логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бюджет-2001: все обрадовались, а предприниматели ужаснулись - «Контракты» №51 Декабрь 2000г.


Бюджет-2001: все обрадовались, а предприниматели ужаснулись

В главном финансовом документе государства "забито" немало неприятных сюрпризов для отечественного бизнеса

Елена ДОБРОНРАВОВА

"Такого хорошего бюджета у нас еще не было", - в один голос твердят эксперты и власти. Чего ж еще желать: бюджет бездефицитный, даже прибыльный, взвешенный на макроэкономическом уровне, с заметно возросшими расходами на социальные потребности (может, будет меньше забастовок врачей и учителей?).

Тем не менее "Контракты" считают, что бюджет смахивает на двуликого Януса. И его второе враждебное лицо обращено к предпринимателям. Еще бы, главный финансовый документ, несмотря на все чаяния и надежды, "сверстан" на старой налоговой базе.

Более того, в следующем году для отечественного бизнеса уготовано дальнейшее усиление налогового давления и давления фискалов, которые будут выбивать деньги для лучшего финансирования "своего" ведомства.

Налоговая нагрузка снижена только на бумаге

Установленная в бюджете сумма налоговых поступлений (25 млрд 522 млн 610 тыс. грн) на первый взгляд может порадовать субъектов предпринимательства. Действительно, это почти на 3,5 млрд меньше, чем планировалось бюджетом-2000. Так что, по логике, в следующем году вроде бы должна уменьшиться и налоговая нагрузка на каждую отдельную фирму или предприятие. Но постойте, уважаемые, давайте-ка посчитаем еще раз. Дело в том, что в главный финансовый документ не попали отчисления в социальные фонды, которые, по планам, должны составить в общей сложности около 3,2 млрд грн. Прибавьте их к налоговым поступлениям - выйдет почти то же самое. Правда, некоторое послабление все же произойдет. Со следующего года отменяются отчисления в Инновационный фонд и централизация амортотчислений.

Впрочем, это нельзя считать достижением нынешнего бюджетного процесса. Поскольку соответствующие требования депутаты выдвинули правительству еще в процессе принятия прошлогоднего бюджета. Зато работа над финансовым документом-2001 не оправдала предпринимательских ожиданий. В перечне обязательных платежей остались одиозные сборы на виноградарство, садоводство и хмелеводство, дополнительные сборы в Пенсионный фонд: на мобильную связь, ювелирные изделия, автомобили и недвижимость, операции по купле-продаже валюты и с предприятий табачной отрасли, налог на промысел.

Вроде бы против сборов выступали и правительство, и депутаты, и тем не менее, порой даже неизвестно как, остались (в документе, принятом во втором чтении, пенсионного сбора для табачников не было, и вдруг на третьем чтении он снова всплыл - так и проголосовали). Такая путаница выльется предпринимателям в немалые суммы: только от дополнительных пенсионных отчислений государство рассчитывает получить более 800 млн грн.

Кому - бюджет, кому - кормушка

Жесткие условия устанавливает бюджет и в расчетах предприятий с государством. Так, в следующем году (как, собственно, и в текущем) будет запрещено проведение реструктуризации или списание задолженности субъектов предпринимательства по обязательным платежам и кредитам, выданным под государственные гарантии. Впрочем, данная норма касается не всех предприятий.

Непонятно с какой стати (эта норма, по утверждению некоторых парламентариев, была написана в ночь перед голосованием бюджета в окончательном чтении да так и осталась в документе) посредникам по продаже нефти и газа списывается предыдущая налоговая задолженность, разрешается провести массовые взаимозачеты и бартерные расчеты. Обоснование более чем сомнительное - необходимость оздоровления топливно-энергетического комплекса. Подобная несправедливость в подходах прослеживается везде. Скажем, законом о поддержке малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что пропредпринимательские программы будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Однако в расходной части финансового документа нет ни малейшего упоминания о подобных расходах. "Контракты" могут упрекнуть: на всех, мол денег не напасешься, надо же было определить приоритеты. Их таки определили: деньги нашлись на некоторые МЖК (не понятно только, какие именно), на Ассоциацию молодых политиков, только не на предпринимателей. Может, и правда такая у них судьба - быть вечными пасынками своего государства.

Фискалов на хозрасчете стало больше

В свое время премьер Виктор Ющенко аргументированно доказывал: финансирование налоговой в зависимости от объемов собранных обязательных платежей - недопустимо. Депутаты соглашались с ним, а приняли другое: финансироваться в зависимости от сумм, принесенных в госказну, будут все ведомства, результатом деятельности которых является увеличение доходов бюджета. Это значит, что фактически со следующего года на хозрасчет перейдут не только ГНАУ и Гостаможслужба, как это было в этом году, но и милиция, ГАИ и даже Прокуратура (она же занимается делами предпринимателей, уклоняющихся от налогообложения).

Поговаривают, что эта норма - результат плодотворной работы с депутатскими фракциями главы ГНАУ Николая Азарова. Как бы там ни было, но предприниматели уже по собственному опыту знают: когда оплата труда фискалов напрямую зависит от того, сколько денег им удастся взыскать, ничего хорошего из этого не выходит.

Впрочем, "Контракты" вовсе не хотят окончательно разочаровывать читателей. Все еще может быть не так плохо. Ведь бюджет не является фискальным документом. В конечном счете, дальнейшая судьба отечественного предпринимательства будет зависеть от пакета изменений к действующему налоговому законодательству, который в настоящее время рассматривается в ВР. А они, похоже, неплохие...

Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО
Главное
Контракты №51 / 2000


Вы здесь:
вверх