логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Нам установили новый диагноз: потребительский оптимизм - «Контракты» №6 Февраль 2001г.


Макропоказатели - в жизнь!

Нам установили новый диагноз: потребительский оптимизм

Желание украинцев что-то покупать усиливается соразмерно улучшению макропоказателей

Индекс потребительских настроений украинцев в октябре-декабре прошлого года увеличился на 22%, индекс экономических ожиданий - на 23%. Таковы впечатляющие результаты нового исследования потребительских настроений населения, которое раз в квартал проводят компания GfK-USM и Международный центр перспективных исследований.

Результаты опроса в который раз подтверждают наличие взаимосвязи между макро- и микроэкономикой. Рост ВВП, снижение инфляции, стабильность гривни - вот признаки, повышающие оптимизм украинцев. В свою очередь, улучшение потребительских настроений и экономических ожиданий населения непосредственно влияет на рост макроэкономических показателей.

Праздничное настроение

В абсолютном измерении индекс потребительских настроений вырос за последние три месяца прошлого года с 65,2 до 79,5 пункта при возможных значениях от 0 до 200 (то есть до оптимистического "экватора" еще больше 20 пунктов. Для сравнения: индекс потребительских настроений в России в ноябре 2000 года по сравнению с сентябрем повысился на 4,1 пункта и составлял 87,4).

Улучшение потребительских настроений украинцев произошло благодаря повышению всех без исключения составляющих (см. диаграмму). Заметнее всего выросли ожидания граждан в отношении развития экономики страны на ближайшие 12 месяцев - почти на 42%. Также намного больше украинцев надеются на улучшение личного материального положения в ближайшие полгода - этот индекс вырос на 18%. Более того, исследование сигнализирует об улучшении и текущего личного материального положения на 10%. Наконец должны быть довольны и продавцы дорогих товаров народного потребления - по данным опроса, индекс целесообразности делать большие покупки вырос в конце прошлого года сразу на 15%.

Эксперты честно указывают, что на декабрьские результаты исследования могли повлиять новогодние и рождественские праздники. Но все равно такой существенный рост индекса потребительских настроений, так же как индекса текущего положения и индекса экономических ожиданий больше, чем на 10 пунктов, дает все основания допускать, что зафиксированный положительными изменениями макропоказателей экономический рост в Украине оборачивается ощутимым улучшением потребительских настроений украинцев.

Росту оптимизма населения, очевидно, способствовали ожидания снижения темпов инфляции. В декабре индекс инфляционных ожиданий снизился на 6%. В частности, только 27% потребителей ожидали, что в течение ближайших 1-2 месяцев цены на основные потребительские товары и услуги будут расти быстрее, чем сейчас. Между тем, в сентябре такое предположение высказали 39,5% опрошенных. В то же время доля опрошенных, ожидающих замедления роста цен, выросла с 11% до 17%. Вместе с тем абсолютное значение индекса (165,5 пункта) еще слишком высокое.

На юге потеплело, особенно в селах

Исследование также зафиксировало улучшение потребительских настроений, улучшение текущего положения и экономических ожиданий во всех регионах страны. Но самые хорошие показатели на юге, где, например, индекс потребительских настроений вырос на 39%. Эксперты заключают, что, поскольку профильное направление экономики этого региона - сельское хозяйство, такое улучшение ситуации произошло вследствие впервые зафиксированного в 2000 году роста производственных показателей в растениеводстве. На юге выращивают культуры, которые дают наилучший урожай в целом по Украине: подсолнечник, кукурузу, овощи и фрукты.

Для торговцев важно будет знать, что большинство жителей южного региона надеются на улучшение личного материального положения в течение ближайшего полугодия: этот индекс увеличился на 39% и достиг рекордного значения - 101,9. Очевидно, такие ожидания базируются на высоких ценах на агропродукцию, установленных в прошлом году благоприятной зиме и обнадеживающих прогнозах урожая 2001 года.

Кстати, анализ результатов по типам населенных пунктов свидетельствует об улучшении потребительских настроений сельских жителей страны: в этой группе зафиксировано улучшение всех показателей, кроме индекса ожидаемой динамики безработицы. В то же время наименьший рост потребительских настроений отмечен в восточном регионе. Эксперты допускают, что это связано с прекращением роста в ключевых отраслях промышленности этого региона, в первую очередь в черной металлургии. В целом прошлый год отличался выравниванием потребительских настроений в разных регионах. Хотя бесспорное лидерство по-прежнему за Киевом.

Самые активные - самые оптимистичные

Анализ данных по возрастным группам показывает, что улучшение настроений более других характерно для граждан среднего возраста. В конце прошлого года произошли также и существенные изменения в настроениях бедных слоев населения: все, без исключения, индексы этой доходной группы улучшились в большей мере, чем соответствующие индексы для людей со средними доходами. Среди малоимущих граждан существенно увеличилась доля тех, кто надеется на улучшение экономической ситуации в стране не только в кратко-, но и в долгосрочном периоде. Такие результаты свидетельствуют об эффективности социальной политики правительства.

Еще один интересный результат - впервые в истории проведения исследований индекс потребительских настроений граждан с доходами, выше средних, превысил отметку 100 и достиг 104,6. Индекс экономических ожиданий этой группы вырос еще больше и составил 108,2 пункта. Эксперты отмечают: такие данные свидетельствуют, что большинство состоятельных людей страны надеются на улучшение экономической ситуации в течение ближайшего года. Оптимизм граждан с солидными доходами дает основания предполагать, что в 2001 году активизируется процесс частного инвестирования.

Когда, где и кто будет покупать товары длительного пользования?

Эксперты GfK-USM и Международного центра перспективных исследований советуют особое внимание обратить на существенный рост индекса целесообразности делать большие покупки. Согласно аналогичным исследованиям в России, которые ведутся с 1993 года, изменения в потребительских намерениях граждан воплощаются в реальное поведение через 1-3 месяца. Если допустить, что это утверждение справедливо и для украинских потребителей, то в течение ближайших нескольких месяцев можно надеяться на рост темпов продажи непродовольственных товаров.

В декабре был зафиксирован рост индекса в сельской местности и малых городах. Однако абсолютное значение этого индекса остается низким, если его сравнивать с соответствующим показателем крупных городов. Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшее время спрос на товары длительного пользования будет расти преимущественно в крупных городах.

Интересно, что в средних городах индекс целесообразности делать большие покупки снизился, между тем как индекс текущего личного материального положения вырос. Иначе говоря, в этих населенных пунктах действовала тенденция, обратная той, которую можно было наблюдать в этот период в крупных городах. Такое наблюдение дает основания предполагать, что хотя в средних городах личное материальное положение улучшается, масштабы и длительность этого улучшения недостаточны, чтобы потребители почувствовали себя способными покупать товары длительного пользования.

Что касается возрастных групп, то выраженную склонность делать большие покупки, как и раньше, проявляют молодые граждане.

Люди среднего возраста демонстрируют большую осторожность.

Старшая возрастная группа, очевидно, не только ощущает неуверенность в будущем, но и не располагает достаточным для больших покупок уровнем дохода.

Комментарий специалиста

Вадим ПИЩЕЙКО, заместитель начальника управления макроэкономического прогнозирования Министерства экономики:

"Я ориентировался бы на официальные источники"

- Нужно понимать, что ответственность за те или иные макропоказатели разделена между различными ведомствами.

Министерство экономики отвечает в целом за сбалансированность прогноза и прогнозирование показателей ВВП, инфляции, внешней торговли, заработной платы, доходов населения, прибыли предприятий на макроуровне, отраслевых показателей.

Минфин отвечает за бюджетные показатели.

Нацбанк - за монетарные и за платежный баланс.

Кроме того, макроэкономическими прогнозами занимаются и альтернативные службы, в частности Международный центр перспективных исследований, польская группа CASI, Агентство гуманитарных технологий, Институт прогнозирования.

Раз в квартал мы собираемся на соответствующие семинары и сравниваем свои прогнозы. На первых встречах прогнозы очень отличались (первый прогноз ВВП на 2001 год был в диапазоне от 0.7 до +2). Со временем разница в прогнозах уменьшается.

На месте потребителей я ориентировался бы на официальные источники. Почему? Прежде всего потому, что делая этот прогноз, мы кладем в его основу предположения о правительственной политике в той или иной экономической деятельности.

Обсудить на форуме - "ГК"


Украинская баннерная сеть

Инфляция, курс гривни, прибыли населения - три кита макроэкономического анализа для предпринимателей

Опросив потребителей макроэкономической информации, "Контракты" составили импровизированный рейтинг потребителей экономической информации

Первое место заняли банки

Во всех банках, которые входят в первую десятку, есть подразделения, занимающиеся анализом и планированием. Хотя финансисты уделяют внимание преимущественно своим показателям. "В основном мы интересуемся монетарными показателями: денежная база, денежная масса, динамика изменения этих показателей, погашение по внутреннему долгу", - рассказал "Контрактам" главный специалист управления оценки рисков Первого Украинского Международного Банка Сергей Черненко.

К тому же анализируется все, что может повлиять на курс гривни к иностранным валютам и кредитные ставки на межбанковском рынке: валютные резервы НБУ (резервы, которые сформировали все банки), выплаты по внешнему долгу, торговый баланс.

Исследования, которые они делают, условно можно разделить на два типа - активный и пассивный анализ. Подавляющее большинство банкиров пока занимается пассивным анализом: собранная и проанализированная информация потом не применяется на практике. Активным же (или, как его еще называют - агрессивным) анализом сегодня занимаются только несколько финансовых учреждений.

Одним из примеров последнего может быть филиальная политика, которая отчасти формируется на основании макропоказателей. В таких случаях больше внимания уделяется таким экономическим показателям, как валовый внутренний продукт, уровень производства той или иной отрасли, уровень доходов населения, расходов и т. п.

Например: в определенной отрасли зарегистрирован рост объемов промышленного производства, а объемы тех же аккредитивных операций в филиале банка почти не меняются. Руководство банка в обязательном порядке сопоставляет показатели своего аналитического управления с данными работы филиала, а потом принимает решение, например, о применении санкций к руководству филиала.

То же касается и кредитной политики. После анализа каждой отрасли промышленности банкиры отвечают на вопросы: какое производство нужно активнее кредитовать?

Что касается источников информации, то тут у банкиров нет устоявшихся симпатий. Как правило, финансисты пользуются официальными данными (Нацбанка, министерств экономики, финансов), а также и услугами альтернативных источников (институтами, центрами исследований и проч.).

На втором - инвестиционные посредники

Они преимущественно собирают и анализируют специфическую информацию и не прибегают к общему макроэкономическому анализу. Например, фондовые торговцы прежде всего отслеживают:

- индекс инфляции;

- курс гривни;

- фондовые индексы (прежде всего ПФТС);

- погашение по ОВГЗ;

- внутренний валовый продукт;

- торговый баланс.

В то же время информацию они черпают едва ли не из всех источников: от официальных данных до цифр и показателей, которые поступают через средства массовой информации.

Третья ступенька за предпринимателями

Отечественные предприниматели уделяют намного меньше внимания анализу, чем другие потребители макроэкономической информации. К тому же обычно их прогнозы строятся на анализе трех основных макроэкономических показателей - инфляция, курс гривни, прибыли населения:

- индекс инфляции используют для расчета цены товара;

- курс гривни нужен предприятиям, которые покупают и продают в СКВ;

- а прибыли населения - это возможности для увеличения производства тех или иных товаров.

Информацию субъекты предпринимательской деятельности в основном получают из двух источников: газеты (журналы) и семинары. Семинары проводят банки: несколько раз в год финансовые учреждения приглашают своих самых важных клиентов на собрание, в ходе которого делятся своими прогнозами. Почти эксклюзивная дополнительная банковская услуга - рассылка бюллетеней крупным клиентам. В таких бюллетенях содержится весь макроэкономический анализ, сделанный аналитическим управлением банка.

Ирина ЛЫСЕНКО

Обсудить на форуме - "ГК"

Контракты №6 / 2001


Вы здесь:
вверх