логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"КОНТРАКТЫ" убеждены: турист готов платить - «Контракты» №44 Октябрь 2000г.


"КОНТРАКТЫ" убеждены: турист готов платить,

но при условии, что деятели отечественной туриндустрии станут менее жадными и более вежливыми, и тенденции последнего времени дают надежду на благоприятные изменения

Богдан МАЛИНОВСКИЙ, Виктор ЛИСТКОВ

Наверное, этим летом Фредерику Адамейтесу повезло, как никому: австралийский турист смог полюбоваться панорамой Киева, удобно расположившись на... щите "Родины-матери"

В начале 1998 года эксперты Всемирной туристической организации (ВТО) предсказали, что наша страна, наряду с Бразилией, Китаем и Россией, вскоре станет одним из мировых туристических "тигров". Основанием для оптимизма ВТО и отечественных кураторов туризма послужил почти двукратный рост въезда туристов в Украину по сравнению с 1997 годом. Предполагается, что делегация ВТО во главе с генеральным секретарем Франческо Франджиалли, посетившая Украину в начале октября, должна была, в частности, выяснить, почему оптимистические прогнозы ВТО не сбылись.

Иностранцы на все вопросы журналистов о причинах просчета отвечали дипломатично, наши же эксперты были откровеннее: "Несоответствие качества сервиса ценам на украинский турпродукт на фоне слабой рекламы туристических возможностей страны". Звучит как приговор. Впрочем, "луч света в темном царстве" появился. Об этом говорят результаты сезона-2000.

С 1997 года количество украинских туристов, выезжающих за границу, постоянно снижается. Рост замечен разве что на отдельных направлениях: например, директор представительства Минтуризма Израиля Дана Островская утверждает, что поток туристов из Украины в Святые места в первом полугодии 2000 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 44%.

Но исключения погоды не делают, поэтому спад выездного туризма - основного направления работы почти всех отечественных турфирм - повлек частичную их переориентацию на другие, не так плотно занятые сферы - прием туристов иностранных. Последнее утверждение может показаться парадоксальным: неужели никто не хочет зарабатывать на богатом иностранном туристе? Как оказалось, и впрямь не хочет, потому что, как свидетельствуют операторы, ценовая политика тех же гостиниц не позволяет им зарабатывать на скидках, бронируя номера оптом.

Для иллюстрации: если немцу недельный тур на Канары обходится в DM600, то аналогичный в Украину - DM1200-1300. Такую "дикую" цену сформировали, в частности, самый высокий в СНГ гостиничный сбор (до 20%), ценовая дискриминация иностранцев в гостиницах (к ним в большинстве заведений и до сих пор применяется наценка на уровне 3-400%) и отсутствие всех тех налоговых льгот, которыми пользуется туристический бизнес в странах, где удалось-таки поднять отрасль. Приплюсуйте к этому стоимость въездной визы ($50-150), и все станет ясно.

Прибавим к этому, что из более чем 1300 украинских гостиниц только каждая десятая по бытовым условиям худо-бедно подходит для проживания иностранцев.

Капризы статистики: в прошлом году иностранных туристов прибыло свыше 700 тыс., но менее 4,2 млн

Оценка ситуации, сложившейся с приемом иностранных туристов, ощутимо зависит от того, как их считать. Госстат в прошлом году насчитал (за исключением пограничного обмена) 4,2 млн иностранных туристов, т.е. на треть меньше, чем в 1998-м. Но его методика основана на данных анкет, где в графе "цель въезда" часто пишут "туризм", когда едут по делам или к знакомым, т.е. не будучи туристами в обычном понимании этого слова. На территории бывшего СССР такие межгосударственные поездки очень распространены, но туристическая отрасль к этому отношения не имеет.

Более реальную картину дает число организованных иностранных туристов, въезжающих в Украину именно для отдыха. Таких в прошлом году набралось свыше 700 тыс., что лишь на 15% меньше, чем в 1998-м. Но сюда не попали многочисленные туристы из стран СНГ, которые еще с советских времен привыкли отдыхать на юге "дикарями". Поэтому настоящее количество отдыхающих находится где-то посредине между 0,7 и 4,2 млн. На организованных иностранных туристах, разумеется, зарабатывают заведения отдыха и общепит, экскурсионные бюро, но не всегда - турфирмы.

Большинство здравниц все еще рассматривают отечественную турфирму как лишнего посредника и стремятся работать с российским или белорусским партнером напрямую. Тогда путевка стоит туристу дешевле, потому что не облагается НДС. Отечественную турфирму обойти невозможно, только если для въезда в Украину иностранцу нужна виза. Поэтому услугами турфирм в Украине воспользовалось в прошлом году только 280 тыс. иностранных туристов, преимущественно из высокоразвитых стран Европы и Америки. То есть отечественные турфирмы охватывают небольшой, но наиболее платежеспособный сегмент иностранных туристов и к тому же по количеству наиболее стабильный - ежегодные его объемы почти неизменны еще с 1996 года. Европейцев и американцев привлекают постсоветская дикость и экзотика, россиян и белорусов - море и солнце.

На сегодня, по словам руководителей департамента туризма Госмолодежьспорта, референс (разрешение МИД на обслуживание иностранных туристов) имеют 92 фирмы, из которых систематически принимают группы иностранцев не более 15-20.

Войти на рынок принятия тургрупп, как указывают менеджеры турфирм, в целом можно - стоит предложить какой-то новый маршрут или тур и заинтересовать им иностранного туроператора. Потенциальные партнеры за границей - это мощные туроператоры, которые стремятся иметь в ассортименте туры в любые страны мира.

На рынке въездного туризма можно выделить два основных сегмента - "восточный" (граждане стран бывшего Союза) и "западный" (туристы из других, преимущественно высокоразвитых, стран мира). Еще в 1998 году среди иностранных гостей преобладали бизнесмены. Прием деловых людей - дело очень ответственное и прибыльное. По наблюдениям директора фирмы "Олимп Тревел" Татьяны Волошиной, бизнесмены за день своего пребывания в Украине расходуют втрое больше, чем отдыхающие. Однако, начиная с октября прошлого года, по оценкам госпожи Волошиной, поток бизнесменов сократился втрое, и "просто туристы" стали преобладать.

Подавляющее их большинство едет в Украину не так за отдыхом, как за впечатлениями. Даже в Одессе, Ялте или Севастополе у них нет времени как следует загореть, настолько насыщена программа. Самый большой интерес туристы из западных стран проявляют к Киеву. Обычно тур в Киев продолжается 3-4 дня, сюда входит и однодневная экскурсия к памятникам истории и архитектуры близлежащих городов: Чернигова, Умани или Переяслав-Хмельницкого. Более длительный тур (6-12 дней) включает несколько дней в Киеве и несколько дней в Одессе (Ялте, Севастополе, Львове).

Также пользуются поплярностью, но значительно меньшей, туры во Львове, куда входит посещение западноукраинского села или одного из монастырей неподалеку от Львова. Однако западноукраинский колорит вызывает интерес в первую очередь у диаспоры, которая все больше стареет и все реже посещает историческую родину. Развитие въездного туризма именно в этих регионах Татьяна Волошина объясняет еще и тем, что в других областях, где немало интересных памяток, ни гостиницы, ни транспорт даже не приблизились к европейскому уровню.

При этом, по оценкам специалистов фирмы "Интурс-Киев", групповые туристы ежедневно расходуют в Украине, включая стоимость проживания, $100-150, индивидуальные - до $250. Из всей стоимости путевки приблизительно 70% приходится на гостиницу (если гостиница дает скидки - 35-50%, что начало практиковаться в последнее время), а турфирме перепадает 10-30%. Граждане стран бывшего Союза, по данным анкетирования 1997 года, находясь в Украине, почти в три раза бережливее, чем туристы из дальнего зарубежья.

Сезон-2000: турист возвращается

Предварительные данные сезона-2000 позволяют говорить об определенной стабилизации потока иностранных туристов. Въезд неорганизованных туристов, по оценкам специалистов, в облюбованный "дикарями" Крым, вырос более чем на 50% и несколько компенсировал общее снижение притока организованных иностранных туристов.

Нынешний сезон принятия иностранных туристов специалисты оценивают с осторожным оптимизмом. По словам заместителя председателя правления фирмы "Интурс-Киев" Василия Токаревского, за девять месяцев этого года его фирма приняла почти 5 тыс. иностранцев по сравнению с 7 тыс. за весь прошлый год. Всего столицу Украины с начала года посетили около 80 тыс. иностранных гостей. В то же время для привлечения иностранных туристов Украина стала прилагать больше усилий, которые, если не теперь, то в будущем, обещают принести результат.

В частности, в этом году крымские гостиницы снизили цены на проживание приблизительно на 15%, а столичные увеличили скидки для турфирм. Возросло и число гостиниц в регионах, предлагающих бытовые условия на приемлемом уровне. Это произошло благодаря небольшим (до 50 номеров) частным гостиницам. Таким образом, в Крым опять потянулись россияне (их доля среди отдыхающих за год выросла с 17% до 30%), резко увеличилось количество отдыхающих из Белоруссии (350 тыс.), Литвы и Латвии (35 тыс.). Специалисты наблюдают возрождение интереса к экскурсиям в Украину со стороны наших ближайших западных соседей. "В Польше и Чехии растет новое поколение, которое еще не путешествовало по бывшему Советскому Союзу", - объясняет Василий Токаревский.

В ближайшее время гостиничный комплекс страны вступит в "новую эру": завершается реконструкция гостиницы "Украина", после которой он станет первым в государстве 5-звездным заведением. Также стоит отметить инвестиции южноафриканского капитала в строительство гостиницы в Евпатории и швейцарского - в реконструкцию ялтинской "Ореанды". За совершенствование гостиничной базы впервые взялись и отечественные турфирмы: в частности "САМ" собирается при участии испанского капитала "дотянуть" аварийную гостиницу "Таврида" в Ялте до уровня четырех звезд, а впоследствии открыть собственные гостиницы в других крупных туристических центрах.

Главное
Контракты №44 / 2000


Вы здесь:
вверх