логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Аудиозапись политических перемен - «Контракты» №51 Декабрь 2000г.


Аудиозапись политических перемен

После всенародного прослушивания "пленок Мороза" олигархи готовы уступить прибыль

Дарина ВАЛЕРЬЯНОВА

Офицер безопасности Украины Николай Мельниченко (в центре) с народными депутатами Виктором Шишкиным (слева) и Сергеем Головатым во время записи видеокассеты с его показаниями в одной из стран Шенгенской зоны

Приблизительно год назад, 22 декабря, Леонид Кучма предложил парламенту назначить премьером Виктора Ющенко, надеясь таким образом, помимо прочего, подрихтовать свой имидж Президента-реформатора. Прошел год, и сейчас зачет реформаторских усилий наблюдатели принимают только у премьера, тогда как глава государства вынужден спасать свой имидж от уголовного ореола. И это, как ни парадоксально, может стать хорошим шансом для украинских реформ. Как бы там ни было, а о перераспределении сил на украинском Олимпе можно уже говорить как о реальности.

Реанимация демократии?

Политически, а тем более экономически страна давно уже начала "закисать", более того, сами украинцы даже не ощущают этого квасного привкуса брожения. Даже если сегодня элитный отряд "Беркут" устроил бы показательный расстрел парламентского меньшинства, это вряд ли вызвало бы какие-то акции общественного неповиновения.

Остается надеяться, что традиционно нам поможет Запад, выписав вместо кредита МВФ нагоняй демократии. В этом нагоняе, или, скорее, реанимации в стиле американского телесериала "Скорая помощь", Украина нуждается уже давно, но Совет Европы, Вашингтон до последнего момента делали вид, что не знают ни о засилии силовиков в Украине, ни об экономическом и законодательном произволе олигархов, ни об особенностях управленческой политики Леонида Кучмы.

Но тут внезапно вспыхнувший скандал, организованный Александром Морозом, и сыграл роль эдакой публичной викторины, где политические и финансовые доноры Украины должны выбрать один из двух ответов: "Да, мы обо все этом знаем, но по-прежнему не будем принимать во внимание, главное, чтобы Киев не стал еще одним субъектом Российской Федерации" или "А мы же ничего не знали и теперь очень обеспокоены".

Первые заявления об обеспокоенности уже прозвучали, но основные глашатаи западной демократии все же формально ждут результатов экспертизы пленки на идентичность голосов.

Теневая политика в свете скандала

Если пленка не фальшивая, то фактически речь идет об обвинении в криминале на уровне первых лиц страны. Тогда начнется некий международный процесс не только против лиц, упомянутых в стенограммах господина Мороза, но и всех причастных к нынешней управленческой семье политиков и бизнесменов. Западная пресса будет делать анатомические описания кланов, конгрессы и сенаты будут удивляться той ловкости, с которой ведомство господина Азарова проводит санацию украинского рынка масс-медиа, и в ходе этих исследований наблюдатели непременно придут к выводу, что ни о каком распределении власти в Украине речь не идет, а реально власть принадлежит Президенту, близким к нему группам влияния, а также силовым министерствам.

Силовики в украинской экономике выполняют роль святой инквизиции, которая возвращает в лоно "церкви" всех "заблудших". Второй субъект этой теневой власти - так называемые олигархи или, назовем их иначе - парламентские группы влияния. Контролируя большую часть коммерческих рынков, имея контрольный пакет акций Верховной Рады, будучи вхожи к главе государства, эти люди в значительной степени определяли политико-экономическую стратегию страны. Иногда кажется, что им в парламенте под силу все - от принятия очередной "национальной программы выпуска галош", до успешных "похорон" налоговой реформы в течение нескольких лет. Выглядит так, что именно они часто рассказывали Президенту, за что следует хвалить правительство, а за что критиковать и кого куда назначить.

Отдельной строкой здесь идет сам Леонид Кучма. Он, конечно, гарант Конституции и глава исполнительной власти. Но сформированная им система управления не предусматривает распределения полномочий между его администрацией и Кабмином. С одной стороны, Кучма может прилюдно вычитать вице-премьера, мол, "восток - дело тонкое", и сам поехать договариваться про газ с туркменбаши, может своими указами регламентировать каждый шаг исполнительной власти. Поэтому не удивительно, что должностные лица часто жалуются, мол, они просто боятся принимать решения.

Все, кто вынужден будет уйти... И остаться

Что при этих условий остается Кабинету Министров: Президента слушаться, с другими договариваться. Хотя можно вспомнить о героическом исключении из правила, о Юлии Тимошенко, которая вопреки установившимся правилам наехала на многих священных коров этого мира и, что вовсе удивительно, таки смогла добиться результата в виде вывода из тени нескольких энергетических рынков. Но это стоило госпоже Тимошенко нескольких уголовных дел, возбужденных против ее соратников по прежнему бизнесу.

Сейчас можно прогнозировать увеличение возможностей для маневра должностных лиц. Ведь всем центрам так называемой неформальной власти сейчас есть смысл тихо отсидеться, чтобы не попасть, как говорится, под раздачу "западных нагоняев". Парламентские группы влияния не смогут так откровенно давить на правительство, выбивая себе "зоны в бизнесе", руководители силовых ведомств не особенно будут играть мышцами, остерегаясь участвовать в кампаниях наподобие банкротства "Денди" или "Славянского" и будут заниматься массовым разоблачением подпольных цехов по разливу водки, конвертационных центров и, словно мух, ловить контрабандистов.

И Президент вынужден будет вести себя осторожнее в отношениях с правительством, ведь сегодня жена Цезаря в глазах Запада вне подозрения, в отличие от самого Цезаря. При условии сохранения нынешнего Кабинета Ющенко и начатых им правил игры, это приведет к ослаблению теневых групп влияния на бизнесовых рынках. Возможно, торговля трубами и останется привилегией людей, приближенных к Президенту, а объединенную социал-демократию не удастся полностью отлучить от энергорынка, но это скорее будет рудиментом старого стиля, чем политикой текущего периода. Вместе с тем будет расчищена дорога для молодого капитала, не особенно завязанного на номенклатурном бизнесе.

Тут для примера не очень хотелось бы вспоминать Петра Порошенко с его шоколадной и корабельной индустрией и Евгения Червоненко с "Орланом", так как эти производственники уже достаточно связаны с властью. Но во всяком случае они очень близки к тому поколению предпринимателей, которому вскоре может представиться случай восстанавливать крупный бизнес в Украине.

Впрочем, тут важно, чтобы сбылось одно условие: чтобы Запад все-таки захотел играться в украинскую демократию...

Фото УНИАН/ видеозапись


Украинская баннерная сеть

Политики и политологи прогнозируют: как изменится вес и влияние различных политических групп и кланов?

Скандал №1

Михаил СИРОТА, народный депутат Украины, сопредседатель Народно-патриотического объединения "За Украину":

- Это не скандал, это системный кризис украинской политической системы. Он вызовет отставку многих высокопоставленных государственных чиновников. Также будет резкое экономическое и политическое ослабление кланов. Не отвергаю утверждения, что на их место могут прийти другие люди. Но это уже будут не кланы. Это могут быть представители серьезного прозрачного бизнеса. В парламенте происходит чистка. Определяется, кто куплен, кто не куплен, кто сломан, а кто нет. Фракции СДПУ(О), "Возрождение регионов", "Трудовая Украина" резко потеряют влияние.

Владимир ФИЛЕНКО, народный депутат Украины, ПРП:

- Скорее всего закончится отставкой силовиков. Для меня остается открытым вопрос: какая группа поставит на их место своих людей. Кроме того, на сегодня не ясна расстановка сил в парламенте. Идет перегруппировка политических сил в Верховной Раде. Неизвестно, произойдет ли распад большинства, или формирование нового большинства, и будет ли это лево-правое большинство, или три отдельные группы. Условно левые, условно правые, условно олигархи.

Вроде бы выглядит, что группа "Солидарность", которая менее запятнана этим скандалом, увеличит свое влияние. Но насколько такое предположение достоверно - говорить рано. Единственное, что можно прогнозировать, - это ослабление всех олигархических групп при любом развитии событий. Косвенно скандал серьезно бьет по "Трудовой Украине", СДПУ(О), "Возрождению регионов".

Олег СОСКИН, политолог, директор Института трансформации общества:

- Президента окружают четыре группы. Бюрократически-административная группа: Литвин - Кравченко - Азаров. Также три финансово-корпоративных группы. Первая: Медведчук - Суркис, вторая - Пинчук - Андрей Деркач, третья, не такая мощная сегодня: Волков - Бакай - Кулик. Больше всего может пострадать бюрократически-административная группа. Но если эти люди "дожмут" Президента, и он введет военное положение, то последствия предусмотреть невозможно.

В таком случае все может закончиться гражданской войной. Если же будет избран более спокойный вариант, то все эти четыре группы проигрывают. Их точно будет ожидать экономический крах и, очевидно, политический. Выиграет финансово-банковская группа, которую сегодня представляют Ющенко и Тимошенко. Проблемы будут у Марчука. Полный крест будет поставлен на Азарове и Кравченко. Не думаю, что Порошенко чем-то принципиально отличается от нынешних олигархов. Как только он выйдет на авансцену, все, что с ним связано, выйдет на поверхность, во всяком случае начнет обсуждаться. Кроме того, он тесно связан с Литвином и является порождением бюрократической группы, своего рода ее политическим фасадом.

Владимир МАРЧЕНКО, народный депутат Украины, ПСПУ:

- Укрепятся в первую очередь Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Мое впечатление основывается на том, что Народный рух, "Батьківщина" сначала заняли очень активную антипрезидентскую позицию. А когда увидели, что мгновенного переворота не произошло, тихонько вышли из зала в то время, как другие депутаты, которые разделяли их позицию, остались. Это временное отступление и дальше будет очередная порция компромата. Это самый крепкий и наиболее перспективно действующий на сегодня клан.

Все, что сегодня происходит, поддерживают США. Они очень заинтересованы, чтобы вместо Кучмы немедленно, без демократических выборов, стал президентом их любимец Виктор Ющенко. Во всех странах существует презумпция невиновности. И вину Кучмы (несмотря на всю мою нелюбовь к нему), Кравченко или Потебенько следует доказать перед тем, как говорить об их отставке. Ослаб Президент, клан Медведчука - Суркиса и, конечно, Волков и "Трудовая Украина". "Солидарность" Порошенко настолько маловлиятельная политическая сила вообще и в парламенте в частности, что ее влияние было и останется никаким.

Роман ЗВАРИЧ, народный депутат Украины, Народный рух Украины:

- Этот сценарий, по которому развиваются события и по которому мы сегодня работаем, не нужен ни государству, ни демократии. Увеличится влияние Мороза. Ведь социалисты после выборов скисли. Конечно, ослабятся позиции Президента, тех сил, которые формально стоят около него. Отмечаю - формально. Я не вижу, как этот скандал задевает олигархов.

Артур БЕЛОУС, народный депутат Украины, "Батьківщина":

- Если дойдет до отставки силовиков, то выиграют Суркис и Медведчук. Поскольку силовой буфер между олигархами и Президентом исчезнет, даже более того - определенные их кандидатуры на эти должности могут пройти. Если все останется как есть, ослабятся силовики, и их борьба с олигархами приобретет определенные признаки публичности, чего не было до сих пор. Безусловно, выиграет Мороз. Ющенко, как минимум, ничего не потеряет. Не думаю, что место нынешних олигархов займут новые, так сказать, более чистые.

Виталий ШЕВЧЕНКО, народный депутат Украины, Украинский народный рух:

- Однозначно будут "попалены" все, кто обвинен. Поскольку за ними стоят политические силы и на них держится политическая модель Украины, можно прогнозировать, что будет дальше. Либо нашу власть ничто не научит, и ситуация будет затягиваться, что в свою очередь может привести к введению чрезвычайного положения. Если власть будет реагировать цивилизовано, и Кучма отправит в отставку силовиков, то это будет значить перестройку всей политической конструкции. Может возникнуть ситуация, когда политические силы перегруппируются, и центры влияния сместятся от олигархов к политическим партиям. Вместо олигархической кланизации начнет происходить политическая структуризация.

Контракты №51 / 2000


Вы здесь:
вверх