логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Контракты" заинтересовались Владимиром Загорием - «Контракты» №51 Декабрь 2000г.


"Контракты" заинтересовались Владимиром Загорием

Потому, что на должности гендиректора ЗАО "Фармацевтическая фирма "Дарница" он за шесть лет сумел вывести предприятие, оказавшееся на грани банкротства, в лидеры украинского фармацевтического рынка

Через проходную фирмы "Дарница" с достаточно грязной Бориспольской улицы я вдруг попала во двор с настоящей зеленой травой - целым полем зеленой подстриженной травы, на котором возвышались многоэтажные корпуса с евроокнами, дверями на фотоэлементах и аккуратными людьми в белых халатах и бело-голубых беретиках.

Эдакий кусочек Европы на одном отдельно взятом предприятии. Чтобы попасть в помещение, мне пришлось пальто, платок и сапоги сменить на халат, такую же бело-голубую шапочку и бахилы.

"Нормальная ситуация - это когда 60% занимает отечественное производство, а 40% - импорт"

- Владимир Антонович, можно ли сказать, что фармацевтический рынок уже устоялся, конкуренция на нем честная, правила игры одинаковы для всех?

- На нашем фармацевтическом рынке наблюдаются положительные тенденции. Еще несколько лет назад все кинулись в производство и продажу лекарств. Предприниматели, которые пытались в один день любой ценой заработать мешки денег, не останавливаясь перед тем, чтобы надуть коллег, ушли с рынка.

- Некоторые эксперты считают, что выход на внешние рынки в ближайшее время отечественным фармзаводам не светит.

- Если в ближайшее время мы подготовим документацию, что наша продукция сертифицируема, отвечает международным стандартам качества и может выходить на западные рынки, то в таком случае западные эксперты немедленно повысят критерии качества, и ввиду таких постоянных повышений планки западный рынок долгое время будет для нас закрыт. Сегодня мы экспортируем продукцию в страны СНГ, в Польшу, Болгарию, Чехию, но приоритетное наше направление - укрепление позиций на отечественном рынке. На сегодня 40% продаваемых лекарств изготовлены в Украине, 60% - импортируются. На мой взгляд, нормальная ситуация - это когда 60% занимает отечественное производство, а 40% - импорт. При этом я был бы доволен, если бы 20% отечественного производства приходилось на "Дарницу".

- И как вы реализуете подобные желания?

- Если вы о стратегии продвижения... Фармацевтика - специфический бизнес, здесь спрос зависит не от вкуса клиента, а от назначения врача, поэтому одно из условий успешного введения новых медпрепаратов - это информированность врачей, провизоров, средних медицинских работников. У нас действует так называемая внешняя служба маркетинга, которая поддерживает связи с лечебными и научными учреждениями, проводит информационную работу среди врачей и фармацевтов. В Киеве, Харькове и Львове на базе факультетов повышения медицинских и аптечных работников мы создали региональные учебно-информационные центры.

- А как же реклама?

- Ну и, конечно, реклама. Если вы помните, прошлой зимой на рынке появился наш новый препарат цитрамон-экстра. Это был существенный шаг в завоевании рынка безрецептурных препаратов. Два месяца по "Интеру", в газетах и метро проводилась широкомасштабная акция. В ней приняли участие 500 аптек. Аптеки, которые победили, получили призы. И нам есть что еще предложить на рынок...

"Я стремился вывести из мыслей подчиненных постсоветское осознание своей второсортности"

- Владимир Антонович, в одном из интервью вы говорили, что расходуете приблизительно $350 000 в год на обучение персонала за границей...

- Это у вас какие-то старые данные, мы уже давно превысили эту сумму. Есть такая система менеджмента - сплошное управление качеством. А главный элемент, который обеспечивает качество - это персонал. Затраты на обучение специалистов мы рассматриваем не как валовые расходы, а как долгосрочные инвестиции.

- Если можно, конкретнее.

- Чтобы вывести предприятие на нормальный уровень, мы закупили оборудование, которое отвечает международным стандартам и позволит делать конкурентоспособную на европейском рынке продукцию. Одновременно я отправлял на учебу за границу весь управленческий корпус, руководителей среднего звена, мастеров, бригадиров. Это 150-170 работников в год. Эти поездки в Европу не только дали знания, научили, как работать с новой техникой - они изменили психологию.

Я пытался вывести из мыслей работников постсоветское осознание своей второсортности. Главную роль на нашем предприятии играют лидеры. Лидеры создают среду, задают тон, работают на всех уровнях управления, и они дают возможность остальному персоналу почувствовать себя творческой силой. Если специалист не работает над собой, через два года он теряет квалификацию. Поэтому на "Дарнице" процесс обучения постоянный и непрерывный.

- Как вы подбираете себе людей?

- Вакансий практически нет, так как штат сформирован, текучесть почти нулевая. Недавно искали токаря, было пятнадцать претендентов. Когда подбирали региональных представителей, на десять вакансий было шестьсот предложений. С самого начала развитие производства шло параллельно с обустройством бытовых помещений. У нас работает своя клиника. Не обычный медпункт, а клиника для работников с самым современным оборудованием. У меня такая философия: здоровье персонала - это одна из предпосылок производства качественной продукции.

Больной работник - опасность для производства, поэтому первую скорую помощь здесь оказывают бесплатно. Другими услугами можно воспользоваться за минимальную цену. Для меня признак благосостояния общества - это когда человек не терпит до последнего, а поддерживает здоровье, проверяется, проходит профилактические курсы. И такие условия я пытаюсь создать на "Дарнице" для своих работников.

"Нам читали лекции Абалкин, Бунич, Попов - известные рыночники горбачевского периода"

- Постоянно учиться должны не только подчиненные, но и руководители.

- У меня была хорошая школа. Я учился в Московской академии народного хозяйства при Совете Министров СССР. Нам читали лекции Абалкин, Бунич, Попов - известные рыночники горбачевского периода. Приезжали преподаватели из Германии и Венгрии, я стажировался за границей. Мы тогда понимали, что придет время новых форм ведения хозяйства, и мы должны быть готовы к этому. После окончания пришел работать на Дарницкое объединение главным инженером, в 1993 году на общем собрании коллектива меня выбрали генеральным директором.

Первое, что я сделал за два года - на 80 процентов изменил директорский корпус. Многие люди, привыкшие делать мази в кастрюльках и перемешивать лопатками, не хотели или не смогли работать по-новому. Мы ввели целый ряд новых служб, потратили огромные средства на компьютеризацию, были первой из фармацевтических фирм, в свое время внедривших маркетинговые структуры, задача которых - учитывать сезонные колебания спроса на тот или иной препарат, следить за фармацевтическим рынком. Сейчас производственные мощности нашей фирмы - 500 000 000 ампул в год, 200 000 000 упаковок таблеток, до 8,5 000 000 туб препаратов мягких форм (мазей, гелей).

- А вы поддерживаете отношения с московскими учителями?

- Конечно, я связывался с Абалкиным и Буничем, когда мы акционировались. В их вузе действует традиция Токийского университета: тот, кто там учился, всегда может приехать, посоветоваться, обменяться мнениями.

- Как бы вы прокомментировали ситуацию с вашими коллегами из Борщаговского химфармзавода? Ходили слухи, что их американские партнеры имели связи с Гором. И в случае его победы на президентских выборах руководству Борщаговского фармзавода было бы несладко...

- Я не хотел бы это комментировать.

- Говорят, вы не сторонник иностранных кредиторов?

- Есть отрасли, которые невозможно поднять без инвестора. Но элементарный перечень лекарств, имея людей, мощности и мозги, можно производить самим. Я не исключаю, что когда-то и мы будем работать с иностранным капиталом, но пока не вижу в этом необходимости. Хотя я знаком с руководством известных фармацевтических компаний и знаю, что они были бы не против здесь работать.

- А с кем именно вы знакомы?

- С кем завтракает и обедает Загорий - это секрет.

- Сколько акций вашего предприятия принадлежит непосредственно вам?

- Еще одна тайна.

- Вы еще и президент Лиги меценатов Украины. Какие проекты вы поддерживаете и получаете ли от этого какие-то коммерческие дивиденды?

- У любой компании, которая себя уважает, есть фонд денег, которые она отдает тому, кто в этом нуждается, кому она хочет помочь. Мы направляем эти деньги на поддержку культуры, учебных заведений. Кому помогать - решаем с коллегами общими усилиями на совещании. Никогда не требуем от людей, чтобы они "светили" нашу помощь. Меценатство и спонсорство - разные вещи.

Лана САМОХВАЛОВА,
фото Дмитрия ГАВРИША
Владимир Загорий:
Есть отрасли, которые невозможно поднять без инвестора. Но элементарный перечень лекарств, имея людей, мощности и мозги, можно производить самим Досье

Владимир ЗАГОРИЙ - генеральный директор ЗАО "Дарница". Родился в 1951 году на Полтавщине. В 1974-м окончил Ленинградский химико-фармацевтический институт, работал заместителем заведующего аптечным складом. С 1976 года - начальник бюро стандартизации, главный инженер Лубенского химико-фармацевтического завода. В 1988-м окончил Московскую академию народного хозяйства при Совете Министров СССР.

С 1988-го главный инженер киевского химико-фармацевтического объединение "Дарница", а с 1993 г. - генеральный директор ЗАО "Фармацевтическая фирма "Дарница". Кандидат наук, автор двух книг, заведующий кафедрой промышленной фармацевтии при Киевской медицинской академии последипломного образования им. П. Шупека. Женат, дети - сын и дочь.

Контракты №51 / 2000


Вы здесь:
вверх