логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Государственным холдингам приказано ликвидироваться. ГАКи против - «Контракты» №44 Октябрь 2000г.


Государственным холдингам приказано ликвидироваться. ГАКи против

"Контракты" выясняют, что будет с ГАКами - Государственными акционерными компаниями, которые владеют привлекательными для приватизации пакетами акций и именно поэтому наверняка будут ликвидированы. Во всяком случае, дело идет к этому

На сегодня общее количество ГАКов - 25, и управляют они государственными пакетами акций более чем 300 предприятий.

А появление Межведомственной рабочей группы по проверке деятельности Государственных акционерных компаний в свое время обозреватели расценили как первый шаг к разгосударствлению привлекательных предприятий, входящих в их состав.

Однако результаты недавней проверки первых двух ГАКов - "Украинские полиметаллы" и "Укриздатполиграфия" - вполне удовлетворили проверяющих. Хотя многие ожидали, что дойдет до "криминала". Потенциальные претенденты на разгосударствляемые "куски" ГАКа восприняли выводы межведомственной группы с изрядным пессимизмом. Мол, ГАКи в ближайшее время не будут расформировывать, а значит частные владельцы могут о них только мечтать.

Саму же проверку деятельности ГАКов называют еще одной рекламной акцией под надоевшими лозунгами: "Не все у нас так плохо" и "Правительство заботится об эффективном использовании госимущества". "Контракты" попробовали выяснить ситуацию, сопоставив ответы на ряд вопросов двух компетентных людей. Итак, председатель специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Рябченко и председатель ФГИУ Александр Бондарь отвечают на вопросы "Контрактов":

- Можно ли назвать какой-то конкретный случай, который бы служил доказательством общей проблемы неконтролируемости ГАКов государством?

А.Б. - Первого сентября Фонд госимущества продал на торгах внебиржевой фондово-торговой системы 12-процентный пакет акций Центрального горно-обогатительного комбината за 17 млн грн. А уже на следующий день по инициативе холдинговой компании "Укррудпром" проходят общие собрания акционеров и три цеха ГОК выделяются в совместное предприятие. После этого покупатели, которые приобрели пакет, отказываются платить за него деньги, поскольку стоимость его изменилась. Мне приходится срочно отменять все эти решения, предупреждать "Укррудпром" и под честное слово просить покупателей рассчитаться...

А.Р. - На примере с продажей пакета Центрального ГОК мы имеем дело с общей проблемой ГАКов: попыткой быть хозяевами или распорядителями переданного им в управление госимущества вместо намного более скромного временного управления. Поэтому позиция возглавляемой мной комиссии, в случае с действиями "Укррудпрома", полностью совпадает с позицией ФГИУ. Попытки холдингов самостоятельно эмитировать дополнительные акции или продавать доли своих пакетов достаточно опасны не только потому, что они присваивают полномочия правительства и ФГИУ, порождая анархию. Опасность в возникновении массы системных проблем. Кому, как, по какой цене собираются продавать пакеты? Насколько прозрачен этот процесс? И еще множество других проблем.

- Проблема Государственных акционерных компаний решится сама собой после приватизации пакетов акций предприятий, входящих в состав ГАК?

А.Б. - Думаю, наши холдинги вообще не способны делать что-то конструктивное в интересах государства. В то время, как мы боремся с "Украинскими полиметаллами", пытаясь не позволить им продажу акций, другие холдинги принимаются за вторичные эмиссии. Мы и раньше считали, что большинство ГАКов нужно ликвидировать и продавать отдельными пакетами, а последние события свидетельствуют о том, что это следует делать немедленно.

А.Р. - Конкретно обо всех ГАКах этого сказать нельзя. Существующие холдинги довольно "разношерстны" по своему составу и возможностям получать финансовые результаты. Поэтому для оценки их деятельности нужно использовать различные критерии. Скажем, невозможно требовать от "Украинских полиметаллов", которые уже были объектом проверки, эффективности управления Марганецким ГОК, так как "Укрполиметалл" владеет только 25% акций этого предприятия, а контрольный пакет принадлежит "Приватбанку". А если ГАК владеет еще меньшими пакетами различных предприятий - какие финансовые показатели будем требовать от него?

Поэтому нельзя категорически утверждать, об ошибочности создания ГАКов в целом. Можно критиковать и достаточно обоснованно лишь в отдельных случаях. Например, неверным по своей сути было создание некоторых ГАКов по отраслевому принципу, наполнение других ГАКов пакетами малоликвидных и не связанных между собой предприятий.

- Что нужно делать с ГАКами уже сегодня?

А.Б. - Я, по-видимому, вынужден буду назначить отдельного заместителя, который будет следить за ежедневной деятельностью холдинга; за их вмешательством в функции ФГИУ и нарушением имущественных прав государства.

А.Р. - Я не спешил бы принимать какие-то решения о ликвидации ГАКов по результатам отдельных проверок. Но, с другой стороны, не забывайте, что существует план денежных поступлений от приватизации, который должен выполнять ФГИУ и этот план, из-за неудачи с продажей пакетов Харцызского трубного и Крымского содового, под угрозой. Приватизация "гаковских" предприятий может исправить ситуацию.

- Надо ли принять решение о ликвидации ГАКов на законодательном уровне?

А.Б. - Все эти холдинговые компании создавались постановлениями Кабмина или приказами ФГИУ и соответственно только такого уровня документами и могут быть ликвидированы или приватизированы. Для этого следует принять политическое решение. Мы просто теряем время.

А.Р. - Решение о существовании каждого отдельного ГАКа - прерогатива ФГИУ и правительства, а не Верховной Рады. Я понимаю попытку ФГИУ ликвидировать ГАКи, имеющие в управлении пакеты акций ликвидных предприятий, и за их счет выполнить план из приватизационных поступлений в бюджет, который, кстати, трещит по швам.

- В процессе первых двух проверок деятельности ГАК криминал не был установлен, так, может быть, окончательный вердикт о судьбе ГАК стоит сделать только в конце первого квартала 2001 года - после завершения всех проверок?

А.Б. - Не думаю. Руководители некоторых холдингов, в ожидании проверки, своими действиями не просто вредят государству, но и откровенно идут на криминал. По отношению к ним нужно немедленно принимать решение: увольнять или оставить руководить государственной собственностью и тем самым де-факто признать, что приватизацией у нас занимается не только ФГИУ.

А.Р. - На этот вопрос я уже ответил: спешить в этом деле не стоит.

Андрей ЛАЗАРЕНКО

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Кстати

ГАК "Хлеб Украины" ворует хлеб у Украины?

Недавно глава Госагентства по управлению государственным материальным резервом Евгений Червоненко уже в который раз обнародовал свои претензии к ГАК "Хлеб Украины". Мол, элеваторы, которые входят в состав ГАК, фактически воруют зерно Госрезерва, заложенное в них на хранение.

Это привело к тому, что Госрезерв вынужден работать с частными элеваторами, несущими денежную ответственность за сохранность зерна. Вопрос же деятельности ГАК "Хлеб Украины" господин Червоненко предлагает поставить на ближайшем заседании Совета национальной безопасности.

"Конечно, за хранение на частных элеваторах зерна государство вынуждено платить, но очевидно, что зерно там будет сохранено. Тогда как государственные предприятия "Хлеба Украины" - лидеры по кражам и придумыванию всевозможных взаимозачетных схем - несанкционированно изъятое зерно Госрезерва пытаются перевести в разряд долгов с тем, чтобы потом долги реструктурировать и списать", - констатировал господин Червоненко.


Украинская баннерная сеть

Кухня власти

Правительство определилось с тарифами на страхование от несчастного случая

Комитет ВР по вопросам социальной политики рекомендовал парламенту принять соответствующий законопроект, который планируется внести на рассмотрение в сессионный зал 31 октября. В документе предлагается определить тарифы на соцстрахование от несчастного случая с учетом классов профессионального риска производства. Сам тариф будет определяться как процент от фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) без учета НДС и акцизного сбора.

Подобным образом будут определяться тарифы и для хозрасчетных предприятий. Что касается бюджетных организаций, то сумма соцстрахования будет составлять 0,2% от фонда оплаты труда. Проектом закона предусматривается осуществить окончательные расчеты по результатам хозяйственной деятельности предприятия в прошлом году. Для лиц, которые изъявят желание застраховаться по собственной инициативе, страховой взнос будет составлять 0,5% минимальной зарплаты.

ВАСУ запретил лицензирование залоговых валютных счетов

Согласно решению Высшего арбитражного суда, отныне у Нацбанка не будет права выдавать лицензии на такие счета. При этом ВАСУ исходил из того, что на валютные счета распространяется имущественное право, а, по украинскому законодательству, имущественные права не подлежат лицензированию. Впрочем, такое решение добавит осложнений предприятиям, испытывающим финансовые трудности. Поскольку раньше предприятие, которому не хватало активов под залог, могло получить банковский кредит под залог будущих валютных поступлений. Нацбанк намерен обратиться в Конституционный суд по поводу отмены решения ВАСУ.

В Налоговой администрации грядет реорганизация

В рамках совместного проекта ГНАУ и Всемирного банка планируется провести реорганизацию деятельности Налоговой администрации. Во избежание коррупции в данном ведомстве планируется построить ее деятельность по функциональным признакам. Налоговый чиновник будет отслеживать определенную функцию по уплате налогов, а не контролировать конкретного плательщика этих налогов. Одни налоговики будут регистрировать налоговые декларации, другие - взыскивать налоги, третьи - проводить мониторинг и внутренний аудит. Предполагается, что таким образом налоговые чиновники будут требовать от предприятий налоговых уплат, установленных исключительно в пределах действующего законодательства.

Президент наложил вето на закон о регулировании авторынка

Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по регулированию авторынка в Украине", о котором "Контракты" писали в №40, возвращен Президентом на доработку в ВР. В частности, в предложениях главы государства отмечено, что предложенный механизм решения проблем авторынка вызывает ряд замечаний ввиду его несоответствия Конституции Украины, а также чреват возникновением социальной напряженности, осложнением в отношениях с Европейским Союзом.

Так, полное запрещение временного ввоза приведет к прекращению продажи грузовиков на условиях лизинга, кроме того, непонятной представляется судьба ранее ввезенных и поставленных на временный учет автомобилей. Закон, по мнению Президента, также противоречит некоторым международным соглашениям: например, установление "обычной цены" на импортные автомобили фактически восстановит индикативные цены, которые по инициативе ЕС и ГАТТ-СОТ недавно упразднены, а разные сроки введения катализаторов отработанных газов для отечественных и импортных машин противоречат соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Таким образом, предлагается с учетом замечаний и консультаций с ЕС подготовить новый законопроект.

Сергей МАТУСЯК, Елена ДЕМИНА
Контракты №44 / 2000


Вы здесь:
вверх