логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Марчук "укусил" Ющенко - «Контракты» №45 Ноябрь 2000г.


Марчук "укусил" Ющенко

Возглавляемая им комиссия по проверке достоверности информации о расчетах предприятий ТЭК обнародовала отчет, обвиняющий правительство в "недостоверности его информации"

Дарина ВАЛЕРЬЯНОВА

"Такие случаи - это уже политика, попытки выдать желаемое за действительное", - этими словами Евгения Марчука можно подытожить работу возглавляемой им комиссии по изучению ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Комиссия в составе членов СНБО, Администрации Президента, Верховной Рады и правительства пришла к выводу, что желаемое за действительное выдает все же правительство, а не Налоговая администрация.

Пожалуй, не стоит втягивать читателя в паутину цифр, на ошибочности которых настаивает комиссия Марчука, тогда как правительство отстаивает их правдивость.

Суть в другом: во-первых, правительство обвинено во лжи, причем с намеками на то, что "за такие вещи в принципе кто-то должен отвечать". А во-вторых, Евгений Марчук намекнул, что разбираться с кадрами сегодня проще всего, поскольку надо срочно исправлять ситуацию. Если эзопов язык секретаря СНБО перевести на общедоступный, то тезис будет выглядеть примерно так: Юлия Тимошенко довела отрасль до такого состояния, что ее следует уволить немедленно, так как это один из залогов спасения ТЭК.

Однако эксперты утверждают, что генерал Марчук явно гиперболизирует ситуацию. В пользу этого утверждения говорит сообщение УНИАН о том, что якобы комиссия Марчука готовила два варианта заключения - один умеренный, где причиной разногласий называют различные методики расчета показателей, другой жесткий, с учетом "злоупотреблений правительства на энергорынке".

Использован же второй сценарий, что свидетельствует о принятом решении "валить Юлю".

Весьма характерной является реакция Виктора Ющенко, который намекнул на возможную отставку, если его "миссия на посту главы правительства неэффективна". "Я не разделяю выводов комиссии", - сказал Ющенко и при этом добавил, что "изнасилования" правительства не допустит.

Хотя удар направлялся на вице-премьера по вопросам ПЕК, однако Ющенко решил подставить под него свою персону, а значит, таки не желает терять ключевое лицо Кабинета. Но вместе с тем премьер-министр не выразил готовность выстоять, выдержать этот удар, сказав о нежелании воевать со своими оппонентами и о пределе своих биологических возможностей.

И это очень странно, так как каждый честолюбивый политик доказывал бы свою правоту, особенно если он действительно прав. А глядя на поведение премьера, можно предположить, что он либо и вправду надеялся на помощь всех кланов и политических оппонентов в содействии реализации собственной стратегии, да горькая действительность разбила вдребезги планы романтика и теперь он согласен переехать куда-нибудь на пасеку разводить пчел; либо попытается произвести на Запад впечатление обиженного мальчика, а авторы ежегодных рекомендаций "Как вам обустроить Украину" в который раз напишут открытое письмо Президенту Кучме с настойчивой рекомендацией не трогать "молодого реформатора"...

В общем складывается парадоксальная ситуация: предшественники Ющенко не достигали особых экономических сдвигов, зато палец им в рот класть было страшновато. Тогда как с нынешним премьером наоборот - ему не удается защитить свои достижения, и его шпыняют где надо и где не надо.

Похоже, теперь у оппонентов Кабинета появилась возможность загнать Ющенко именно в те политические рамки, где он будет казаться менее опасным для них, если вообще не избавиться от него. Впрочем, все хорошо знают, что "лобовая" логика в Украине срабатывает далеко не всегда. Демарши, подобные проведенному секретарем СНБО, если срабатывают, то сразу. Тогда как возникшая пауза свидетельствует о том, что дальнейшая "борьба с Ющенко" будет вестись более тонко, нежели это сделал генерал Марчук.

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Верховная Рада: рекорд активности

После непродолжительного отдыха парламент "выдал" сверхпродуктивную неделю - на повестке дня стояло более полусотни законопроектов. Самые главные решения - в нашей подборке.

Предоставить работникам неоплачиваемый отпуск будет практически невозможно

На прошлой неделе Верховная Рада упразднила норму, позволявшую работодателю в случае простоя предприятия предоставлять работникам неоплачиваемый бессрочный отпуск. Согласно действующему законодательству, работодатель в случае простоя предприятия должен платить работникам две трети заработной платы. До сих пор большинство работодателей не платили этих денег вообще, отправляя коллектив или его часть в неоплачиваемый отпуск.

Понятно, попытка парламента защитить интересы работающих добавит проблем работодателям. Как отметил в беседе с "Контрактами" начальник отдела труда Луцкого ремонтного завода "Мотор" Борис Калис, многим предприятиям придется изыскивать дополнительные средства для проведения выплат за простой. Но он не думает, что большинство обиженных работников завтра пойдет в суд, чтобы добиваться причитающихся им денег - люди будут опасаться "репрессий" со стороны руководства. Парламентарии же уверены, что отмена данной нормы заставит руководителей неблагополучных предприятий активизировать решение проблем производства.

Главный консультант Комитета ВР по вопросам социальной политики и труда Виктор Новиков считает, что "отмена этой нормы будет защищать работников от произвола работодателей. Кроме того, новшество будет способствовать закрытию нерентабельных предприятий и, соответственно, снижению нагрузки на бюджет".

Наталья ВЕРНИГОРА

Авторские права защищены лучше, чем в Европе

На прошлой неделе депутаты приняли ряд изменений к Закону "Об авторском праве и смежных правах". Народный депутат Лев Глуховский объяснил "Контрактам", что разработчикам документа пришлось фактически переписывать текст закона, чтобы максимально приблизить его к мировым стандартам. Более того, отныне права определенной категории авторов законодательно защищены лучше, чем в Европе.

Например, новая версия закона будет защищать всех "отцов" видеограммы - от операторов до художников и стилистов, тогда как в законодательствах других стран отсутствует даже само понятие данного продукта. Вздохнут с облегчением и компьютерные гении - компьютерные программы и базы данных признаны отдельными видами интеллектуальной собственности (раньше они проходили под названием "письменные литературные произведения").

Приятные новости подготовили депутаты и производителям аудиовизуальной продукции: документом определены процессуальные действия в случае нарушения авторских прав. А именно, осмотр производственных помещений представителями контролирующих органов будет происходить только на основании решения суда, располагающего данными об изготовлении там контрафактной продукции.

Кроме того, государство наконец законодательно определилось с тем, что является контрафактным образцом произведения, пиратством в области авторских и смежных прав. Впрочем, по мнению "Контрактов", после вступления в силу обновленного закона журналистам будет работаться сложнее. Поскольку одна из его норм признает соавтором интервью и собеседника представителя СМИ. Поэтому и требует, чтобы последний согласовывал с интервьюированным текст материала.

Елена ДОБРОНРАВОВА

К новому тысячелетию нам "подарят" новый налог

"Декларируемая правительством налоговая либерализация - чистой воды фикция, если через парламент проводится новый оборотный налог", - так прокомментировал народный депутат Виктор Пинзеник принятый в прошлый четверг в первом чтении закон о страховых тарифах на государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве. Собственно, благородная цель, преследуемая Кабмином (авторство этих документов принадлежит правительству) очевидна.

Дескать, производственного травматизма на украинских предприятиях становится все больше, а средств на компенсацию за возмещение ущерба в результате трудового увечья или профессионального заболевания в бюджете нет. Частные же предприятия зачастую игнорируют подобные выплаты. Эти проблемы правительство решило, застраховав всех без исключения работающих от производственного травматизма. Однако, как можно догадаться, основные страховые взносы будут делать работодатели (предусмотрена возможность и добровольного страхования - в размере одной минимальной заработной платы в год).

Для предприятий хотят установить два вида страховых тарифов: для частных - в процентах от годового фактического объема реализованной продукции (в среднем 0,32%) и для бюджетных организаций - от годовой суммы фактических расходов на оплату труда (от 4% до 14% - в зависимости от класса профессионального риска). Впрочем, есть небольшая надежда, что новый оборотный налог не пройдет. По словам народного депутата Сергея Терехина, в парламенте в связи с этим уже сформировалось небольшое лобби: "Будем настаивать, чтобы оборотный налог не прошел. Компромиссный вариант - чтобы работодатели отчисляли определенный процент из фонда оплаты труда - из тех 5,5%, которые сегодня направляются на социальные нужды работающих".

Марьяна ЖУКОВА

70 тыс. соглашений о продаже земли признаны недействительными

На прошлой неделе Верховная Рада приняла Закон "О соглашениях, касающихся земельной доли (пая)", в котором четко указано, что соглашения, связанные с приобретением и реализацией прав граждан и юридических лиц на земельные доли, являются недействительными, если другое не определено соответствующим законом. Правда, это не касается унаследования. Главным аргументом необходимости его принятия авторы называли многочисленные факты грабительской скупки посредническими структурами и отдельными лицами сертификатов на земельную долю.

Однако, как рассказал "Контрактам" заместитель председателя Госкомитета по земельным ресурсам Владимир Жмуцкий, принятие нового закона крайне непродумано и "наступает на права собственности фермеров и крестьян. Депутаты явно поспешили с этим нововведением. Возможное следствие их решения - как минимум 70 тыс. затяжных судебных дел (поскольку именно столько соглашений по всей Украине будут признаны недействительными), а также около 140 тыс. наших земляков будут ломать голову, как выкрутиться из положения, в котором оказались", - сказал он. Как стало известно "Контрактам", в комитете надеются на вето Президента, который не позволит подобной "заботы" о землевладельцах.

Ольга ВОЛОДЧЕНКО

Бюджет-2001: много политики и мало экономики

"В принятии бюджета на следующий год больше политических мотивов, чем экономических", - отметил "Контрактам" сразу после принятия в первом чтении главного финансового документа глава фракции коммунистов Петр Симоненко. И правда, почти единогласное принятие бюджета было весьма странным ввиду того, что две недели назад большинство нардепов высказывалось категорически против представленного Кабмином бюджета-2001.

В прошлый же четверг "против" голосовали только фракция коммунистов, традиционно называющая новоиспеченные бюджеты антисоциальными, и фракция "Яблоко", представители которой заявили, что не поддержат бюджет до тех пор, пока не будут снижены ставки основных налогов, то есть до воплощения в жизнь декларируемой правительством налоговой либерализации (напомним, что бюджет-2001 сверстан на старой налоговой базе). Остальные же фракции пошли на уступки правительству после... соответствующих уступок Кабмина, который вроде бы после двухнедельных торгов согласился отдать на откуп каждой из парламентских фракций некоторые строки в расходной части бюджета - в общей сложности на 5 млрд грн.

Еще один политический аспект принятия бюджета связывают с выводами следственной комиссии Марчука, которая в тот же день признала, что правительство устами Юлии Тимошенко сказало о ситуации в ТЭК неправду. Совпадение этих двух событий большинство наблюдателей склонно считать неслучайным.

Что подтверждается и еще одним совпадением - во втором чтении бюджет-2001 будет обсуждаться одновременно с очередным отчетом правительства. Что же касается действительно экономических нюансов принятия бюджета, то, по всей видимости, большинство цифр будет согласовано в течение недели, т.е. до 10 ноября. Во всяком случае, первый вице-премьер министр Юрий Ехануров уже заявил, что доработанный законопроект будет возвращен Кабмином не позже этой даты.

При этом представители правительства уверяют, что большая часть предложений народных избранников, касающихся макроэкономических показателей и доходной части бюджета, будет учтена. Речь, в частности, идет о том, что на второе чтение будет вынесен документ с уменьшенными уровнем инфляции и суммой доходов от приватизации. По словам г-на Еханурова, специалисты из Кабмина хорошо просчитали, что по списку тех объектов, которые следует продать в будущем году, можно реально получить 9,2 млрд грн. "Однако, - замечает первый вице-премьер, - мы можем просто не успеть их продать".

Ожидается, что сумма приватизационных доходов будет урезана на 2 млрд грн. Скорее всего, будут исключены из бюджета и нормы, которые, по словам народного депутата Виктора Пинзеника, направлены "на коммерциализацию министерств и ведомств". Речь идет, в частности, о самофинансировании налоговиков по принципу: чем больше собрали, тем больше оставили себе.

И наконец, о главном. На днях должно решиться, какой же будет налоговая база в 2001 году. По словам народного депутата Сергея Терехина, сейчас продолжаются переговоры между авторами трех отдельных проектов "малых" Налоговых кодексов (ГНАУ, Кабмин и финансово-банковский комитет ВР) о разработке на их основе одного. "Если этого не произойдет - процесс утверждения новой налоговой базы зайдет в тупик, а значит на длительное время зависнет и бюджетный процесс", - прогнозирует г-н Терехин. В общем, с чем соглашаются все, кто так или иначе причастен к принятию бюджета-2001, так это то, что вторая серия принятия бюджета будет более драматичной.

Марьяна ЖУКОВА


Украинская баннерная сеть

Правительство объявило бюджетную мобилизацию

Плохая новость

Налоговики готовятся к массовым проверкам. Предприниматели - к очередным неприятностям. Похоже, Кабмин буквально воспринял слова Президента, который в минувший понедельник, поздравляя налоговиков с профессиональным праздником, заявил, что "уровень возможностей налоговой службы далеко не исчерпан".

В прошлую среду правительство утвердило постановление, которым обязал ГНАУ предпринять в ноябре-декабре меры по дополнительной мобилизации денежных поступлений в госбюджет в размере как минимум 825 млн грн. Впрочем, головная боль возникнет не только у мытарей - изыскать денежные резервы Кабмин обязал еще и ряд министерств и ведомств.

В частности, "поднапрячься" в сборе средств для Госказны придется еще и таможенникам, приватизаторам, чиновникам из Минтопэнерго и др. Комментируя решение правительства, премьер-министр Виктор Ющенко отметил, что суммы дополнительных поступлений, которые должны обеспечить налоговики и Ко, "достаточно реалистичны". То есть глава правительства дает понять, что невыполнения поставленных задач в Кабмине просто не поймут с вытекающими отсюда оргвыводами. Что касается последствий решения правительства для предпринимателей, то, как отмечают представители пропредпринимательских объединений, скорее всего, число налоговых проверок в конце года увеличится.

Интересно, что в ГНАУ того же мнения. "Придется пересмотреть план проверок", - такова была реакция на решение правительства чиновника из Налоговой администрации, пожелавшего остаться неизвестным. "Контрактам" также стало известно, что в ближайшее время налоговиками будет проверена деятельность малых банков, предприятий нефтегазового и энергетического комплекса, убыточных предприятий и предприятий-должников. Планируется также, что совместно с налоговой милицией будет проведена спецоперация "Рынок". Кстати, спасти бюджет от секвестра правительство собирается и еще одним способом - принято решение отказаться от такой формы расчетов, как налоговые векселя.

Очередные чрезвычайные меры по спасению бюджета-2000 (дополнительная мобилизация - уже обычная практика для правительств разных лет) объясняются в первую очередь невыполнением доходной части бюджета за первые 10 месяцев текущего года. Причина в том, что в полном объеме не обеспечены неналоговые поступления. В результате, по словам Виктора Ющенко, расходная часть бюджета-2000 по итогам января-октября выполнена на 95,7%.

Виновниками недофинансирования расходной части госбюджета в Кабмине, в частности, называют Фонд госимущества, отстающий от плана на 815 млн грн, и НАК "Нефтегаз Украины" - на 623 млн грн. О секвестре бюджета в правительстве даже говорить не хотят. К тому же с 1 декабря правительство уже пообещало повысить пенсии на 10-13% - дополнительные доходы бюджета, отмечают наблюдатели, будут направлены именно на это.

Марьяна ЖУКОВА
Контракты №45 / 2000
Вы здесь:
вверх