логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Гонорар "охотника за информацией" может достигать $10 тыс. - «Контракты» №5 Январь 2001г.


Загляни под диван

Гонорар "охотника за информацией" может достигать $10 тыс.

ЭТО НЕЛЕГКОЕ ШПИОНСКОЕ РЕМЕСЛО...

Игорь ДАВЫДОВ, автор книги "Тайна фирмы":

- Как показывает опыт, ценной информации, связанной с технологиями производства, получение которой составляет задачу промышленного шпионажа, в Украине практически нет - производство устарело, а научные разработки "утекли" на Запад вместе с мозгами их авторов. Поэтому большинство иностранных фирм с громкими названиями наподобие Spy Girl, MI5, FBI-East Group, которые специализировались на сборе информации и работали на рынке Восточной Европы и Украины, ушли отсюда еще в 1997-1998 годах или переквалифицировались в маркетинговые, когда стало понятно, что объем украинского рынка секретов не превышает $500 тыс. в год. Иностранных инвесторов - основных заказчиков - мало, поэтому платить за информацию они готовы нечасто и немного.

С изумлением узнал из прессы о Валерии Гавриловиче, владельце австралийской частной шпионской фирмы CIA&С, которая здесь еще работает - значит, ушли еще не все. Если говорить о моем опыте, то бывали заказы на номера заграничных банковских счетов и на адреса любовников жены директора фирмы, на размер взятки, которую обычно берет конкретный таможенник. Интересно, что некоторые заказчики требуют подробных письменных отчетов на английском языке: они потом просто перепродают информацию иностранному партнеру.

Вообще-то необходимость в шпионских действиях ради маркетинговых решений возникает нечасто - 60% информации можно найти в СМИ. Вместо этого 90% информации для заключения конкретных соглашений желательно "вытягивать" с компьютеров фирм конкурентов. Например, охранник президента банка, который уволился недовольным, предоставил мне ценных сведений о надежности вложения в банк $100 тыс. больше, чем любые другие источники.

Гонорар, который может колебаться в пределах 300-10 000 у.е., окончательно определяется на конечных этапах и зависит от того, что еще нужно узнать, когда клиент уже получил начальный фактаж. Вот, так сказать, структура гонорара по видам работ:

- оценить достоверность, возможности использования - дополнительно 30-40%;

- интерпретировать информацию (в свете других данных), оценив ее место в общей мозаике фактов - еще 20-25%;

- определить, нужна ли (и какая) дополнительная информация - приблизительно 5%;

- эффективно использовать (учесть в своих планах, передать, придержать до нужного момента...) - иногда это 200% и дополнительный заказ на операцию.

Информация, которая интересует всех, - это теневые схемы работы и получения прибыли. Иногда - легальные финансовые схемы. Легко устанавливаются и не профессионалами базовые поставщики и новые разработки, входные цены, крупные и перспективные соглашения, тактические схемы развития предприятия, штатное расписание.

Не искушай!

По статистике, 80% персонала воруют (и информацию, и конкретные материальные ценности) не от острой необходимости, а только от возможности безнаказанно украсть. Для преодоления этой проблемы ставятся скрытые телекамеры с круглосуточной записью на видеомагнитофон, для регистрации телефонных переговоров используют спецдиктофоны.

Осознание работниками, что за ними все время кто-то наблюдает, прослушивает телефонные и внутренние разговоры, служит мощным фактором самоорганизации и ставит дополнительный барьер распространению конфиденциальной внутрифирменной информации. Если же у вас кто-то из персонала лазит там, где ему не положено, его легко вычислить, применив специально расставленные химические ловушки, которые окрасят вора несмываемым красителем. Можно пометить документы невидимой краской и потом обнаружить ее на руках и одежде вора. Все это есть в продаже.

 


Украинская баннерная сеть

Несколько слов о классификации "человеческого фактора"

Маметкул ЖАМСАНБАЕВ, руководитель службы безопасности банка "Русский кредит", в прошлом - майор подразделения "Альфа", эксперт по вопросам торговли с Украиной:

- Для работы в Украине (да и России), где промышленных секретов уже практически не осталось, а нужна только информация для оперативных торговых дел, большинство бизнесменов пользуются не столько техническими средствами, сколько услугами осведомленных лиц. Осведомленных я бы разделил на следующие категории:

ЭКСПЕРТ. Это человек, чьи знания и контакты (и не только по работе, а, возможно, и благодаря хобби) обеспечивают первоклассную ориентацию в теме. Он позволит вам по-новому взглянуть на проблему, даст базовые материалы, выведет на неизвестные источники. Общая надежность данных, которые получаются при этом, высока, и в области ТЭК, например, гонорары за консультации нередко выше $1000, что все равно не превышает 10% убытков от неправильного решения. Эксперты непременно участвуют в приватизации объектов российским капиталом.

ИНФОРМАТОР. Это человек, который обычно работает на фирме-конкуренте и поставляет фактаж. Ценность данных зависит от возможностей информатора, а главное - от мотивов давать нужные сведения, подлинность которых при соответствующем контроле может быть очень высокой. Именно такие люди из ЕЭСУ в свое время помогли сбросить Павла Лазаренко.

РЕЗИДЕНТ. Это свой человек в силовых и вообще госструктурах. Как правило, это родственник предпринимателя. Работая у пограничников, таможенников, налоговиков, он делает последних "слепыми" к конкретной фирме. Услугами резидентов пользуются 95% украинских фирм, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, и, по-видимому, 50% всех других.

БОЛТУН. Такой как-то спас нас от покупки 10 цистерн масла (400 тонн), забракованного СЭС. Это человек, который выбалтывает интересные факты в деловом, дружеском или интимном разговоре. Сообщение, которое промелькнуло будто случайно, может быть чрезвычайно ценным, хотя возможна и ложь, и умышленная дезинформация.

КОНТАКТЕР. К ним относят лиц, которые по тем или иным причинам контактируют с фирмой - объектом заинтересованности. Это могут быть стабильные или случайные деловые партнеры, родственники, приятели. Наряду с предоставлением интересных фактов они могут содействовать в подходе к объекту, а особенно, если это высокопоставленный госчиновник. Услуги контактеров и оплачиваются соответственно, хотя очень редко это делается непосредственно.

СОЮЗНИК. Подразумевается человек или какая-либо государственная или уголовная структура, который выступает как соперник или "надсмотрщик" объекта.

СЛУЧАЙНЫЙ ИСТОЧНИК. Иногда бывает, индивид вдруг оказывается носителем уникальной информации. На такого человека не особенно рассчитывают, но, случайно зацепив, "разрабатывают" до предела.

Реальные случаи

"Немцы выиграли тендер у шведов, так как знали нижний предел предлагаемой шведами цены"

Тарас Л-КО, экс-менеджер иностранной компании:

- В декабре 1994 года на тендере, который проводил украинский маслоэкстрактный завод, совместно с инвестором, - на поставку оборудования, столкнулись предложения нашего подразделения и конкурентов из немецкой фирмы. При лучших начальных предложениях у нас, выиграли немцы.

Позже, когда я уволился из компании и попробовал сотрудничать с немцами, то выяснил, что немцы владеют всеми ценовыми данными конкурентов и, они знали наверняка, до какого предела от прайсовой цены можно опускать цену на торгах. Судя по материалам, которые мне показали, они были добыты из штаб-квартиры нашей фирмы в Швеции. Аналогичных данных о немцах у шведов не было.

"Благодаря агентам при закупке металлопроката мы выигрывали по $2 на тонне"

Сергей Ш-ОВ, экс-менеджер иностранной компании:

- Закупая сталепрокат в Украине в 1996 году для компании, я часто попадал в ситуации, когда благодаря данным, полученным на украинских заводах нашими агентами, на переговорах с производителями мы выигрывали по $2 на тонне.

Учитывая, что контракты заключались на 5-10 тыс. тонн металла, фирма имела экономию в $10-20 тыс. на контракте. При этом агенты получали каких-то $100-200 в месяц. Но из-за жадности и непорядочности менеджеров в расчетах с агентами за поставленную информацию мы их скоро потеряли. А потом потеряли и продавцов, которые переметнулись к американским конкурентам, и подразделение систематически не выполняло план по закупкам сталепроката.

 

Алкоголь и женские прелести действуют не хуже всяких спецсредств

Алексей ЯКУШЕВ, редактор газеты "Досье секретных служб":

Эффективными методами получения от субъектов предпринимательства информации, а также манипуляции ими служат:

Подкуп или взятка. По-видимому, 60% всех случаев.

Шантаж. Метод эффективный, однако к нему прибегают нечасто (около 5% случаев), так как он требует квалифицированных контактов с объектом шантажа и предварительного сбора компромата на него.

Жесткие угрозы или физическое и психологическое насилие. Достаточно распространенный и простой способ, на который приходится 20% случаев.

Сексуальная "подстава" (подведение интим-партнера для получения информации или для содействия другим приемам эффективного влияния наподобие шантажа, уговора...). До 5%.

Игра на эмоциях (разжигание любви, ненависти, ревности, тщеславия), под давлением которых человек общается "сдуру", "сгоряча" или "назло" кому-нибудь). Также до 5%.

Вытягивание информации при умело проведенном разговоре:

- поощрение болтливости, возможно, при помощи алкоголя;

- реакция объекта на специально подготовленные вопросы;

- "блеф" (создание видимости, что вы знаете больше, в результате чего человек не видит дальнейшей необходимости что-то скрывать).

Увы, подслушивающая и подсматривающая техника стала чрезвычайно дешевой

Многое, что еще вчера было выдумкой и встречалось только в фильмах о Джеймсе Бонде, теперь стало почти таким же обычным, как карманный компьютер, мощность которого в сотни раз выше мощности компьютера, отправлявшего астронавтов на Луну.

Развитие технологий удешевило мини-телекамеры и жучки до такой степени, что некогда сверхдорогая шпионская техника превратились в детские игрушки по $25-50. Мужчина элементарно может узнать, изменяет ли ему жена при помощи дистанционного прослушивания из любой точки земного шара. А что говорить о наших офисах, где иногда через обычный радиоприемник ловишь свои переговоры. Поэтому оборудовать свой офис антишпионской техникой - так же необходимо, как купить компьютер или факс.

...В Нью-Йорке на 42-й улице есть огромный магазин "Спецтехника". В нем любой человек может купить все для и против шпионажа. Зажигалки, губные помады, часы, портсигары, сигареты, ручки, пуговицы и проч. Все это закамуфлированные микрорадиопередатчики, диктофоны, телекамеры, фотоаппараты, способны делать до 64 снимков с высоким качеством. Лазерный стетоскоп, пушки-телекамеры, мощные бинокли-телескопы со встроенным фотоаппаратом и видящие в абсолютной темноте на расстоянии до 5 км. Можно заказать любой камуфляж и получить уже через несколько часов, например, переделанные туфли любимой супруги, в которых каблуки уже превратились в подслушивающее устройство.

В Украине применение и продажа шпионской техники рядовым гражданам запрещены, но злоумышленники, понятно, не спрашивают разрешения.

Цены на спецтехнику и услуги по снятию информации (USD):

В подготовке Темы № 1 участвовали:
Ольга СИДОРУК, Владимир ГРАЧЕВ, Андрей ЛАЗАРЕНКО

Редакция благодарит фирму "Охранные системы" (www.security.com.ua) за помощь в подготовке материалов

"Контракты" будут вам благодарны за мнения по поводу нашей Темы номера

Контракты №5 / 2001


Вы здесь:
вверх