логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Контракты" выяснили: под лежачие предприятия могут потечь инвестиции - «Контракты» №46 Ноябрь 2000г.


"Контракты" выяснили: под лежачие предприятия могут потечь инвестиции

Потому, что они подчас располагают раскрученной торговой маркой и поддержкой местных властей, а их рыночная ниша не занята

Адреса покупателей этой техники уже известны

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК

Фото Игоря СЕНКАЛЬСКОГО

Монополист ОАО "Львовский завод "Автопогрузчик", который несколько лет вместе с другими гигантами машиностроения был в долгах как в шелках, куплен вместе с этим долговым шлейфом. Однако инвестор, купив на вторичном рынке 40% акций украинского предприятия, не спешил "качать" тут права и тем более разбрасываться инвестициями.

Потому что остальные 57% акций завода принадлежали государству, хотя потом этот пакет был передан в корпоративное управление Львовской облгосадминистрации. Конечно, эту горстку акций для усиления полномочий можно было бы прибрать к рукам с аукциона: "общенародная" доля ОАО на протяжении нескольких лет выставлялась на торгах по стартовой цене 30 млн грн. Однако инвесторы нашли более выгодное решение: взяли в компаньоны Львовскую облгосадминистрацию.

О своей подзабытой марке еще можно напомнить

Стратегию и тактику "Автопогрузчика" по поручению консорциума инвесторов с июня этого года определяет "Автоспецмаш" - дилер львовского предприятия в России, который последние восемь лет регулярно вывозил украинские автопогрузчики на тамошний рынок и способен создать с этим рынком "обратную связь". Он на некоторое время отложил проблемы, связанные с кредиторской задолженностью "Автопогрузчика" перед своим бюджетом, и принялся за создание стационарной сети сбыта для львовской техники.

В качестве базового рынка для продажи автопогрузчиков, по сложившейся практике, определен все тот же российский. Ему надо лишь, по мнению инвестора, напомнить подзабытую за последние три года львовскую марку и предложить недорогие машины приемлемого качества. Потенциальный спрос легко спрогнозировать, взяв на заметку изношенные парки автопогрузчиков. Так, на Магнитогорском металлургическом комбинате насчитывается 300 автопогрузчиков, Иркутском алюминиевом - 100 и так далее.

Один из наших главных маркетинговых ходов, - рассказывает председатель наблюдательного совета АО Александр Перепечко, - сделать машину доступной, обеспечить львовской техникой базовые склады России: в Екатеринбурге, Москве, Новосибирске. Там всегда должно быть достаточное количество автопогрузчиков и запчастей к ним. Тогда мы сможем конкурировать с Тверским экскаваторным заводом, который выпускает качественную и дорогую технику с дизайном не хуже, чем у "Тойоты", но работает по предоплате. А также поставить заслон на пути автопогрузчиков "серой" и "черной" сборки, сбываемых под львовской маркой сомнительными фирмами.

Для обслуживания машин на Урале уже привлечен местный трактороремонтный завод, входящий в консорциум инвестора. В Москве гарантийным сопровождением будет заниматься НИИ строительно-дорожных автомобилей. Сегодня с предложением открыть региональную оптовую фирму по торговле автопогрузчиками обратился Иркутск. А уже с базовым складом будет заключать договоры любая торговая структура или организация. Дилеры, понятно, будут получать технику со скидкой таким образом, чтобы автопогрузчик в розничной сети стоил на уровне $10 тыс. Сервисный механизм уже начал обкатку. Когда из Челябинска поступили две рекламации, бригада заводских специалистов срочно выехала на место и исправила погрешности.

"Семья" дочерних предприятий?
Это не всегда оправдано

Перспективная политика инвестора - оптимизировать производство автопогрузчиков. Вместо шести дочерних предприятий, рождение которых было оправдано в 1997 году, теперь решено создать два. Тогда дробление гиганта аргументировалось возможностью освободиться от заблокированных счетов и избежать банкротства. Сейчас в этом есть смысл в том случае, когда предприятие производит широкий ассортимент изделий. Но если завод выпускает один вид продукции - автопогрузчик, то, по мнению специалистов, плодить ДП - искусственный и неэффективный процесс.

Отныне производство решено сосредоточить только в одном филиале "Автопогрузчика", его дочернем предприятии "Львовский завод среднетоннажных изделий" на участке 60 га в промышленной зоне Львова - Рясном. Высвобожденные участки земли и строения в других районах города будут проданы с молотка. Вырученные деньги пойдут на выплату задолженностей перед бюджетом, кредиторами и работниками. Крупносерийное производство (25 тысяч автопогрузчиков в год) уйдет в историю, уступив объемам, которые способен поглотить рынок.

В прошлом месяце из заводских ворот выехали 60 машин, а планировалось 70. В следующем году предполагается собрать 980 единиц техники, в 2002-м - не более 1200 автопогрузчиков. Чтобы удерживать точку безубыточности, согласно расчетам руководства ОАО, достаточно выпускать 100 автопогрузчиков в месяц и запчастей к ним на $150 тыс.

Иногда не стоит спешить с расходами на новое оборудование

Если бы весь станочный парк завода вместе с металлическим полом сдать в металлолом, то предприятие, пожалуй, могло бы выручить приличные деньги. Однако часть старого оборудования, по словам директора "Львовского завода среднетоннажных изделий" Михаила Сенькива, будут, как и раньше, эксплуатировать на изготовлении профильной 5-тонной машины. Это линии подвески, кронштейнов. Металлорежущее оборудование также пойдет в ход. Его придется только привести в порядок. Так что основные инвестиционные средства планируется вложить в ремонт старых станков.

Дополнительное оборудование будем закупать разве что для мелкосерийного производства новой техники, - отметил председатель наблюдательного совета ОАО Александр Перепечко. - Это - машины плазменной, лазерной резки, сварочные стенды. Они будут использоваться, в частности, для выпуска автопогрузчиков с гидростатическим приводом подъемностью 1,6 тонны. На эту технику есть большой спрос. А заготовочное оборудование - старые прессы - будут не нужны. Их придется либо продавать, либо загружать другой продукцией - подыскивать заказ со стороны. Покрасочную линию тоже целесообразно заменить ввиду ее энергоемкости.

Пока что первый миллион гривен из обещанных 21,6 млн инвесторы пустили на погашение части долгов по зарплате и закупку запчастей отечественного и импортного происхождения. Раньше 70-80% комплектующих поступало из России. Теперь из-за границы везут только двигатели (Беларусь) и мосты (Россия). Автопогрузчики производят из украинского металла и "обувают" в днепропетровскую и белоцерковскую резину. Импорт комплектующих минимизируют не из патриотических, а из чисто экономических соображений: за привезенные узлы надо уплатить НДС еще до того, как машина встанет на колеса. А это невыгодно.

О пользе "экономического шпионажа"

Несколько лет новые хозяева надеются ехать на старых конструкторских достижениях: собирать известные модели машин. Но когда этот ресурс иссякнет, чтобы не допустить катастрофы, надо иметь в багажнике свежие разработки. Один из наиболее логичных, но, как оказалось, не самых простых ходов, - скооперироваться с соседним ОАО "Автогрузмаш", который десятилетиями был партнером "Автопогрузчика" по созданию новых разработок и модернизации старых. Но у него свой хозяин и, соответственно, свои корпоративные интересы.

Хотя пилотную попытку сблизиться с КБ ОАО "Автогрузмаш" инвесторы уже сделали. В лучших славянских традициях. Рассказывают, что новые владельцы привозили на завод конструкторов из "Автогрузмаша", поили их водкой и пытались выведать профессиональные секреты. Результаты промышленного шпионажа пока не разглашаются. Зато доподлинно известны "трофеи" другой разведки. Посланцы инвесторов, как признался председатель наблюдательного совета "Автопогрузчика" Александр Перепечко, "импортировали" несколько технических идей из болгарского "Балканкара" - развалившегося предприятия, которое сейчас распродают по частям за мизерные левы. Болгарские наработки планируют воплощать в металл на львовском предприятии.

Местные власти лоббируют списание пени и штрафов, накопившихся на бюджетной задолженности

16 июня 2000 года представители завода и Львовской облгосадминистрации ударили по рукам, подписав протокол о сотрудничестве. На собрании акционеров была утверждена антикризисная программа предприятия.

Чтобы обеспечить российскому инвестору тепличные условия работы, защитив его от постороннего вмешательства, было создано ЗАО "Львовский автопогрузчик", куда на паях вошли областная администрация и российский консорциум. Главное обязательство, добровольно взятое областными властями, - добиваться в Киеве списания со львовского предприятия пени и штрафов, которых на бюджетную задолженность набежало 8 млн грн.

А сам долг бюджету в сумме 3,5 млн грн реструктуризировать на несколько лет. Иначе предприятие не сможет выкарабкаться из кризисного состояния, а его заложенное имущество регулярно будут пускать с торгов, как это в сентябре уже случилось с легкой руки налоговой. По словам председателя правления ОАО Алексея Добуша, на конкурсе физическому лицу за 40 тысяч гривен продан заводской стадион "Торпедо"... Хотя одного металла там было больше, чем на эту сумму.

- Если партнеры нарушат данное в антикризисной программе слово о вложении средств или выплате зарплаты, мы включим свой предохранитель, - отметил начальник управления промышленности, транспорта и связи Львовской облгосадминистрации Ростислав Сорока. - Контрольным пакетом акций можем заблокировать принятие любого решения, обновить состав правления.

Но, похоже, для принципиальной сверки намерений инвестора и областных властей осталось не так уж много времени. Как сказал г-н Перепечко, контрольный пакет акций консорциум планирует положить в свой портфель (!) уже к концу этого года. Уточнить, на каких условиях областные власти согласятся расстаться с пакетом, Александр Перепечко отказался.

Главное
Справка "Контрактов"

Новый инвестор на 70% российский, а на 30% - украинский

АО "Львовский завод "Автопогрузчик" создан 24 апреля 1948 года на базе завода газовой аппаратуры. Серийное производство машин грузоподъемностью 3 и 5 тонн начато в 1950 году. В 1985-1986 годах предприятие собирало по 25 тысяч автопогрузчиков в год. Основной моделью была пятитонная машина.

В 1992-1996 годах произошел резкий спад производства. Для выхода из кризиса были созданы шесть дочерних предприятий. Новый инвестор предприятия - консорциум компаний с 30% украинского и 70% российского капитала, объединившихся для реализации проекта "Автопогрузчик". В частности, в консорциум вошли Уральский завод автофургонов, компания "СИЛ" и другие машиностроительные предприятия.

Контракты №46 / 2000


Вы здесь:
вверх