логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Эксперты "Контрактов" выясняют: - «Контракты» №50 Декабрь 2000г.


Эксперты "Контрактов" выясняют:

Почему Россия пошла на такие серьезные уступки Украине в вопросе газовых долгов и почему это произошло именно сейчас?

На встрече в Минске президентов и премьеров Украины и России была достигнута предварительная договоренность о реструктуризации украинского долга за газ на десять лет.

Ярослав ФЕДОРИН, народный депутат Украины, УНР:

- Во-первых, россиянам очень импонировало то, что Ющенко пошел на усиление денежной формы расчетов с Россией. Мы отошли от практически стопроцентного бартера.

В дальнейшем планируется перейти полностью на денежные расчеты. Во-вторых, сейчас России трудно не то что строить новый газопровод, ей трудно даже разрабатывать новые газовые месторождения при том, что старые иссякают. Мыльный пузырь вокруг строительства нового газопровода в обход Украины при дальнейшем раздувании мог бы просто лопнуть. Однако уступки не так уж и серьезны. Долги реструктуризированы, это так.

Но в России понимали, что склонить парламент к тому, чтобы мы рассчитывались за долги государственным имуществом, не удастся. Поэтому одержал верх прагматический подход. Украина тоже пошла на ряд уступок. Несанкционированный отбор будет оплачиваться по высоким тарифам плюс определенные страховые взносы, которые будет вносить наша сторона. России это дает определенные гарантии поставок газа на Запад и возможность неплохо заработать.

Александр ГУДЫМА, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и безопасности:

- Это не уступки. Это нормальные, продуктивные результаты. Без сомнения, реструктуризация долгов на десять лет - это большой прогресс.

Но какой другой вариант могла себе позволить Россия? В ближайшие годы она не сможет увеличить поставки газа в Европу, не транспортируя его через Украину. С другой стороны, начиная с мая текущего года достигнут значительный прогресс в наведении порядка на нашем газовом рынке. И в России видят это. Россия также стремится к большей прозрачности в деятельности РАО "Газпром".

Она, в отличие от предыдущих лет, когда политические заявления делал "Газпром", относит газовые проблемы к политической компетенции государства. Это весьма позитивное явление. Так же, как и отсутствие политических заявлений "Нефтегаза", в отличие от времен, когда им руководил Бакай. Наши страны договорились именно сейчас потому, что и Украина, и Россия достигли определенного результата по наведению порядка на своих газовых рынках.

Иван ДИЯК, народный депутат Украины, советник председателя правления НАК "Нефтегаз Украины", "Возрождение регионов":

- У России не было другого выхода. Долги остаются за Украиной, и мы должны рассчитываться. Договоренность состоялась, так как между нашими странами есть взаимные обязательства и взаимная заинтересованность. Украина - газотранспортное государство, мы выполняем очень большой объем работ для России, транспортируя ее газ на Запад. Но реструктуризация предусматривает и проценты.

Не стоит забывать, что наше правительство взяло на себя все задолженности перед РАО "Газпром". Государство могло бы не признавать долги различных структур, в том числе и частных, которые брали газ в долг. Если бы Украина так поступила, то "выбить" эти долги у россиян не было бы никакой надежды. Искать коммерческие структуры-должники - напрасный труд. Вопрос о реструктуризации долгов активно обсуждался свыше полугода. До этого очень долго уточнялась сумма долгов. Этот был самый спорный вопрос. Ко встрече в Минске велась большая подготовительная работа. Нельзя сесть и сразу все согласовать.

Александр ПАСХАВЕР, экономист, директор Центра экономического развития:

- Пошла ли Россия на уступки, мы можем узнать только проанализировав весь комплекс договоренностей, в том числе и политические. А общественность никогда не узнает всех нюансов подобных договоренностей. Но главное не в уступках. Главное в том, что сам процесс стал оформленным.

Согласован нормальный договор, где предусмотрены все варианты с конкретными обязательствами и штрафами. С точки зрения России, как и любого кредитора, это выгоднее, чем непрерывно беспредметно спорить. Игра без правил - это опасная игра для обоих партнеров. А что касается реструктуризации долгов на десять лет, то что оставалось России делать с безнадежным должником при невозможности его банкротства?

Кроме того, сыграли политические соображения и долгосрочные планы в отношении Украины. В том, что договоренности достигнуты именно сейчас, мне кажется, большую роль сыграл Ющенко. Он склонен легитимизировать любой процесс, формализовать его. Это если не главная причина, то важный толчок к достижению договоренностей.

Комментарий "Контрактов"

В то, что вопрос газовых долгов решен практически окончательно, почти не верится. Ведь в течение последних лет эта проблема казалась столь сложной, россияне столь грозными и всемогущими, а украинские попытки отстоять свою позицию столь беспомощными, что возникало впечатление, что другой альтернативы, кроме как бросить все и сдаться, просто не существует. А тут оказывается, что с москалями можно договориться.

И это не так сложно, и не требует войны. Надо только вести себя с достоинством, не пытаться дешево обмануть партнера, заискивая перед ним в Москве и делая громкие заявления у себя дома. И главное - нужно четко осознавать свои интересы и постепенно их отстаивать. Подобные черты присущи всем цивилизованным народам. Украина же доросла до этого только за девять лет. А то, что за газ все равно придется платить, вселяет надежду, что от этого своего достижения мы не отойдем.

Контракты №50 / 2000


Вы здесь:
вверх