логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Маркомания", или Как чиновники целый рынок заблокировали - «Контракты» №44 Октябрь 2000г.


"Маркомания", или Как чиновники целый рынок заблокировали

По меньшей мере три дня все субъекты рынка аудио- и видеопродукции, сами того не желая, были нарушителями закона

Сергей ЛИТВИНЕНКО

Так как с понедельника 23 октября все компакт-диски, аудио- и видеокассеты должны быть маркированны.

А первые марки можно было увидеть только в четверг и только в Госзнаке.

Следовательно, есть первые пострадавшие.

Как и предусматривалось мартовским Законом "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм", с 23 октября разрешено распространение только маркированных аудио-, видеокассет и компакт-дисков.

Однако только в прошлый четверг в Украинскую ассоциацию авторских и смежных прав должны были завезти марки для обозначения легальной аудиовизуальной продукции. Причем корреспонденты "Контрактов", караулившие, когда произойдет это событие, марок так и не дождались.

Неопределенность с марками грозит обернуться многочисленными исками к Кабмину со стороны производителей и экспортеров аудиовизуальной продукции. Причин тут несколько. Правительство должно было разработать и утвердить образцы контрольных марок в месячный срок с момента вступления в силу Закона "О распространении... "т.е. до 25 мая, а процесс маркировки должен был начаться еще 25 июля.

Однако образцы марок утверждены постановлением Кабмина только 13 октября (как, в конечном счете, и положение о том, как эти марки приобретать, хранить, транспортировать, клеить и т. п.). "Сами марки не отвечают требованиям качества, которые установил закон, - говорит исполнительный директор Украинского союза пользователей объектами авторского права и смежных прав Юрий Ховхун, - вместо самоклеющегося голограммного знака со спецзащитой и технологией одноразового использования Кабмин фактически утвердил обычную почтовую марку, которую легко подделать и, при желании, - пустить в многократное использование, переклеивая ее на контрафактную продукцию".

Кроме того, указывают юристы, довольно странно, что правом маркировать аудио-, видеопродукцию Кабмин наделяет Госдепартамент интеллектуальной собственности. Что, очевидно, приведет к удорожанию аудиовизуальной продукции.

Расчеты просты. Если стоимость одной контрольной марки относительно символическая (17 копеек), да и расходы на дополнительную рабочую силу для фирм, которые самостоятельно маркировали бы кассеты и диски, были бы незначительны, то цена легальной продукции после маркировки, считают операторы рынка, выросла бы не больше, чем на 1 грн. Однако транспортировка марок к месту маркирования и расходы на оплату услуг маркировщика, очевидно, увеличат цену продукции по меньшей мере на 50%, считают участники рынка.

Кстати, как стало известно "Контрактам", опять же вопреки закону, деньги за маркировочные услуги будут направляться не на бюджетный счет. А это уже попахивает скандалом.

А тем временем на рынке ажиотаж. Чтобы не попасть под горячую руку контролирующим органам, многие субъекты приостановили распространение аудиовизуальных экземпляров (из 12 киевских аудио-, видеомагазинов, которые обошли "Контракты", на дверях семи висела табличка: "Закрыто"). Те же, кто осмеливается работать, говорят, что торгуют на свой страх и риск. Хотя один из сотрудников столичного магазина признался, так сказать, "не для прессы", что их магазин не будут трогать, потому что у них хорошая "крыша".

По-своему отреагировали на "маркоманию" и компании звукозаписи: "Нова рекордс", "Росток Рекордс" отзывали остатки своей продукции из магазинов, заверив их владельцев, что после того, как промаркируют все диски, вернут их обратно.

Компании и официальные распространители подсчитывают прямые убытки.

Есть уже и первые пострадавшие - к примеру, немаркированный товар проверяющие конфисковали у криворожской фирмы "Эксимтрейд". А кто оказался в выигрыше, так это продавцы пиратской продукции - во всяком случае, раскладок (именно там чаще всего встречается контрафактная продукция) в столице меньше не стало, а число покупателей, уверяют торговцы, возросло почти вдвое. "Наверное, в связи с временным "простоем" крупных магазинов", - объяснил "Контрактам" один из владельцев раскладки. (Позицию государственных мужей по данной проблеме см. "Проблема не в марках...").

Кстати, Кабмин, похоже, оценил масштабы возможных неприятностей: "Контрактам" стало известно, что в правительственных коридорах поговаривают о возможной отмене обязательной маркировки. Не исключено, что на должностных лиц повлиял и российский опыт маркировки аудиовизуальной продукции. В России подобная защита легальных кассет уже просуществовала два года, сейчас же рассматривается вопрос о ее отмене. Поскольку такая борьба с пиратством вроде бы оказалась неэффективной, даже наоборот - появились злоупотребления в связи с маркировкой. Вполне вероятно, что инициативу Кабмина поддержит и Президент, к которому на днях с открытым письмом обратились отечественные пропредпринимательские организации с требованием разрешить конфликтную ситуацию.

Проблема не в марках, а в тех, кто хочет их получить

Валентин ЧЕБОТАРЕВ, заместитель начальника Государственного департамента интеллектуальной собственности:

- Я не знаю, почему указывают на то, что несмотря на закон департаменту предоставлено право маркировать аудиовизуальную продукцию. В Законе "О распространении..." в специальной статье "Маркировка контрольными марками" ни слова не сказано о том, кто должен их клеить. Алгоритма маркировки в законе не было. Понятно, что эту статью разъясняет постановление Кабмина, где мы четко прописали, кто и как это делает.

Что же касается изъятой у некоторых фирм продукции, то такую продукцию будут изымать и впредь. Но хочу заверить, что это отнюдь не связано с маркировкой. 23-го числа марки были. Однако всем хорошо известно, что марки будут выданы тому, кто предоставит необходимые документы. Единственным основанием для принятия решения об отказе в выдаче контрольных марок служит непредоставление таких документов.

На сегодняшний день (разговор происходил в прошлый четверг около 18.00. - "Контракты".) около 25 фирм обратились к нам официально с подтверждающими документами на получение марок - теперь согласно закону мы обязаны в течение трех дней проверить эту документацию, и в частности, есть ли у них с авторами или правополучателями соответствующие договоры. До 23 октября пока никто в полном объеме таких документов не представил в департамент. Если бы все было юридически правильно оформлено заказчиком, мы бы дали команду Госзнаку отгрузить марки.

Напомню, что постановление Кабмина появилось 13 октября. Но все почему-то тянули до последнего. Хотя я признаю, что марки мы должны были выдать раньше. Однако задержка объясняется тем, что не был решен вопрос с финансированием - за счет чего это все делается. Марки же мы не забирали, так как не было подготовлено соответствующее помещение для их хранения. В пределах Киева мы можем привезти марки с комбината тому, кто имеет на них право, в течение одного часа. С марками нет проблем. Проблема в том, где документы фирмы, подтверждающие партнерские отношения с автором.


Украинская баннерная сеть За автокражи теперь будут сажать надолго

Мало не покажется

Однако по первым оценкам, новый закон способен разве что повлиять на ценообразование в "черном" автобизнесе. Но отнюдь не на его объемы

На прошлой неделе Президент Украины Леонид Кучма подписал принятый Верховной Радой закон, ужесточающий ответственность за незаконное завладение транспортными средствами. Кроме всего прочего, наказание за этот вид преступления предусмотрено в отдельной статье Уголовного кодекса. (Напомним, что до сих пор подобные преступления регулировались общим законом о краже имущества.)

Как рассказал "Контрактам" начальник отдела Главного управления ГАИ МВД Украины, подполковник милиции Василий Зайченко, отныне ответственность за уничтожение, подделку или замену идентификационного номера двигателей, шасси или кузова транспортного средства установлена в Уголовном кодексе Украины.

Также будут караться лица, заменившие без разрешения компетентных органов номерную деталь с идентификационным номером автомобиля. За такое можно "загреметь", куда Макар телят не гонял. Это уже не прежние штрафы в 200 грн. Наказание предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 3 лет. Если очень повезет, ловкачи отделаются штрафом в размере от 500 до 700 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан (сегодня это 8,5-11,9 тыс. грн). В любом из этих случаев конфискации имущества не избежать. За повторно совершенное преступление срок пребывания за решеткой увеличивается.

Кроме того, в Уголовный кодекс внесено отдельной статьей наказание за незаконное завладение транспортным средством с любой целью. И если раньше вору удавалось избежать ответственности, доказав правоохранительным органам, что он не собирался угонять машину, садясь за руль чужого автомобиля, а просто хотел спрятаться от дождя, то теперь этот номер не пройдет. По словам г-на Зайченко, безнаказанно покататься, пусть даже и недолго, на краденой машине уже не удастся: "светит" пять лет тюрьмы. А при наличии отягчающих обстоятельств (заговор группы лиц, проникновение в помещение, причинение материального ущерба пострадавшему и т.п.) могут "запереть" и на 10 лет. Максимальный же предусмотренный законом срок - 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Вместе с тем правоохранительные органы теперь обязаны отпускать с миром тех воров, которые добровольно придут к ним с повинной. Правда, при условии, что будет возвращено транспортное средство владельцу и возмещены все материальные убытки. К тому же неудачников, впервые попавших в руки милиции за незаконное завладение машиной, наказывать не будут.

Пытаясь спрогнозировать, что же изменится в теневом бизнесе, связанном с продажей краденых автомобилей или с перебивкой номеров агрегатов, "Контракты" обратились к человеку, занимающемуся этим "бизнесом" уже не первый год. По мнению респондента, существенных изменений ждать не стоит. "Эти нововведения, в первую очередь, направлены на борьбу с организованными хищениями автомобилей и предусматривают жесткое наказание как воров, так и заказчика. Но это серьезно налаженная работа, приносящая значительные прибыли, и сворачивать "бизнес" из-за страха "сесть" преступный мир не привык. А "хаотичные" похитители в подавляющем большинстве каются уже на второй день, поэтому уступки со стороны милиции им только на руку".

Что же касается сбыта деталей с перебитыми номерами или уже собранных из них автомобилей, то здесь даже милиция не надеется на заметное улучшение ситуации. Возможно, мелкие "самоделкины" и не решатся рисковать дальше. Но тот, кто не первый год практикует в этом деле, вряд ли станет законопослушным. Ведь изменение только одной такой цифры сегодня стоит $200.

Юлия КУЧЕР
Кстати:

По данным Главного управления ГАИ МВД Украины, за прошлый год было зарегистрировано: краж автомобилей - 3825 случаев, угонов - 3200. За девять месяцев текущего года эти цифры составили 2066 и 1930 соответственно.

"Алко-табачные" миллионы вот-вот вернутся на рынок телерадиорекламы

Национальный совет и профильный комитет парламента предлагают возвратить на телевидение и радио рекламу алкоголя и табака. Во имя благородной цели - выживания отечественных телерадиокомпаний

На прошлой неделе Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания предложил разрешить телерадиоорганизациям рекламировать водочные и табачные изделия. Главной причиной возвращения этого вида рекламы называется элементарное выживание 791 телерадиокомпании. По словам главы Нацсовета Бориса Холода, объем рекламы на все эфирные СМИ - $30-35 млн в год - не может сегодня обеспечить существование телерадиоорганизаций. Тогда как реклама табака и алкоголя в газетах приносит существенные прибыли.

По оценкам маркетологов рекламного агентства KAS Advеrtising, дополнительная сумма, на которую может рассчитывать рекламный рынок ТВ и радио после разрешения на рекламирование этой продукции, составит от $5 млн до оптимистических $15 млн. Нацсовет и профильный комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации во главе с Александром Зинченко выступают за необходимость разрешить эфирным СМИ спастись таким образом от "голодной смерти", приняв новую редакцию Закона "О рекламе".

Впрочем, все союзники разрешения сходятся на том, что такой шаг кардинально не решит ситуацию. Надо бы поискать другие, более эффективные способы спасения растерянной отечественной телерадиоотрасли, но ведь решения, как правило, принимаются и реализуются очень медленно. Поэтому большинство специалистов собираются отстаивать свою точку зрения, несмотря на то, что в зале Верховной Рады будет немало противников алкогольной и табачной рекламы.

Как стало известно "Контрактам", комитет советует рассматривать проблему телерадиобизнеса прагматически, без эмоций, подчеркивая, что хотя такой шаг, может, и не самый лучший, но вынужденный в силу экономических проблем. "Если бы у нас был достаточно нормальный рекламный рынок, аналогичный другим странам, где существуют уже подобные запреты на рекламу алкоголя и табака, этот вопрос бы не возникал", - отметил заместитель главы Нацсовета Виктор Лешик. Он также добавил, что вернуться к ныне действующей норме можно спустя несколько лет, когда все устроится на рынке СМИ.

Следует вспомнить, что впервые рекламу табака и алкоголя запретили в 1992 году, когда были приняты основы законодательства о защите здоровья. Потом в 1995 году начали готовить закон "О рекламе". И вот тут началась большая игра.

Например, табачная индустрия поняла, куда надо вложить средства, чтобы иметь благоприятные условия для рекламирования своей продукции. 19 ноября 1996 года газета "Вашингтон Пост" вспоминала, что в Киев пожаловала работник рекламного агентства "Лео Бернетт", американка украинского происхождения Калина Грушетски, которая в течение года занималась только лоббированием закона о рекламе в версии, выгодной производителям табачной продукции. Первое чтение закон "в редакции табачников" выдержал.

Но на момент окончательного обсуждения в дело вмешалась комиссия Министерства здравоохранения во главе с Сергеем Пасько, который представил свою версию, сводившуюся к полному запрещению рекламы водочных и табачных изделий.

В результате депутатам, еще не пришедшим в себя после эйфории ночного принятия Конституции, предложили компромиссный вариант нового закона "О рекламе", который был принят фактически без обсуждений. "Думаю, если бы он обсуждался еще месяц, то компромисс дошел бы и дальше, и, возможно, мы не увидели бы соответствующую рекламу и на биг-бордах", - рассказал руководитель Украинского информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков Константин Красовский.

Естественно, с тех пор предпринимались неоднократные попытки либо "пробить" рекламу табака и алкоголя в телерадиоэфире, либо запретить ее совсем. Так что в ближайшее время грядет "второе пришествие".

Ольга ВОЛОДЧЕНКО
Контракты №44 / 2000


Вы здесь:
вверх