логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На отечественных автобанах будет зарабатывать пол-Украины. Присоединяйтесь - «Контракты» №46 Ноябрь 2000г.


Деньги на дороге

Деньги на дороге

Самое время "забить" места на строительстве и эксплуатации автомагистралей, которые пройдут по территории Украины

Дураки и дороги, по классику, считались двумя бедами, сопровождавшими нас испокон веков. Благодаря планам развития трансъевропейских транспортных коридоров есть реальный шанс избавиться от плохих дорог и при этом неплохо заработать. Если дураки не помешают.

На отечественных автобанах будет зарабатывать пол-Украины. Присоединяйтесь

Именно сейчас надо заботиться о будущих заказах: основные планы строительства и эксплуатации трансъевропейских магистралей на территории Украины разрабатываются уже сегодня. А через полтора-два года начнется реальное строительство этих дорог.

Автобаны упираются в украинскую границу

Основная причина заинтересованности иностранных инвесторов - в завершении сооружения новых европейских магистралей по территории восточноевропейских стран.

Так, трансъевропейский коридор №5 "Триест - Будапешт - Киев" уже построен почти до украинской границы (осталось 80 км). Без украинского участка этой магистрали его полноценная эксплуатация невозможна - грузы из южной Европы в Украину и Россию пока что выгоднее перевозить другими дорогами. Поэтому в строительстве украинского участка магистрали №5 выразила заинтересованность венгерская сторона (компания France Europe kft, о чем "Контракты" писали в №42, 2000).

Чтобы использовать максимум возможностей своего порта Гданск, трассой "Гданск - Ягодин - Одесса - Керчь" заинтересовались поляки: в направлении Балтика - Черное море короткой дороги не существует вообще. К концу ноября ожидается создание транснационального консорциума "Славянский путь", в который будут входить украинское ЗАО "Трансполис", польские "Мультимедиа", "Интерблок" и, возможно, немецкая Polzug GmbH и ряд украинских партнеров, работающих в транспортном секторе.

Таким образом, два из пяти автобанов через Украину - уже не мечта, а реальные планы.

Сервисные заведения на трассах будут планировать именно сейчас

Работа этих консорциумов начнется с начала следующего года. Первым этапом станет разработка допроектной документации, бизнес-плана и отвода земель под будущие автодороги, что будет стоить $20-24 млн (для магистралей "Косины - Киев" и "Ягодин - Керчь"). Уже на этом этапе будут задействованы украинские специалисты - в основном научно-проектные институты.

Именно во время выделения и закрепления земель у местных предпринимателей появляется реальный шанс закрепить за собой определенный участок: ведь структура дорог предусматривает создание сервисных заведений (заправок, мотелей, стоянок, пунктов питания и автосервиса) только в конкретных, определенных на данном этапе местах.

По вашей частной собственности пройдет автобан. Воспользуйтесь этим

Еще в мае 1998 года Кабмин просил областные администрации обеспечить резервирование земли под приблизительные схемы размещения новых автомагистралей. Местные власти не должны были давать пользователям этих земель разрешения строить там постоянные или временные объекты. Однако неизвестно, выполнялось ли это решение в каждом конкретном населенном пункте. Это выяснится только после отведения земли на подготовительном этапе строительства дорог.

Кроме того, с тех пор прошло несколько этапов земельной реформы - распаевание, закрепление наделов, поэтому у земли сегодня тысячи конкретных владельцев. С каждым из них заинтересованным лицам придется решать проблемы. Это может привести не только к нежелательным конфликтам, но и к достижению соглашений владельцев близлежащих территорий по будущему обеспечению функционирования магистрали.

Две "стройки века" одновременно Украина не потянет

Следующий этап строительства автомагистралей - разработка проекта и определение подрядчиков для поставки стройматериалов - начнется примерно через год. В соответствии с Законом Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автодорог", 70% стройматериалов в стоимостном выражении и 90% рабочей силы должны быть украинскими. Но если две крупные магистрали будут строиться в одно и то же время, имеющихся в стране кадров и производственных мощностей будет недостаточно. Например, действующие мощности производства и качество украинского битума не удовлетворят требования европейцев, так что вскоре возникнет проблема строительства битумных и асфальтных заводов.

Серьезное наращивание производства предстоит и в отраслях, традиционно считающихся обеспеченными работой. Например, для строительства трассы "Косины-Киев" в течение 5 лет необходимо 1900 тыс. т цемента, поэтому только на этот объект всей нынешней украинской цементной промышленности пришлось бы работать более чем полгода.

Значительно возрастет также потребность в железобетоне, щебне и других стройматериалах (см. таблицу). Кроме того, поскольку проезжая часть будет отделена от прилегающей территории забором, разделена отбойной полосой, возникнет необходимость в металле (971,6 тыс. т на "киевскую" трассу).

673 тыс. украинцев должны сказать: "Эту дорогу делал я"

На строительстве автодорог смогут заработать не только промышленные гиганты - для магистрали европейского уровня потребуется краска для разметки, дорожные знаки, светоотражающая пленка, одежда и инструменты для работников, зеленые насаждения и т.п. Большую часть этих "мелочей" - а они для такой масштабной стройки выливаются в огромные суммы - будут обеспечивать украинские предприниматели - иностранными будут технологии, техника и специалисты, которые будут следить за процессом строительства (ответственные инженерно-технические и финансовые менеджеры, некоторые техники и др.).

Непосредственно дорожные работники в основном будут украинскими, причем не обязательно профессиональными. Поставщиками рабочей силы для сооружения магистралей станут как раз окрестные территории: например, на трассе "Косины - Киев" - из Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой, Винницкой, Житомирской и Киевской областей будут работать 140 тысяч человек.

В целом при реализации всей программы строительства пяти магистралей предполагается задействовать 673 тысячи человек. Причем многие из них будут работать на дорогах и в дальнейшем - для их обслуживания необходимо 18,3 тысячи человек, в основном из местного населения.

Экономическое чудо диаметром 150 км

Исходя с зарубежного опыта, территории в диаметре 100-150 км от магистрали испытают существенное экономическое оживление. В первую очередь это касается отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность магистрали и путешествующих, - сельское хозяйство, сфера технического и бытового обслуживания, связь, охрана и др. Благодаря увеличению скорости перевозок украинские города, около которых будет проходить трасса, станут "ближе" друг к другу и к странам Европы, что отразится прежде всего на торговле между ними.

Антон ПОДГОРНЫЙ

Таблица потребностей основных материально-технических ресурсов для строительства сети новых скоростных автомагистралей

3650 км водительского счастья (характеристики будущих отечественных автобанов)

1. Правительственной программой утверждены 5 основных магистралей:

- "Косины - Киев";
- "Ягодин - Керчь";
- "Харьков - Одесса";
- "Краковец - Тернополь (Подгайцы)";
- "Винница - Изварене".
Общая протяженность трасс 3650 км.

2. Пропускная способность каждой - от 3900 до 47000 в основном транзитных транспортных средств в сутки (в зависимости от маршрута и протяженности трассы).

3. Дороги не будут проходить через населенные пункты, на них не будет одноуровневых перекрестков, а от прилегающей территории они будут отделены ограждением.

4. Для обслуживания автомобилей и пассажиров будет создана система придорожного сервиса, включающая заведения питания и отдыха, развлечений, технического обслуживания, заправки, мойки, охрану и службу технической помощи.

5. Согласно предварительным расчетам, на их строительство потребуется $17-21 млрд. Поступление этих средств должны обеспечить инвесторы, которые будут собирать плату за проезд в течение 50 лет концессионного договора. Считается, что инвестор окупит вложенные средства за 15-17 лет.

Шутка о ненавязчивом сервисе к трассе "Косины - Киев" отношения не имеет

На трассе "Косины - Киев" предполагается построить 34 комплекса обслуживания, каждый из которых будет работать на два направления движения транспорта. Среди них - 20 мелких пунктов сервиса, которые будут обеспечивать минимальные потребности путешествующих: автозаправочные комплексы с магазинами, кафе и мастерскими.

Кроме того, на трассе предусмотрено сооружение восьми комплексов средней величины, включающих паркинги и небольшие кемпинги, а также шести - с максимальным уровнем сервиса. Как правило, эти сервисные точки будут строить на перекрестках въездов-выездов из магистралей или неподалеку от крупных населенных пунктов.

Кстати

Польша с помощью будущих украинских автобанов будет зарабатывать на транзите вдвое больше, чем сейчас

По данным Госкомграницы, в 1999 году по Украине транзитом проехали 4,5 млн человек, из них только немногим более 100 тысяч - из стран, не входящих в СНГ. Исходя из такой структуры транзитчиков Госкомтуризм определил, что каждый из них оставлял в Украине ежедневно $10 на дополнительные услуги (без учета обязательных таможенных, других государственных и страховых платежей). Таким образом, Украина на транзите зарабатывает порядка $45 млн ежегодно.

Если бы на территории нашей страны были более цивилизованные сервисные пункты, в Украине с транзитчиков оставалось бы не меньше, чем в Болгарии - $25-30. Даже при минимальной загрузке трассы "Косины - Киев" она приносила бы стране по меньшей мере $153 млн дополнительных поступлений. Но даже при бесплатных дорогах отличного качества страна может заработать на транзите. Например, Польша при отсутствии платных автодорог все же умудряется зарабатывать на транзите около $4 млрд. По расчетам польских экономистов, если бы по территории Украины проходили современные автострады, прибыли наших соседей увеличились бы вдвое.


Украинская баннерная сеть

Транзит Запад - Восток:
желающих ехать через Украину мало, а скоро совсем не будет

Если в Украине в ближайшее время не построить современные транспортные коридоры, транзитные потоки из России в Северную и Западную Европу переориентируются на соседнюю Беларусь, а балтийско-азиатские - на Россию.

Что имеем

Уже сегодня транспортные потоки переориентируют в обход Украины, а после фактического объединения транспортных сетей России и Беларуси вернуть транзитного перевозчика на автодороги Украины будет нелегко.

Во-первых, белорусская автодорога Е30 лучше по качеству, чем параллельная (по территории Украины) трасса Е40.

Во-вторых, при транзите в направлении стран Центральной Азии по трассе Е30 перевозчики пересекают на одну границу меньше, а это дополнительная экономия времени и денег.

В-третьих, благодаря дешевому российскому горючему перевозчику даже выгоднее использовать более длинный маршрут в обход территории Украины.

В-четвертых, в случае открытия автомобильной паромной переправы между российскими и турецкими портами в Черном море мы рискуем полностью потерять транзит из стран Балтии в направлении "Север - Юг".

Что можем иметь

Через Украину проходит кратчайший путь от Балтийского побережья до Черноморского и Каспийского, по которому благодаря строительству новых европейских магистралей могут осуществляться транспортно-экономические связи стран Центральной и Восточной Европы со странами Азии.

Наличие хорошо развитого портового хозяйства в Ильичевске, Керчи, Николаеве, Мариуполе, Одессе и Херсоне позволяет установить новые экономические связи и создать новые транспортные пути. Это направления на Закавказье, страны Ближнего Востока и Африки, страны Скандинавии и Балтии.

Светлана МИХАЙЛОВА, Игорь СМИРНОВ
Контракты №46 / 2000


Вы здесь:
вверх