логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
День Победы правительства - «Контракты» №50 Декабрь 2000г.


День Победы правительства

7 декабря стал для правительства Виктора Ющенко красным днем календаря

Дмитрий КОШЕВОЙ, Елена ЛЫСЕНКО

Во-первых, Верховная Рада окончательно приняла госбюджет на 2001 год (с учетом практически всех требований правительства по отмене бюджетных льгот). Во-вторых, парламентарии за пять минут согласились с представленным законопроектом о банках и банковской деятельности, что наряду с утвержденным госбюджетом-2000 еще в этом году открывает дорогу к деньгам МВФ и Мирового банка.

В-третьих, премьер-министры Украины и России обменялись факсами с согласованным текстом "газового" меморандума. В-четвертых, ЕБРР предоставил Украине $215 млн на достройку двух атомных энергоблоков...


Иван Степанович Плющ руководит процессом

Обозреватели отмечают все это (а также отказ депутатов включить в повестку дня вопрос об имплементации результатов референдума) стало возможным только благодаря очевидному перераспределению сил между ВР, Кабинетом и президентской администрацией.

...За быстрое рассмотрение бюджета правительство должно благодарить Президента Леонида Кучму. В рамках артподготовки он в понедельник, 4 декабря, направил Председателю Верховной Рады Ивану Плющу письмо с просьбой "с пониманием отнестись к поставленным проблемам", а также дважды встречался с парламентским большинством.

Президент попросил также увеличить поддержку угольной отрасли, сделать распределение капитальных вложений прерогативой правительства, а не парламента, уменьшить бюджетное давление на Нацбанк, ввести надбавки педагогам и принять закон о банках и банковской деятельности. Что касается межбюджетных отношений, то при содействии Президента правительство договорилось с большинством, что в законе о госбюджете закрепляется распространение нормативного метода расчетов бюджетов только на областной уровень. Тогда как включение городских и районных бюджетов в бюджетную реформу отдается на политическое решение непосредственно правительству с областями (и Президентом). Как результат, все просьбы Президента были учтены в третьем чтении.

Кто выиграл от первого в истории независимости своевременного принятия бюджета? По-видимому, все. Это позволяет вовремя принять местные бюджеты и войти в новый год с прозрачной макроэкономической и финансовой политикой. Интересный факт: в ходе третьего чтения в бюджете были увеличены расходы на учителей и врачей, в том числе за счет уменьшения... расходов на Министерство внутренних дел (минус 50 млн грн) и СБУ (минус 50 млн), в том числе на департамент защиты информации (минус 10 млн). (Может быть, учителям и врачам нужно поблагодарить Мороза и "его" пленку?)

Знаковым событием было названо и принятие Закона "О банках и банковской деятельности". С одной стороны, наконец выполнили требование Международного валютного фонда (его принятие было условием для продолжения кредитования Украины), с другой - наконец отечественная банковская система почувствовала почву под ногами. Среди наиболее актуальных вопросов, которые сегодня стоят перед банками, можно выделить два блока.

Во-первых, установлен дифференцированный подход к определению минимального размера уставного фонда банка в зависимости от территории, которую он охватывает. В частности минимальный размер "уставника" на момент регистрации регионального корпоративного банка не может быть меньше 1 млн евро. Банки, которые работают на территории определенного региона, должны сформировать не меньше 3 млн евро, по всей Украине - не меньше 5 млн евро. Кроме того, банки должны корректировать размер капитала на индекс девальвации или ревальвации.

Во-вторых, наконец решена проблема с банковской тайной. По словам заместителя председателя банковского комитета в парламенте Игоря Юшко, в законе выписано предоставление банковскими учреждениями информации налоговым органам. В частности сведения по счетам юридических, а также физических лиц должны разглашаться только после решения суда. К тому же запрос налоговиков может касаться только одного лица.

Правда, банки должны в обязательном порядке идентифицировать лиц, которые осуществляют крупные или так называемые сомнительные операции: безналичные расчеты более чем на 50 тыс. евро, наличные соглашения больше чем на 10 тыс. евро, операции, которые осуществляются при неопределенных или неоправданно запутанных условиях.

Несмотря на выписанный механизм предоставления информации, юристы уже сегодня прогнозируют очередной конфликт между банкирами и налоговиками. "В законе о ГНАУ довольно четко обусловлено информирование только по счетам физлиц (по решению суда), но не указано, что решение суда является условием для получения сведений о юрлицах, - рассказал "Контрактам" юрисконсульт Райффайзенбанк Украина Олег Заморский. - Поэтому мы не знаем, как будем работать при таких расхождениях в двух законах". Более того, банкиры убеждены, что господин Азаров будет оказывать давление на Президента (именно в связи с этим вопросом), поэтому не исключено, что Президент вообще наложит свое вето на закон.

Фото Дмитрия ГАВРИША


Украинская баннерная сеть

Некоторым лицензия обойдется дороже. Зато минимум на три года о ней можно будет забыть

Правила игры

Кабмин с большим опозданием во исполнение Закона "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности" выдал на-гора очередное лицензионное постановление

Речь идет о документе, которым устанавливается срок действия лицензии и размер платы за ее выдачу. В первую очередь отметим, что срок действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности составляет три года. Правда, намного большие сроки действия лицензии установлены для услуг телефонной связи - 15 лет, радиосвязи - 10 лет, а по техническому обслуживанию сетей теле-, радио- и проводного вещания в пределах промышленной эксплуатации - 5 лет.

Плата за выдачу почти всех видов лицензий отныне взыскивается в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн). Однако есть несколько исключений из правил. Повезло тем предпринимателям, хозяйственная деятельность которых позволяет получать лицензию в местном органе исполнительной власти - в таком случае лицензия обойдется в 15 н.м.д.г. Как следствие, для одних лицензия подешевела, для других подорожала. Но, в целом для физических лиц лицензии отныне будут обходиться в 3-4 раза дороже.

Непрямым налогом лицензия остается и для некоторых субъектов алкогольного и табачного рынка. Скажем, оптовым торговцам алкоголем получение лицензии будет стоить ту же сумму, что и раньше, - если к этому он ежегодно за лицензию отдавал 1700 грн, то теперь разрешение будет стоить 5100 грн, но за три года. Однако не повезло торговцам алкогольными напитками и табачными изделиями в сельской местности - в отличие от коллег из города, они получали "алкогольную" и "табачную" лицензию по льготной стоимости (в пять раз дешевле). Теперь их уравняли в правах, соответственно для сельских торговцев стоимость лицензий выросла в пять раз. (Подробнее с размерами платы за лицензии можно ознакомиться в "Документах для работы" на стр. 56.)

То, что плата за лицензию теперь будет разовой, имеет и положительные стороны, и отрицательные. В частности зампредседателя Госкомпредпринимательства Сергей Третьяков считает, что в таком случае предприниматель на три года забудет, что такое лицензия. В свою очередь член секретариата Совета предпринимателей Дмитрий Ляпин замечает, что некоторым предпринимателям будет не под силу внести одновременно всю сумму за трехлетнюю лицензию, а значит кому-то придется прекратить свою деятельность. Дмитрий Ляпин не соглашается и с тем, что некоторые из видов лицензий намного выше 340 грн: "Лицензия не фискальный механизм, и размеры платы за выдачу лицензии не должны варьироваться в зависимости от рентабельности вида деятельности".

Собственно, с появлением очередного лицензионного постановления нынешние проблемы с выдачей лицензий, точнее, с их невыдачей, к сожалению, не будут решены. Желающие получить ту или другую лицензию не раз сообщали "Контрактам", что на местах им отказывают в выдаче лицензий, поскольку нет соответствующих нормативных актов, которые должны бы появиться во исполнение закона о лицензировании. По словам господина Третьякова, и правильно делают, так как иначе подобные лицензии были бы признаны недействительными.

Кабмину осталось издать еще одно постановление, которое определит так называемые лицензионные условия, при несоблюдении которых предпринимателю могут отказать в выдаче лицензий. До тех пор пока Кабмин не утвердит это постановление, лицензиары палец о палец не ударят. Впрочем, господин Третьяков указывает, что это не значит, будто предприниматели должны прекратить свою деятельность. По его рекомендации, желающие получить, в частности, алкогольную лицензию, уже сейчас могут представить в Госалкогольтабак (бывшую Госспецмонополию) все необходимые документы для получения лицензии, и справка о предоставлении документов, которую им там выдадут, позволит торговать алкоголем и табаком до выдачи лицензии.

Кстати, предпринимателям-лицензиатам нужно снять шляпы перед ГНАУ - "Контрактам" стало известно, что главный налоговый офис разослал в областные ГНА письма (№7698/5318-0316), которыми обязал мытарей на местах не применять к субъектам хозяйствования нормы новоиспеченного закона о лицензировании к безлицензионной деятельности, а значит и штрафы в связи "с отсутствием утвержденных Кабинетом Министров нормативных актов".

Александра ЛИТВИНЕНКО
Контракты №50 / 2000


Вы здесь:
вверх