логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
90% достопримечательностей Украины расположены вблизи будущих автобанов - «Контракты» №46 Ноябрь 2000г.


Деньги на дороге

90% достопримечательностей Украины расположены вблизи будущих автобанов

Согласно аналитическим исследованиям Международного туристического альянса, в ближайшие десятилетия в мире сохранится устойчивая тенденция использования туристами преимущественно авиационного и автомобильного транспорта, на которые приходится до 90% всех перевозок, в том числе 2/3 - автомашинами.

По данным Госкомграниц, ежегодно границы Украины пересекают около 6,5 миллиона иностранных машин. Большинство людей, передвигающихся автотранспортом - потенциальные пользователи сервисной туристической инфраструктуры, которая могла бы располагаться вдоль автострад.

В 1999 году был разработан проект Программы развития туристической инфраструктуры Украины по направлениям международных транспортных коридоров, зона экономического притяжения которых установлена в радиусе 40-50 км (20-40 минут езды на автомобиле) от основной трассы. Именно в этой зоне должны быть построены пункты туристического сервиса.

Кстати, новая сеть автомагистралей зонами своего экономического влияния охватывает практически всю территорию Украины, что позволяет привязать к ней 90% туристических объектов (в частности курорты Закарпатья, Карпат, Крыма). При сравнительно небольших расходах это может позволить упорядочить и местные дороги, которые связывают объекты туризма с автомагистралями. Схема реализации этого плана довольно проста - к объекту (гостиница, ресторан или даже автомойка) подводится благоустроенная дорога, - но только в случае, если его владелец предоставляет определенную сумму на ее строительство. На тендерных условиях будет вестись и строительство новых туристических объектов.

Со временем планируется ввести на отечественных автодорогах европейские стандарты предоставления оперативно-дорожной помощи, комплекса сопроводительных услуг и информационно-справочного обслуживания автотуристов.

По расчетам экспертов, уже на начальном этапе развития транспортных коридоров предусматривается увеличить рабочие места в туристической инфраструктуре на 15-20 тысяч, а прибыли от предоставления туристических услуг на 35-40 процентов.

Владимир ЦАРУК
Валентин ШАПОРЕНКО, владелец придорожного кафе-магазина в пгт Павлыш Кировоградской области:

Нужно думать об открытии новой точки

- Около 70% дохода моего заведения приносят водители транзитных автомобилей, которые проезжают по трассе "Харьков - Кишинев", причем среди них много постоянных посетителей. Поскольку вблизи Павлыша будут строить новую международную магистраль "Харьков - Одесса", она может отвлечь на себя большую часть моих клиентов.

До сих пор планировал расширение своего бизнеса за счет увеличения количества услуг - например, вскоре планирую открыть небольшую станцию техобслуживания, однако если начнутся подготовительные работы по строительству новой трассы, нужно будет всерьез задуматься об открытии на ней новой точки обслуживания.

В Европе частный бизнес не справляется с содержанием платных автодорог

Во многих развитых странах Европы существуют несколько дорог между крупными населенными пунктами или транспортными развязками: бесплатные (хорошего качества, но с существенными скоростными ограничениями) и платные автомагистрали, передвигаться по которым можно намного быстрее. Хотя, скажем, в Германии известные всем автобаны, на которых нет ограничения максимальной скорости, тоже бесплатные - в свое время они уже окупились во время концессии и были переданы государству.

Между тем, во Франции, Италии, Турции и некоторых других странах платные автомагистрали существуют. Они находятся в частных руках на условиях концессии, хотя не всегда успешно: например, недавно количество таких концессионеров во Франции уменьшилось с восьми до шести. Две компании не справились с обслуживанием трасс: ведь концессионер покрывает ремонтно-профилактические работы (капитальный ремонт дороги проводится раз в 18-20 лет, а ежегодные расходы по содержанию мостов и путепроводов составляют до 1% стоимости их сооружения), зарплату работникам, возвращает кредиты.

В странах Европы строительство и эксплуатация дорог ведется на различных условиях: или государство своими силами строит дорогу и сдает в концессию для содержания ее в надлежащем состоянии, или владеет частью акций в консорциуме, который строит и эксплуатирует магистраль. По-разному организована и служба сервиса - концессионер может строить объекты сервиса сам, а потом сдать их в аренду или на намеченных в проекте площадях привлечь субконцессионеров для организации службы сервиса (именно так планируется делать в Украине).

Однако в любом случае владелец или арендатор платит ренту концессионеру. Концессионер основной доход получает от платы за проезд, от сервиса - только 5-7%. Намного большую экономическую выгоду получают районы, которые соединяются этими дорогами, - доказано, что одна дорога дает возможность заработать прилегающим районам около $1 млн в основном за счет притока туристов и придорожного сервиса. Плата за проезд сопоставима с расходами на горючее, необходимое для проезда на это расстояние.

Например, по европейским нормам, плата с легкового автомобиля, который проедет от западной границы Украины до Киева, будет составлять 100-150 грн. Однако ставки платы за проезд должны быть очень гибкими, ведь для окупаемости магистрали надо добиться на ней транспортного потока в 18-20 тысяч машин в сутки (таким количеством машин могут похвастаться сегодня только подъезды к украинским городам-миллионерам), поэтому в начале эксплуатации для привлечения клиентов она устанавливается на более низком уровне. Однако в любой стране устанавливается максимальная стоимость проезда по платной автодороге (так же будет и в Украине).

Антон ПИДГИРНЫЙ
Кстати

Привлечением инвесторов для строительства новых автомагистралей занимается сразу несколько компаний

Как оказалось, на сегодня существует два акционерных общества с одинаковым названием "Укртранскор" - по информации из некоторых источников, это следствие конфликта в стане учредителей первого из двух "Укртранскоров". "Контракты" надеются, что это не приведет к серьезным последствиям, но будут следить за развитием событий.

Другая корпорация, "Трансполис", недавно заявила о создании консорциума с поляками "Славянский путь" для строительства дороги "Гданьск - Ягодин - Керчь". Такая типичная для Украины ситуация, когда на каждых двух казаков три гетмана, только сбивает с толку иностранцев, которые хотят вкладывать средства в эти проекты, или даже отпугивает их от дальнейшего сотрудничества с нашей страной.


Украинская баннерная сеть

Комментарии специалистов

Виталий РЕВА, вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Украины:

Даже при платном проезде экономия при перевозках составит 20-30%

- Если автомагистрали европейского уровня в Украине будут построены, это позволит в первую очередь увеличить скорость доставки грузов, сократить расход горючего, деньги на ремонт и эксплуатационные материалы. Это выгодно прежде всего украинским перевозчикам и их заказчикам: даже с учетом того, что проезд по этим дорогам будет платным, экономия при перевозках увеличится на 20-30%.

Владимир ЛОЗНИЦА, главный инженер института "Укргипродор":

На согласование с владельцами земли уйдет много времени

- В Германии от идеи строительства магистрали, скажем, длиной 50 км, до проезда первой машины проходит шесть лет. Из них первые два года уходят на разрешение финансовых вопросов (там строительство дорог ведется за государственный счет), два года - для разрешения отвода земель, создания проекта и согласования его с местными жителями, а на строительство идет всего-навсего еще два года. В Украине сегодня, когда земля распаевана, для согласования с каждым владельцем и ветвью власти пройдет тоже не меньше времени.

Законодательная база предусматривает финансирование проекта инвестором, который возьмет дорогу в концессию на 50 лет

Концепция создания в Украине транспортных коридоров была утверждена на правительственном уровне в 1997 году. Тогда же Европейское Содружество на конференции в Хельсинки признало ее частью и продолжением общеевропейских Критских договоров. Согласно постановлению правительства №346 от 20.03.98 перестройкой и модернизацией существующих дорог поручено заниматься предприятиям, подчиненным Минтрансу, а строительством и эксплуатацией новых автомагистралей - ОАО "Украинские транспортные коридоры" (Укртранскор).

13 января 2000 года вступил в силу Закон Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог", а 4 октября изданы правительственные постановления, которые устанавливают порядок действия этого закона: "Об утверждении Порядка проведения концессионного конкурса" и "Об утверждении типового договора концессии". Эти документы предусматривают, что 70% стоимости строительных материалов и 90% работников должны быть украинскими.

Согласно правительственному постановлению "Об утверждении Порядка проведения концессионного конкурса" компания или консорциум, которые будут участвовать в конкурсе на право концессии автодороги, представляют предложения о подрядчиках на конкретные виды работ.

Поэтому организациям, заинтересованным в сотрудничестве по строительству автомагистрали, необходимо подавать предложения компаниям, которые будут участвовать в конкурсе. Если сумма контрактов субподрядчиков достаточно велика, а на один вид работ претендуют несколько компаний, между ними будет проводиться конкурс на лучшие условия, срок и стоимость выполнения.

Антон ПОДГОРНЫЙ
"Контракты" будут вам благодарны за мнения по поводу нашей Темы номера. Телефон "Линии спецсвязи" "КОНТРАКТОВ" 294-90-73
Контракты №46 / 2000


Вы здесь:
вверх