логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Контракты" заинтересовались Джедом Санденом - «Контракты» №50 Декабрь 2000г.


"Контракты" заинтересовались Джедом Санденом

Потому, что этот гражданин США удачно использует иностранный капитал под бизнес-проекты, которые почему-то стремится реализовать именно в Украине

Джед Санден стал достаточно известной в Киеве и в Украине личностью благодаря Kyiv Post - столичному англоязычному еженедельнику, который он учредил и редактировал.

Секрет успеха газеты Джеда Сандена (тираж которой сегодня достиг 25000), вероятно, в том, что ее читают практически все иностранцы, находящиеся в Киеве, поскольку другого, непосредственно к ним обращенного издания здесь нет.

Реклама в этой газете - самая дорогая среди подобных еженедельников в перерасчете на одного читателя. А недавно Джед начал новый рискованный проект в Интернете, и его новая интернет-компания SputnikMedia. net получила от инвестиционного банка Dragon Capital $500 000 в обмен на пакет акций.

"Климат" в украинском бизнесе вынуждает компании скрывать информацию"

Созданный в обычном для западного читателя формате, Кyiv Рost кажется примером удачного издательского бизнес-проекта. Однако злые языки поговаривают, что этот проект не очень успешный, о чем свидетельствовали, например, прошлогодние переговоры о покупке издания другим издателем, но план не был осуществлен. Как бы там ни было, но, не обзаведясь политическими пристрастиями, Кyiv Рost допускает определенную критику в адрес украинских властей и реалий. Издание отличает редкая для украинских СМИ непринужденность тона.

Это, по мнению информированных источников, и послужило истинным мотивом нашумевшего задержания в марте 2000 г. на украинской границе издателя - Джеда Сандена соответствующими отечественными службами без объяснения причин. Инцидент, получивший скандальный резонанс за три дня до визита госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Киев, явно ставит под сомнение миф о неприкосновенности изданий с иностранными инвестициями. Но Джед Санден по натуре азартный игрок, поэтому вместо того, чтобы уехать отсюда, он начал новый проект.

- Джед, не зря говорят: чтобы, узнать о предпринимателе побольше, не помешает обратиться к его конкурентам. Говоря о вашем интернет-проекте, ваши конкуренты жалуются, что вы просто решили "обескровить" их, переманивая к себе деньгами и дешевой пиццей на вечеринках не просто персонал, а в первую очередь идеологов и организаторов проектов. Ни опыта, ни глубокого понимания этого бизнеса у вас якобы нет, а есть личные связи с иностранными "толстыми кошельками", которых так им недостает...

- Что ж, пусть будет так.

- Но все же, почему вы решили начать собственный проект в новой для себя отрасли и почему так уверены, что добьетесь здесь успеха?

- Самое главное для успеха - иметь качественный товар, лучше товара конкурентов, что бы там они ни говорили. Это основной фактор успеха всех медиа-проектов. Кроме того, мне нравится творческая сторона того, что мы делаем - и в SputnikMedia. net, и в Kyiv Post. Я знаю: еженедельно, когда мы заканчиваем работу, люди прислушиваются к тому, что мы сказали. Нравится ощущать себя нужным людям.

- Вы видите недостатки отечественных информационных проектов?

- Нет ничего хуже, чем называться деловой прессой, ТВ- или интернет-каналом и при этом не давать читателю деловой информации. Ну зачем ему статья о компании без конкретных цифр о прибыли и расходах ее "героя"? Хотя я понимаю, что в условиях Украины это, скорее, вина климата в бизнесе, который вынуждает компании скрывать информацию.

"К большинству отраслей экономики Украины отношение западных инвесторов прохладное, чего не скажешь об Интернете"

- Джед, наполнение интернет-проектов, так же, как и формат радиостанций или структуру бумажных изданий, легко менять, угождая аудитории или рекламодателю. Такое свойство медиа - недостаток этого бизнеса, ведь конкуренты могут повторять ваши идеи и отнимать часть вашей аудитории, не так ли?

- Теоретически это можно сделать, а практически у плагиаторов если и получается, то всегда хуже. Когда семь лет назад мы начинали газету, основной проблемой была нехватка качественной полиграфии в Украине, и считалось, что именно из-за этого рекламодателя и читателя не вдохновляют такие издания. Когда проблема была решена где-то в 1995 году, и появилась масса изданий на качественной бумаге, - большинство из них осталось без аудитории: нечего было читать в этих изданиях, то есть продукта не было.

Мы как были изданием с маленьким тиражом на газетной бумаге, так им и остаемся. Но нишу выбрали правильно - у нас самая дорогая реклама в пересчете на экземпляр. И до сих пор никто не смог нас повторить.

- Известно, что ваш соотечественник Джозеф Лемир, у которого в Киеве радиостанция, первым еще два года назад начал и сегодня раскручивает собственный портал Gala. net, другая американская компания Sigma-Blazer с громким паблисити в июне 2000 г. заявила о финансировании любых перспективных украинских проектов. Почему вы, простите, тоже поддались этому "поветрию", и именно сегодня?

- Потому что я, как кот: независимый умелый охотник, который сначала выжидает, а в нужный момент хватает добычу точным прыжком (смеется). А если серьезно, то именно сейчас, где-то с начала 2000 г., Интернет начинает становиться бизнесом, на котором можно зарабатывать, а не только терять, даже в Украине. Украинская аудитория стала достаточно многочисленной, пользуется уже созданными ресурсами, и важно, как она к ним приходит.

Порталы наподобие нашего проекта Bigmir.net, Ukrbiz.net или российского Rambler - это тоннели к другим ресурсам. Большинство пользователей пользуются ими так же, как в англоязычном мире большинство пользуется Yahoo.com или, передвигаясь по Киеву, большинство киевлян пользуются метро. И метро становится интересным для рекламодателей и продавцов как место, где проходит мощный поток покупателей. Сегодня мы приглашаем всех, кто создает украинские интернет-ресурсы, размещать "двери - линки" на наших порталах.

- По-видимому, инвестор-банк Dragon Capital думает так же, если доверил деньги вам, а не вложил их, скажем, в материальное производство?

- Отвечу вам словами Камила Гоца, члена наблюдательного совета банка Dragon Capital, отвечающего за этот проект: "Что касается большинства отраслей экономики Украины, то отношение западных инвесторов прохладное, чего не скажешь об Интернете, так как все понимают: здесь происходит тот же процесс, что и в Центральной и Западной Европе. По нашим прогнозам, к концу 2002 года количество пользователей должно увеличиться в шесть раз - с нынешних 0,8% населения (400 тыс.) до 5% (2,4 млн)". Уже в сентябре на наших шести проектах было 2,5 млн просмотров страниц в месяц, что сделало нас лидером и склонило инвестора Dragon Capital в нашу сторону.

"В отличие от украинцев, мне действительно есть куда "свалить", но я рад, что до сих пор здесь"

- Но ведь у Украины своя специфика, вы сами убедились в этом на примере издательского дела. Классический пример пренебрежения этой спецификой - неудачный проект АвтоЗАЗ-ДЕУ. А что считается ключевой специфической проблемой для украинского Интернета?

- Вопрос стоимости доступа. Сегодня именно дорогой доступ тормозит популярность Интернета в Украине. Но это дело времени - мировая практика показывает, что цены будут падать, как это произошло с ценами на мобильную связь. Этот процесс самый важный сегодня и зависит от политики провайдеров.

- Это техническая проблема, а вернутся ли деньги, которые оправдают вложенные инвестиции, тем же путем и в тех же пропорциях, что и в других странах?

- Думаю, да. Возвращение инвестиций будет идти по нескольким направлениям. Это реклама, другие бизнес-сервисы (информационные) - работа, законы, справки, электронная коммерция. В целом все будет так же, как и в других близко расположенных странах.

- По нашей информации, основной причиной вашей ориентации на Интернет стала неудача с издательским проектом?

- Историю бизнеса в Украине нужно делить на время до и после кризиса 1998 года, который был фатальным для некоторых видов бизнеса. Мы тоже понесли потери - продали наше издание, журнал для женщин "Единственная" ("Только ты") другому издателю и приостановили развитие издательских проектов в целом. Но мы - маленькая частная компания, а это позволяет нам быстро принимать решения - оценив развитие Интернет-бизнеса к концу 1999-го, мы в начале 2000 года взялись планировать собственный бизнес в этой новой отрасли. Мы наняли 35 лучших специалистов-компьютерщиков, которые сейчас делают наш проект.

- То есть, вы один риск сменили на другой, еще больший. Где же логика? В подражании другим, тем, кто бросился "столбить" перспективную нишу?

- Конечно, это большой риск. Это венчурный проект, а в английском языке слово "венчур" имеет общий корень с "эдвенчур", одно из значений которого - "авантюра". Не каждая авантюра приносит успех, но в Украине сегодня любой бизнес - авантюра. Мы сказали инвесторам, что у нас есть рабочая компания с успешной историей, и этого оказалось достаточно. А вообще-то логика заключается в самой философии жизни. На Востоке эта идея называется "дао": у каждого в жизни своя дорога, и дороги не пересекаются. Важно просто идти по ней, а не подражать другим.

- По-видимому, вы большой авантюрист или сорвиголова, если не боитесь браться за новое дело в Украине, куда СБУ закрывала вам въезд весной этого года. Чем вы так достали эту службу?

- Как закрыли, так и открыли. Скажу честно, это была очень некрасивая история и некрасивая ситуация, но я очень благодарен украинским СМИ, которые писали об этом случае на первых страницах, давали и в новостях ТВ, защищая таким образом принцип свободы слова. Это главный принцип. И это важнее всего в этой стране, так как этот вопрос будет возникать снова и снова. Сегодня у нас подобная ситуация с газетой "Сільські вісті", известной своей оппозиционностью. И никто не может объяснить, что на самом деле стоит за претензиями государственных органов к газете.

- Если откровенно, вы тогда испугались?

- Это был для меня сильный стресс. Я американец в четвертом поколении, приехавший в эту страну после окончания американского вуза еще семь лет назад. Мой бизнес здесь - большая часть моей жизни, мое достижение - это компания, где работают почти 100 человек. И все это могло исчезнуть в один миг.

- Но ведь если такой момент опять придет, то вы хотя бы уедете отсюда и начнете работать в США. Так, может быть, все-таки не стоит терять время в Украине, а делать то же в предсказуемой и демократической стране?

- В отличие от украинцев, мне, действительно, есть куда "свалить" при определенных обстоятельствах. Но я не жалею, что работаю в Украине. Я рад, что у меня есть возможность делать свое дело здесь.

- Как вы думаете, в чем причины всех неудач украинцев?

- 70 лет большевизма не прошли бесследно, а сказываются в сегодняшних делах и планах государственных чиновников и политиков. Вообще большевизм на самом деле был большой завистью неудачников к удачливым людям. Вместо того, чтобы самим создавать что-то, они просто создали систему, которая позволяла красть у кого-то и присваивать. Посмотрите на сегодняшний бизнес-климат в Украине и спросите у себя: "А уничтожена ли эта система, или она просто мимикрировала?"

Андрей ЛАЗАРЕНКО

Фото Светланы СКРЯБИНОЙ

Контракты №50 / 2000


Вы здесь:
вверх