобы с его помощью создать интересную идею, которая продает продукт. В США используют музыку и танцы, во Франции - обнаженную натуру и секс". А в Украине? Таким образом, идея - прежде всего. Календарь, который весь год находится перед глазами, должен быть эстетичным, интересным и в то же время не поверхностным продуктом, не столько доносить информацию о деятельности фирмы-заказчика, сколько будить чувства, которые вызывает, по замыслу, эта деятельность. Вот несколько наиболее удачных примеров.

Успех

Всем известна торговая марка "Чумак". Серия его продуктов давно завоевала потребителя. Рекламному агентству необходимо было создать календарь-плакат, который бы максимально точно передавал идею всей продукции "Чумака". Визуальное решение было таким: в небольшом деревянном ящике-поддоне собраны все те ингредиенты и предметы, благодаря которым создаются украинские приправы. От визуального соседства в отделениях ящика красных помидоров, золотистого лука, благородного лаврового листа, белого чеснока, серебряной ложки для снятия проб, старосветской перечницы возникает ощущение необычайной теплоты и даже запахов простой и в то же время изысканной национальной кухни. И рядом с этой вкусной композицией специально для хозяйки размещался листок календаря, на котором читался логотип "Чумак".

Еще один успех

Известно, что финансовая реклама - особый, тонкий вид деятельности, отсюда особое место среди календарей занимают банковские имиджевые календари. Некоторые специалисты считают календарь банка не менее важным, чем годовой финансовый отчет. Именно поэтому выбор темы здесь - процесс очень ответственный. Идеей одного из основных банков Украины - Приватбанка - стало: "Мой банк - моя крепость". Суть дизайна-концепта заключалась в том, чтобы показать жемчужины украинской замково-крепостной архитектуры. Были отобраны самые интересные объекты: Киевская Лавра фигурировала в списке как крепость-монастырь, "Ласточкино гнездо" в Крыму - как замок-дворец, Каменец-Подольская крепость - как образец сугубо оборонной фортификации. Все они были сняты в интересных ракурсах и в соответствующее время года. Создатели календаря сумели передать ощущение надежности, прочности и покоя через архитектурные объекты. Все это работает на основную идею: Приватбанк так же надежен, как каждая из крепостей.

Неудача

Разумеется, среди идей бывают и очень спорные, например календарь под общей темой "Каменные могилы Украины", что, как и положено, начинается с январской страницы. На ней, посреди холодной бескрайней степи, одиноко стоял припорошенный снегом могильщик. Свинцово-серое небо и скованная морозом земля на ближнем плане усугубляли настроение. Другие месяцы были не лучше... Возможно, идея этого произведения пришла в голову какому-то потенциальному самоубийце, который любит археологию. Странно, что автор не пошел дальше внешнего вида могил и не показал раскопки с останками забытых предков... Есть ли тут смысл говорить о положительных ассоциациях?

Анна ВЛАДИМИРСКАЯ, Ольга СИДОРУК
Контракты №38 / 2000


Вы здесь:
вверх