логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Лучший способ лишиться личной жизни - «Контракты» №45 Ноябрь 2000г.


Лучший способ лишиться личной жизни

Исследования "Контрактов"

Нужна ли украинскому предпринимателю корпоративная культура

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Многие из западных маркетинговых технологий не приживаются на украинской почве. То ли мы еще до них "не дозрели", то ли менталитет во всем виноват... На Западе корпоративная культура (система ценностей: мифы, "ритуалы", символы, призванные укреплять связи в коллективе) - вещь привычная, так как воспитывалась давно. На нее делали ставки и в периоды кризисов, и во времена процветания.

От того, что каждый сотрудник компании может на какой-то коллективной вечеринке запросто выпить рюмку с директором, конечно, прибыли моментально не возрастут. Зато персонал чувствует себя защищенным и готов последнюю рубашку отдать "за идею". Надо ли это украинцам, до сих пор не знают даже специалисты.

Причуды богатых?

NОТА BЕNЕ! Наши бизнесмены уже приобрели некоторый опыт в продвижении на своих фирмах корпоративной культуры, и многие из них пришли к выводу, что у нас, в условиях массового трудоголизма, корпоративная культура порой не только не способствует, но скорее даже мешает бизнесу! По мнению одного из предпринимателей, это - "ненужные причуды", вызывающие чрезмерные требования у подчиненных". А результатов вполне можно достичь старым добрым методом "выжимания соков" из подчиненных без соответствующих за это компенсаций.

"Контракты" опросили более сорока руководителей средних фирм (коллективы - от 10 и до 70 работников), а также нескольких крупных фирм. Оказалось, что половина из них убеждены - чем более однородны отношения в коллективе, тем легче руководить людьми, контролировать и координировать их поведение. И считают, что в идеале корпоративная культура должна быть в украинских фирмах. Другая же половина уверена - если эта культура до сих пор у нас не появилась, значит она не нужна.

Один предприниматель поделился с "Контрактами": создать неписаный устав фирмы и заставить людей его соблюдать, выполнять необходимые "ритуалы", да еще и так, чтобы от этого все получали кайф, дано не каждому руководителю. Это, мол, как картофель поджарить: можно знать рецепт и пропорции, но все равно получится невкусно. Зато его подчиненный сказал, что ни к чему хорошему коллективные пикники и походы в бассейн не приводят. Дескать, лучше уж картошку жарить, лишь бы дома. Да и кому нужна эта корпоративная культура, если жена и дети и без того видят своего кормильца два часа вечером, а так он еще и в выходные - то в ресторан собирается, то на тренинг...

Наталья ТОЛУБ Благодарим Бориса Жалило (МЦПИМ)
за помощь в подготовке материала
Кстати

По данным некоторых социологических исследований, 40 процентов наших предпринимателей пытаются формировать корпоративную культуру в компании с помощью западных (плюс собственный опыт) технологий: разнообразных тренингов персонала, корпоративного сайта, "досок объявлений" с предложениями и самыми интересными письмами сотрудников. Руководители заказывают корпоративные обеды для своих сотрудников и проводят еженедельные ужины в ресторанах за счет фирмы. 35 процентов признают необходимость формирования корпоративной культуры в своей компании, но до этого "как-то не доходят руки", а 25 процентов вообще считают ее глупостью.

Комментарий специалиста

"Объятия корпоративной культуры могут быть... удушающими"

Ирина КОВАЛЬ, PR-менеджер "GP group":

- За границей к созданию корпоративной культуры в компаниях подходят творчески. В попытках превзойти друг друга иностранцы не останавливаются ни перед чем. К примеру, в одной из лондонских интернет-компаний в центре холла стоит детская качеля... Смысл подобного дизайнерского решения в том, чтобы продемонстрировать всем, как интересно и классно работать в этой компании.

Действительно хорошо, когда в компании каждый работник чувствует, что о нем беспокоятся. Но в Украине далеко не везде подобные методики себя оправдывают. Некоторые люди будто созданы для корпоративных "тусовок", другие же воспринимают это как что-то лишнее и ненужное. Коллективные походы в ресторан, в тренажерный зал или бассейн, которые призваны сблизить людей, в конечном итоге могут лишить их... личной жизни.

Думаю, корпоративная культура в наших компаниях должна создаваться естественным путем, в зависимости от характера руководителей и взаимоотношений в коллективе. Хотя, конечно, преуспевание и прибыльность компании от этого не зависит. И главное - не переборщить, не доводить все до карикатурных форм, как это у нас часто бывает. Так как объятия корпоративной культуры могут быть... удушающими.

Два взгляда

"Ошибаются те, кто думает, что корпоративная культура - это только праздники"

Станислав АРЖЕВИТИН, председатель правления банка "Ажио":

- Думаю, что корпоративная культура - положительное явление. Особенно если ее не навязывают, а она появляется вместе с фирмой. Все праздники, которые мы отмечаем в банке, все наши маленькие секреты и "ритуалы", разумеется, непосредственно прибыли не приносят, но люди, которые чувствуют себя как одна семья, ощущают себя лучше, у них есть желание работать во благо банка, есть осознание того, что мы делаем общее дело, от которого зависит благосостояние каждого из нас.

Поделюсь собственным проверенным опытом. Мы в "Ажио" на праздники никого не привлекаем из "чужих". Празднуем Новый год, День воина банка "Ажио", 8 Марта. На день воздушно-десантных войск непременно - прыжки с парашютом (несколько людей заранее готовятся), концертная программа и небольшой фуршет. 2 октября - семейный праздник "День рождения банка". Дни рождения тоже отмечаем, в том числе и мой...

Кроме того, есть еще "спортивные" дни (когда работники выезжают на спортивную базу, где играют в футбол, волейбол, гандбол и т.п., для женщин организуется бассейн, гимнастика, аэробика), кадровые (каждый может прийти и доказать свое право на повышение в должности или зарплате). К тому же у нас есть собственная газета внутреннего пользования, где можно честно критиковать.

Мне кажется, что-то подобное должно быть в каждой фирме. Причем ошибаются те, кто думает, что корпоративная культура - это только праздники; нет, это и просто нормальное общение в коллективе (на фоне высоких зарплат). В результате люди привыкают к таким отношениям, и им совсем не хочется идти куда-то, где этого нет.

"Я не воспринимаю массовых пикников с тех пор, как познакомился с корпоративной культурой"

Президент компании, пожелавший остаться неизвестным:

- Если корпоративная культура не влияет на прибыль, то зачем она нужна? Работали без этого - и будем работать.

Два года назад у моей компании возникли долги. Один из моих заместителей убеждал всех, что стоит только создать корпоративную культуру - и моментально все проблемы "как рукой снимет", дескать, повысится и производительность труда, и объемы продаж, а значит и прибыли. Первое, что он сделал, - ввел жесткий контроль за действиями работников. Правила распространялись и на руководство. Мы должны были ломать свой стиль общения, даже манеру одеваться.

Дальше стало еще хуже, на фирме начали организовывать выездные семинары, тренинги и пикники, которые по идее должны были сблизить сотрудников и сделать их единой командой. Я замечал, что подчиненным не слишком нравится отдыхать в компании начальства. Оно и понятно: лишнего не скажешь, не пошутишь... Да и мне, честно говоря, не удавалось преодолеть дискомфорт. Руководство компании выезжало на мероприятия с плохо скрытым раздражением. Причем никаких обещанных положительных результатов не было.

В конце концов, после того как из-за этого от нас ушли двое старых ценных работников, терпение у меня лопнуло. Уходя, они упрекнули меня, что, мол, из долгов вылезать надо и зарплату платить людям, а не культуру вводить. Я выгнал этого корпоративного "новатора" в три шеи! Все обошлось, вскоре мы выкарабкались, нашли инвесторов, и наши дела снова пошли на лад. Но я и до сих пор не воспринимаю коллективных пикников и псевдобестселлеров "с Петровки" (крупнейший в Киеве книжный рынок. - Ред.) с советами типа "как стать миллионером".


Украинская баннерная сеть

Люди недели

Богдан СТУПКА, министр культуры Украины

Он расщедрился и отдал распоряжение, чтобы в последний четверг каждого месяца студентов вузов пускать в театры бесплатно. Однако в последний четверг октября контролерши стояли стенкой, прогоняя непрошеных гостей. Особенно свирепыми оказались они в альма-матер господина Ступки - театре им. И. Франко. Обиженные студенты в долгу не остались: вместо того, чтобы купить билеты на спектакли, большинство принципиально потратили деньги на пиво. А уже на следующий день университетские кулуары облетело стихотворение: "Не ценят Ступку в гардеробе! Не знаем, как он там, на сцене. Но в гардеробе факт - не ценят!"

Сергей РАТУШНЯК, экс-мэр Ужгорода

Он оправдан по всем пунктам обвинения. Всего он пробыл за решеткой свыше семи месяцев. Инкриминировались ему, как известно, незаконное открытие валютного счета за границей, злоупотребление служебным положением, фальсификация. После ареста, если верить некоторым источникам, предприниматели Ужгорода собрали почти три миллиона гривен, настаивая, чтобы экс-мэра выпустили под залог. Говорят, на этом дело не кончится, и прокуратура потребует нового слушания дела. Во всяком случае государственный обвинитель уверял суд в том, что бывший мэр Ужгорода заслуживает не менее семи лет заключения.

Игорь ГОРДИЕНКО, председатель правления АСК "Остра Киев"

Еще раз доказал, что отечественные предприниматели - люди рисковые. Как известно, отношение украинских граждан к страховым компаниям (особенно с последним нововведением - обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев автомобилей) неоднозначно. Однако господин Гордиенко рискнул презентовать в Президент-отеле "Киевский" новую программу руководимой им компании для индивидуальных клиентов. Она призвана сберечь украинским гражданам важнейшие нажитые ими достояния - недвижимость, автомобили и здоровье. Этими видами страхования в Украине всерьез, кроме государственной "Оранты", еще никто не занимался.

Олесь БУЗИНА, журналист

Его изрядно избили перед слушанием иска Союза писателей к "Киевским Ведомостям" и самому Бузине, якобы зарабатывающему дешевую популярность, обливая грязью национальные святыни. Прокурор Киева Ю. Гайсинский, который уже по должности против мордобоя в разрешении любых вопросов, пообещал: независимо от того, был Шевченко вурдалаком или нет, нападавших привлекут к ответственности. Сам Олесь Бузина сказал "Контрактам", что случившееся, наоборот, убедило его, что он "на правильном пути". А общественность вполне серьезно решает по-гамлетовски: "бить или не бить"...

Контракты №45 / 2000
Вы здесь:
вверх