логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ювелирный рынок Украины накануне оккупации россиянами - «Контракты» №50 Декабрь 2000г.


Ювелирный рынок Украины накануне оккупации россиянами

Тенденция

В 1990 году отечественная ювелирная отрасль перерабатывала золота в 6,3 раза больше, чем сейчас. За последнее полугодие реализация золотых изделий немного возросла, однако это вызвано ростом производства. Так, отечественные предприятия за первое полугодие текущего года произвели продукции на 44,2 млн грн, а розничная торговля реализовала их на 64,94 млн. Увеличилось и количество операторов ювелирного рынка (по данным Ассоциации ювелиров Украины, сегодня существует около 1500 предприятий, 400 из которых - производители).

Возросла и контрабанда, ведь из-за высокого акциза (55%) официально импортированная продукция по цене неконкурентоспособна. Однако на проведенной в этом году выставке "Ювелир Экспо" (в которой участвовали 60 компаний - вдвое больше, чем в прошлом году) к украинскому рынку пристально присматривались производители из Италии, Турции, России и Польши.

И к объединенному стенду российских ювелиров выстроилась очередь реализаторов из различных регионов Украины. Россияне "порадовали" наших ювелиров новостью: со второго квартала следующего года Россия существенно упростит порядок экспорта ювелирных изделий, что грозит экспансией россиян на украинский рынок. В то же время украинские ювелиры, скованные акцизом, практически утратили внешние рынки сбыта - украинский экспорт сократился почти до нуля.

Антон ПИДГИРНЫЙ

Контрольный пакет "Запорожского алюминиевого" за $101 млн выкупит... ВК АвтоКрАЗ

Сенсация приватизационная

Согласно информации, распространенной ФГИУ, тендерная комиссия по продаже 68,01% пакета "Запорожского алюминиевого комбината" (ЗАлКа) наконец вынесла весьма неожиданный вердикт. Победителем признана "Внешнеторговая компания "Кременчугский автомобильный завод", предложившая за пакет $101,5 млн. На втором месте оказалась российская компания "АвтоВАЗ-Инвест", которая предлагала $70 млн. По условиям тендера, если "АвтоКрАЗ" не рассчитается в десятидневный срок, победительницей будет признан "АвтоВАЗ-Инвест".

Некоторые эксперты высказывают сомнение в том, что у "ВК АвтоКрАЗ" найдется такая сумма, к тому же счастливому обладателю пакета придется вкладывать в комбинат еще $200 млн. Председатель комитета ВР по вопросам приватизации Александр Рябченко так не считает:

- Когда открыли конверты, все действительно были поражены суммой, поскольку больше чем на $70 млн не надеялись. Акции можно выкупить и на одолженные средства, если какой-нибудь крупный банк вступит в союз с "АвтоКрАЗом", тем более что за ним стоит мощная швейцарская фирма "Гленкор". Теоретически отказ от платежа возможен, но это будет большой политической ошибкой и ударом по репутации премьера Ющенко. Думаю, он знал, что делал, требуя включения "АвтоКрАЗа" в число участников. Это подняло цену выше разумной планки, но для бюджета это очень хорошо.

Решениям предшествовали события просто детективные: 4 декабря, по сообщению заместителя главы ФГИУ и председателя тендерной комиссии Михаила Чечетова, компания "Сибирский алюминий", которую считали фаворитом тендера, внезапно отказалась от участия в нем. Причиной отказа названа информация Госрезерва об имеющейся у ЗАлКа задолженности перед ним в размере стартовой цены пакета - $30 млн. Кроме того, всплыли долги ЗалКа перед коммерческими структурами. Как заявил генеральный директор "Металлургии" Анатолий Головко, в тендерной документации данных об этом не было.

Андрей ЛАЗАРЕНКО

Страховщик - бизнесмен, а не благодетель

Стремясь переложить риски на плечи страховщиков, государственные власти не слишком беспокоятся об их платежеспособности, не говоря уже о прибыли

Наводнение в Закарпатье, катастрофическое обледенение, почти полностью разрушившее систему электропередачи южных областей, показали, что возмещать из бюджета убытки, причиненные стихийными бедствиями и несчастными случаями, не может даже богатое государство. В Украине это упорно пытаются делать. Может быть, потому, что сам процесс компенсации (бедствие, форс-мажор!) происходит в режиме пресловутого "ручного управления", когда случай подоить казну представляется сразу многим.

И все же в последнее время делаются попытки, в соответствии с установившейся мировой практикой, переложить ущерб на плечи страховщиков, как это было при введении обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Страховщики вроде бы не против - они разрабатывают новые проекты, привлекают клиентов. Но и тут чиновники, особенно на местах, как будто считают страховщиков благодетелями, которые обязаны компенсировать потери и пополнять бюджеты различных уровней вместо того, чтобы работать на собственную прибыль, как и положено нормальным бизнесменам. А есть еще и требования по минимальному страховому фонду...

В каждом районе по филиалу? Это невозможно

Открывать филиалы в каждом районе, как этого добиваются местные власти, невозможно. Приходится действовать другими методами.

Сергей РЕВА, заместитель председателя правления компании "Остра-Киев":

- Региональные структуры украинских и иностранных компаний существенно различаются между собой. Если во всем мире иностранные страховщики работают через менеджеров, без открытия филиалов в каждой стране, то украинские компании не могут себе позволить такой роскоши даже внутри страны.

Ведь местные власти, которые вынуждены искать любые дополнительные поступления в свои бюджеты, требуют платить налоги от проведения хозяйственных операций на местах. Для открытия филиала, который бы платил налоги в конкретном районе (а их в стране несколько сотен), придется немало потратить на организационные расходы: аренду офиса, зарплату вспомогательному персоналу, бухгалтерии и пр.

Это отвлекает значительные финансовые ресурсы, что может отразиться на основной характеристике страховой компании - уровне платежеспособности, и следовательно - повлиять на надежность и стабильность деятельности компании, что очень важно для клиента. Но и конфликтовать с органами местной власти страховым компаниям никак не выгодно - в наше время в регионах бизнес находится в большой зависимости от властей. Поэтому часто мы предлагаем взаимовыгодное сотрудничество: обходимся без открытия филиала, помогая местным администрациям материально.

Причем такая помощь - законные услуги по улучшению условий работы местных органов власти. Стоимость подобных услуг порой выше, чем сумма потенциально оплаченных налогов в этом месте. Зато мы экономим на расходах, связанных с организацией работы офиса. Конечно, перед принятием решения о целесообразности такого сотрудничества с властями изучаем потенциальный рынок конкретного региона и потребность в страховых продуктах нашей компании. Таким образом, "Остра-Киев" сегодня представлена в 15 регионах страны, из которых филиалы созданы только в пяти областных центрах. В других областях и районах наши представители действуют благодаря именно такому сотрудничеству, и их деятельности никто не мешает.

Частник стремится к разнообразию

Для привлечения частных клиентов страховая компания разработала 15 различных полисов добровольного страхования автотранспортных средств.

Александр МИКОЛЕНКО, начальник отдела автострахования компании "Остра-Киев":

- В Украине сложилась ситуация, когда среди клиентов страховых компаний, которые добровольно страхуют автотранспорт, 90% юридических лиц и только 10% - физических.

Низкая активность населения в этом виде страхования обусловлена в первую очередь недоверием, относительно "преклонным возрастом" автомобилей (только 14% парка - новые автомобили), и главное - сравнительно высокой стоимостью страховых полисов: например, полис КАСКО страхования автомобиля, цена которого $5000-$10000, обойдется его владельцу в $250-$500 в год (это при том, что люди не хотят платить 100 грн за полис обязательного страхования гражданской ответственности).

Поэтому главной задачей при разработке условий страхования для физических лиц было снижение его стоимости. Мы сопоставили риски и статистику дорожных происшествий, и разработали приемлемые с позиции цены и степени защищенности клиента варианты страховок.

Так, помимо стандартной программы, которую предлагают и корпоративным клиентам, частным автовладельцам предложены более дешевые и выгодные условия, согласно которым выплата возмещения проводится "живыми" деньгами по акту экспертизы еще до ремонта машин. На базе этих программ разработаны отдельные полисы, которые могут сэкономить средства индивидуальным клиентам. Например, тем, кто не ездит зимой, предлагается полис "сезонный", для людей, которые используют частную машину только по выходным - "выходного дня" или их сочетания.

Тем из автовладельцев, кто не доверяет страховой компании, мы предлагаем полис "до первого страхового случая", а для профи, которые уверены в своем мастерстве управления машиной, - полис "невиновен", в котором возмещение платится в том случае, если происшествие было не по его вине. Такое разнообразие условий увеличило заинтересованность автовладельцев в добровольном страховании транспортных средств, которое обеспечит в будущем выравнивание среди клиентов страховой компании количества юридических и физических лиц.


Украинская баннерная сеть

Украинская и зарубежная пресса о деловой жизни

Что пишут

Россия готова на все ради Польши

Россия отсрочит Киеву долги, разрешит перебор газа и отдаст транзит Запада ради Польши, пишет российская газета "Сегодня" (от 7 декабря). Газета напоминает о минских договоренностях президентов двух стран и указывает, что Россия не только разрешает Киеву перебирать по 7 млрд куб. м газа каждую зиму, отсрочит долги на 10 лет, но и отказывается от доли в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС). Газета, как и большинство российских СМИ, пытается выяснить, что от этого выиграет Россия.

"Сегодня" напоминает, что в Сочи Леонид Кучма обещал Владимиру Путину 51% акций ГТС. Пока этого не опроверг ни один из президентов. Зато обещание Л.Кучмы дезавуировал премьер Виктор Ющенко, заявивший, что отказывается даже говорить с россиянами о приватизации ГТС. Он предлагает передать контрольный пакет ГТС в концессию англо-голландской компании "Шелл", переговоры с которой ведутся в настоящий момент. Газета отмечает, что к позиции В.Ющенко в "Газпроме" отнеслись спокойно: "на самом деле нам украинская ГТС не нужна".

Достаточно кабальные условия меморандума для России представитель "Газпрома" объясняет просто: "Нам нужно успокоить Польшу, которая должна дать согласие на строительство обходного газопровода, тогда можно будет диктовать свои условия. Если все удастся, то игра будет стоить свеч".

Небольшие европейские пивоварни становятся жертвами транснациональных брендов

По мнению еженедельника (№ 46 от 4 декабря), причина тому - в тотальной консолидации пивного рынка Европы, при которой мелким пивоваренным заводам, работающим по старинным оригинальным рецептам, просто не выжить. В качестве примера приводится Бельгия, которая славится в Европе как раз своими оригинальными рецептами, используемыми старыми небольшими заводами. Начался этот процесс (консолидации) всего несколько лет назад, когда компания Interbrew купила две старейшие бельгийские пивоварни Belle-Vue и Hoegaarden.

Быстро разобравшись с конкурентами на родине, бельгийский пивной монстр с 1994 года начал активную экспансию во всем мире, скупив более 50 пивных предприятий (в Америке, Китае, России, Украине и Восточной Европе), заняв второе место в мире после американской Anheuser-Busch. Процесс подхватили датская Carlsberg и норвежская Orkla (совладелец BBH), ведущие немецкие компании. Так что в ближайшее время, по мнению "Эксперта", небольшим традиционным компаниям с их уникальными рецептами не останется места на мировом пивном рынке.

Нобелевская премия отмечает столетний юбилей

В 49 номере (от 7 декабря) еженедельник публикует подробный рассказ о Нобелевских премиях, потому как нынешняя церемония, которая состоится 10 декабря, - сотая. За это время премия стала самой престижной в мире, а Нобелевский фонд - одним из наиболее удачных финансовых предприятий века. Впервые церемония состоялась в 1901 году и была приурочена к пятой годовщине с дня смерти учредителя премии Альфреда Нобеля, завещавшего свое состояние на поощрение мировых достижений в области науки, литературы и борьбы за мир. Только раз за сто лет традиция была нарушена, когда в 1920 году премии решили вручать не в день смерти Нобеля, а в июне.

Не только день, но и программа торжеств не меняется десятилетиями, поэтому юбилейная церемония не будет отличаться от предыдущих. После вручения премий, которое состоится в концертном зале Стокгольма, начнется банкет в городской ратуше. Вечером лауреатов развезут по гостиницам в лимузинах, а с утра начнется подготовка к очередной "нобелиаде".

Контракты №50 / 2000


Вы здесь:
вверх