логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Налоговая реформа по-украински: налоги уменьшить, фискальное давление увеличить - «Контракты» №42 Октябрь 2000г.


Налоговая реформа по-украински: налоги уменьшить, фискальное давление увеличить

ГНАУ презентовала новые правила налоговой игры на 2001 год

Представляя налоговые новшества, пресс-служба ГНАУ обеспечила журналистов пресс-релизами с кратким изложением нововведений.

Однако, чувствуя, что последнее слово налоговики все же не сказали, "Контрактам" удалось раздобыть почти полную версию новоиспеченного законопроекта, на основе которого можно узнать, какой желают видеть налоговую систему в 2001 году ГНАУ и Кабмин.

При этом хватило даже беглого взгляда на документ, чтобы понять: головной боли, в случае перевоплощения его в закон, у предпринимательства добавится.

Документ называется "О внесении в некоторые законодательные акты Украины изменений и дополнений на переходный период до внедрения Налогового кодекса Украины". Налоговики условно называют его "малым" Налоговым кодексом, хотя на самом деле никакой это не кодекс, так как ничего он не кодифицирует, а только вносит изменения в действующее налоговое законодательство для составления бюджета-2001.

Правда, нововведений на головы налогоплательщиков упадет немало - около сотни. "Это реальный компромисс, направленный на поддержку положительных тенденций в экономике Украины, проявившихся в течение последнего года, и на безусловное обеспечение уровня поступлений в бюджет, необходимых, чтобы содержать социальную сферу государства. С принятием Радой наших предложений бюджетные потери неизбежны - это около 1273 млн грн.

Но поскольку эти средства останутся в распоряжении предпринимателей, они улучшат их финансовое положение, а значит будут способствовать развитию производства и увеличению бюджетных поступлений в последующие годы", - так прокомментировал появление законопроекта заместитель главы ГНАУ Алексей Шитря. Так или иначе, налоговики вслед за депутатами, уже предложившими к рассмотрению ВР свой вариант налоговых новшеств, нашли возможность угодить Президенту, который неоднократно заявлял, что не подпишет бюджет-2001 года, если он будет разработан на старой налоговой базе. С тем, что ее невозможно изменить при помощи принятия Налогового кодекса, похоже, смирились уже все.

Кстати, главная причина отсрочки принятия НК объясняется огромным числом поданных к нему предложений и замечаний, - по словам народного депутата Инны Богословской, их уже около 50 томов.

Конкретно ГНАУ категорически не соглашается с "малым" НК в интерпретации депутатов. Аргументы мытарей просты: принятие данного документа обойдется бюджету-2001 в 4,5 млрд грн. Тогда как в ГНАУ подсчитали, что с принятием Радой их варианта налоговые поступления хоть и сократятся, но только на 1 273 млн грн. Впрочем, как отмечают эксперты, которые уже успели ознакомиться с "малым" НК от налоговиков, вполне возможно, что бюджет вообще ничего не потеряет, так как достаточно даже поверхностного сравнения, чтобы понять: "фискальных" новшеств ГНАУ хочет внедрить больше, чем "либеральных".

"Контракты" предлагают своим читателям тоже сделать такое сравнение и тем самым примерно представить, как будет работаться в следующем году в случае прохождения предложений ГНАУ через Верховную Раду (см. "Новые налоговые правила..."). Тем более, что шансов, по прогнозам самих народных избранников, больше у "малого" НК в интерпретации ГНАУ. Мол, Кабмин может поставить условие перед депутатами: если хотите что-то изменить в проекте бюджета-2001 (увеличить расходную часть под конкретную отрасль, социальную группу или, скажем, регион), пожалуйста, но тогда принимайте наш вариант налоговой базы на следующий год. Может, что-то и выкроим. Как оно будет на самом деле, выяснится очень скоро - рассмотрение парламентом большого "налогового" вопроса ориентировочно произойдет в начале ноября.

Сергей ЛИТВИНЕНКО

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО


Украинская баннерная сеть

Новые налоговые правила игры на 2001 год от ГНАУ (выборочно)

Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан"

Комментарий "Контрактов"

Применение максимально-предельной ставки налогообложения в размере 25, а не 40 процентов несомненно создаст благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности граждан и, возможно, расширит базу налогообложения за счет включения доходов, ранее не облагавшихся налогами.

Впрочем, более приемлемым представляется налогообложение доходов граждан в интерпретации Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности: до 7,2 тыс. грн в год - по ставке 10%; от 7 201 грн до 57 600 грн - налог в размере 720 грн плюс 20% с суммы, превышающей 7200 грн; от 57 601 грн до 864 000 грн - налог в размере 10 800 грн плюс 30% с суммы доходов, превышающих 57 600 грн; от 864 001 грн - размер налога равен 252 720 грн плюс 24% с суммы доходов, превышающих 864 000 грн. Хотя в ГНАУ пока скрывают "свои" налоговые шкалы, "Контрактам" из информированных источников известно, что подоходный налог депутатов в пять раз ниже налога от ГНАУ. Кроме того, депутатские "24%" представляются эффективным методом стимулирования большой зарплаты.

Закон "О налогообложении прибыли предприятий"

Комментарий "Контрактов"

Больше всего от нововведений пострадают банки, которые сегодня на абсолютно законных основаниях могут неограниченно увеличивать свои валовые расходы (первый раз - при приобретении валюты по собственному решению, второй раз - при осуществлении расходов). Предложение изменить порядок перенесения балансовых убытков на последующие налоговые периоды обойдется предпринимательству в 535 млн грн.

Ограничение действия статьи о "курсовых разницах", которые уже не будут влиять на налогооблагаемую прибыль, также влетит предпринимательству в копеечку - в 400 млн грн. А вот владельцы "неликвидных" производственных объектов уже не смогут уменьшать налог на прибыль на сумму начисленной амортизации по таким фондам. В альтернативном "малом" НК ставка налога остается неизменной, зато почти вдвое увеличены нормы амортотчислений, а значит база налогообложения прибыли тоже уменьшается.

Однако выгоду от этого получат только фондоемкие предприятия. В альтернативном проекте также предлагается возвратную финансовую помощь, поступающую налогоплательщику, включить в валовые доходы и облагать налогом на общих основаниях (при возвращении такой помощи плательщик не будет иметь права включить ее в состав валовых расходов). Таким образом будет ликвидировано такое понятие, как возвратная финансовая помощь с соответствующими отрицательными последствиями для субъектов хозяйствования.

Закон "О налоге на добавленную стоимость"

Комментарий "Контрактов"

ГНАУ предлагает ужесточить условия по уплате НДС в бюджет и получению права на бюджетное возмещение. В результате снижение ставки НДС на 3% обойдется многим предпринимателям дорого. Чего только стоит циничная реструктуризация сумм НДС, которая подлежит возвращению из бюджета.

В конечном счете, предложенные "эндээсные" изменения с лихвой компенсируют бюджетные потери в связи с уменьшением ставки НДС - в целом, согласно подсчетам ГНАУ, в результате предложенных изменений бюджет дополнительно получит около 600 млн грн, на столько же увеличится и налоговая нагрузка на потенциальных претендентов на возмещение НДС. В то же время эксперты отмечают, что запланированное снижение ставки НДС приведет к увеличению импорта в Украину. Так, по оценкам директора представительства в Украине компании "Барентс Групп" Ричарда Лалиберте, около 30% средств от уплаты НДС составляют сборы от импорта товаров, а значит снижение ставки налога создаст более выгодные условия для импортеров.

Альтернативный "малый" НК финансово-банковского комитета ВР также предусматривает уменьшение ставки на 3%. При этом депутатский законопроект предлагает упразднить "сэзовские" льготы по уплате НДС. В таком случае инвесторы, заключившие договоры на выполнение определенных инвестиционных проектов на территории СЭЗ, будут вынуждены пересмотреть условия своей деятельности.

Другие изменения

Комментарий "Контрактов"

Увеличатся (на 10-20%) отпускные цены на некоторые товары подакцизной группы. На 62 млн грн возрастет общая налоговая нагрузка на рекламщиков, что приведет к существенному подорожанию рекламных услуг и недоступности их для многих субъектов хозяйствования, в результате чего значительно сократится число рекламных агентств, появятся "серые" схемы оплаты рекламных услуг.

Контракты №42 / 2000


Вы здесь:
вверх