логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Платить за воздух пока не нужно, а вот за недра - скоро придется - «Контракты» №47 Ноябрь 2000г.


Платить за воздух пока не нужно, а вот за недра - скоро придется

Чтобы уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, государство...
вводит новые налоги

Правительство утешает предпринимателей: мол, дождитесь следующего года и будет вам уменьшение налогового давления. Однако благие намерения остаются всего лишь намерениями. На деле должностные лица продолжают штамповать новые поборы.

По предложению Кабмина, с 2001 года должен был заработать оборотный целевой налог на финансирование дорожного хозяйства. Слава Богу, в прошлый четверг депутаты не поддержали это предложение. А вот внедрение другого налогового "ноу-хау от правительства" совершенно реально: с 1 июля следующего года начнут взимать плату за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Обязательность уплаты за пользование недрами с целью, не связанной с добычей полезных ископаемых, ее плательщики и порядок взыскания определены в соответствующем постановлении Кабмина от 8 ноября т. г. Согласно документу, будут платить новый сбор предприятия всех форм собственности, использующие недра для хранения газа, нефти и других нефтепродуктов; производства и хранения винопродукции; выращивания грибов, овощей и цветов; хранение пищевых и промышленных продуктов.

Правда, "недровый" налог не будет взиматься с военных, а также за использование транспортных тоннелей и некоторых земельных сооружений. Все же другие, попавшие в перечень плательщиков (его, кстати, за три месяца общими усилиями составят Минэкологии, ГНАУ, Минфин и Минтруда) должны сами рассчитать сумму, которую раз в квартал будут перечислять в бюджет.

"С введением этого налога мы опоздали на шесть лет. Ведь еще в 1994 году был принят Кодекс Украины о недрах, который определял - использование недр должно быть платным. Но только теперь ведомства - разработчики норматива наконец пришли к согласию о механизме взыскания этого обязательного платежа", - сообщил "Контрактам" начальник департамента использования недр Минэкономики Дмитрий Гурский. При этом господин Гурский отметил, что существование такого налога соответствует мировой практике - почти во всех странах Европы, а с 1998 года и в Америке, предприниматели платят государству за пользование "подземными ресурсами".

Хотя эксперты, с которыми говорили "Контракты", придерживаются несколько иного мнения. Они, в частности, предположили, что налог был выдуман именно под нынешние украинско-российские "газовые" переговоры. Украина ведь обещает вовремя рассчитываться за российские поставки газа, а денег, как всегда, нет. Эту версию подтверждают и расчеты, опубликованные Кабмином.

Ежегодно от введения платы за пользование недрами в бюджет должно поступать несколько миллионов гривен. А львиную долю этих поступлений будут обеспечивать не грибники и цветоводы, а именно газовые трейдеры. Как бы там ни было, а введение нового обязательного платежа ляжет на плечи не самих "газо-нефтяных" предприятий, а потребителей их продукции, т.е. на каждого из нас. Самое время подсчитывать, сколько же стоят правительственные обещания.

Елена ДОБРОНРАВОВА

Нормативы платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых


Украинская баннерная сеть

Страховой полис все-таки обязателен, утверждает Минфин

Только в "Контрактах"

"Контракты" предлагают своим читателям первыми ознакомиться с очередным правительственным документом по этому вопросу

На прошлой неделе "Контрактам" стало известно, что по поводу темы страхования гражданской ответственности автовладельцев высказался наконец и Минфин.

В письме, подписанном заместителем начальника Департамента финансовых учреждений и рынков Александром Патокой, разъясняется, что "водитель обязан иметь при себе действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а работники МВД имеют право требовать у водителя для проверки этот договор, как и другие документы". То есть правительство еще раз подтвердило свою позицию: страховой полис - обязательный документ.

При этом, как мы уже сообщали, в начале ноября Верховная Рада объявила мораторий на обязательное страхование гражданской ответственности. Вывод парламентариев основывался на том, что наличие страховки и механизмов контроля и привлечения к ответственности могут иметь силу только после их утверждения на законодательном уровне. К тому же Кабмин не смог предложить конкретного механизма ответственности за отсутствие такого документа. Все полномочия по контролю и наказанию переадресованы органам внутренних дел.

В соответствии с этим письмом Минфин считает, что ГАИ должен разработать все эти нормативы и представить их для утверждения в Кабмин. Однако начальник отдела УГАИ МВД Василий Зайченко успокоил корреспондента "Контрактов": "ГАИ примет решение о контроле и наказании в таких случаях только после того, когда ВР примет отдельный закон. И мне сложно сказать, когда этого можно ожидать". Получается замкнутый круг. Но автовладельцам от этого не легче, потому что чувствовать себя жевательной резинкой не слишком приятно.

Стоит напомнить, что во всех цивилизованных странах есть опыт страхования этого вида ответственности. Что касается украинских автовладельцев, то, по мнению председателя правления АО "Украинская транспортная страховая компания" (UTICO) Вадима Загребного, "до сих пор дает о себе знать ассоциативный ряд: страхование - трасты - обман". "Я прекрасно понимаю, что страховаться не хочется, но не хотел бы оказаться на месте водителя, в которого "въехали", когда оказывается, что виновник не может компенсировать убытки", - поделился Василий Зайченко. Тем более, что страхователи, по их словам, стремятся оперативно выполнять свои обязательства.

В частности "Контрактам" известно о случае, когда 28 октября т.г. клиент страховой компании "Остра-Киев", водитель Киевского гормолзавода, стал виновником дорожно-транспортного происшествия. Уже 2 ноября на банковский счет пострадавшего - водителя микроавтобуса - страховая компания (а не сам водитель и даже не гормолзавод) перечислила 6 тыс. 513 грн. "Контракты" намерены вернуться к теме первого опыта "украинской обязательной автостраховки" в ближайших номерах.

Ольга ВОЛОДЧЕНКО

Кабмин завершил косметический ремонт госбюджета-2001

Комментарий

Кабинет Министров 16 ноября ночью передал в Верховную Раду законопроект о государственном бюджете Украины на 2001 год, доработанный для рассмотрения во втором чтении. У депутатов есть две недели для изучения новой версии бюджета. Этого достаточно, так как проект образца 16 ноября не намного отличается от проекта образца 15 сентября.

Во-первых, Кабмин пересмотрел макропоказатели развития украинской экономики в будущем году. Вместо 15,4% инфляции должностные лица теперь ожидают 13,6%. Среднегодовой курс гривни, по их мнению, в 2001 году не превысит 6 грн/$1, тогда как два месяца назад его планировали на уровне 6,25-6,3 грн/$1. Также существенно улучшен прогноз внешнеторгового баланса. Свой оптимизм Кабмин объясняет действительно впечатляющими показателями рост экономики в последние месяцы: положительный внешнеторговый баланс, увеличение ВВП за 10 месяцев на 5,1%, промышленного производства - на 11,9%. Выросли показатели даже в сельском хозяйстве и транспорте.

После замечаний Президента, депутатов и МВФ правительство также уменьшило прогноз поступлений от приватизации: с 9 до 5,9 млрд грн, прибавив только дополнительные 200 млн от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения. По-видимому, это изменение самое существенное в доработанном проекте госбюджета. Что касается других предложений Леонида Кучмы, то мы можем о них только догадываться.

Скорее всего, они касались увеличения расходов на людей в погонах. Депутаты за них не просили, но в доработанном варианте милиция получит дополнительные 116 млн грн, внутренние войска МВД - 35 млн грн, разведчики - 13,2 млн грн, СБУ - 60 млн, пожарные - 15 млн грн. В общей сложности расходы на потребности национальной обороны и правоохранительных органов увеличены на 300 млн грн.

Откуда взялись эти деньги? За счет увеличения налогов почти на 1 млрд грн (это должно произойти, по мнению правительства, благодаря оживлению экономики), а также отчислений от платы за транзит природного газа через территорию Украины и рентной платы за газ, который добывается в Украине, еще на 1,5 млрд грн. То есть никаких налоговых изменений в проекте госбюджета-2001 нет. Простите, есть - предлагается все-таки оставить сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который принесет еще 78 млн грн.

Правительство надеется, что второе чтение пройдет быстро и спокойно (еще бы - принятие бюджета во втором чтении - условие возобновления финансирования со стороны МВФ). Но почти наверняка эти надежды не оправдаются. Уже сегодня отдельные министерства просят помощи у депутатов, чтобы увеличить расходы, потому что руководство Кабмина их не слышит (например, Минтопэнерго просит повысить финансирование отрасли с 2,1 до 3,8 млрд грн). Что уж говорить о самих депутатах, имеющих личные интересы в бюджете.

Дмитрий КОШЕВОЙ
Контракты №47 / 2000


Вы здесь:
вверх