логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
...А сам на чердак, и учиться, учиться, учиться - «Контракты» №7 Февраль 2001г.


Вам "двойка" за контрольную по маркетингу

Вам "двойка" за контрольную по маркетингу

Краткосрочные курсы, в случае удачно выбранной программы, могут помочь вам и вашим сотрудникам приобрести необходимые знания

- Учиться чему, у кого и зачем? - спрашивает прагматичный украинский предприниматель, который реально оценивает свои возможности, динамику своего бизнеса и ситуацию в стране.

"Контракты" решили выяснить эти вопросы у тех, кто учит и учится, сформулировав их так:

1) Каковы возможности получать образование у занятых текущими делами предпринимателей и менеджеров?

2) Почему учатся? Какие предметы популярны в деловом экспресс-образовании у нас и на Западе?

3) Как происходит выбор сфер обучения? Как выбрать учителей и конкретный курс? Как оценить эффективность учебы?

4) Почему учатся не все, а только некоторые? Каковы основные аргументы против учебы?

5) Как предприниматели решают проблемы, связанные с отрывом персонала от работы? Как обеспечивают применение полученных знаний?

...А сам на чердак, и учиться, учиться, учиться

Как среди многих тренингов отобрать то, что нужно именно вашей фирме

На Западе действует целая индустрия бизнес-экспресс-образования. Регулярную переподготовку проходят все - от президента фирмы до свежеиспеченного молодого специалиста или секретарши. То, что тебя не послали на очередные курсы, во многих странах означает, что фирма на тебе поставила крест.

В Украине же больше популярен афоризм: "Кто умеет работать - работает, кто не умеет - учит других, а кто не способен и на это - руководит". Эта шутка хорошо иллюстрирует распространенное у нас отношение профессионалов к попыткам подвергнуть сомнению их профессионализм. Вместе с тем имеющееся предложение услуг по экспрессу-обучению бизнесменов и менеджеров специалисты оценивают довольно критически. Не помешает разобраться в нем, поскольку, например, цена часа обучения на каких-нибудь трехдневных курсах в десять раз выше, чем в самом престижном университете, поэтому в желающих "снять сливки" недостатка не наблюдается.

Какие курсы сегодня наиболее популярны?

Поскольку основная проблема - сбыт, то наиболее популярны сегодня - тренинги по продаже для торгового персонала разных уровней, семинары по маркетингу и рекламе. На Западе они также лидируют по количеству.

На втором месте - тренинги для среднего и топ-менеджмента, нацеленные на развитие профессиональных навыков - управление людьми, иногда, нагрузкой, стрессом. У нас они пока не прижились - большим спросом пользуются узкоспециализированные отраслевые знания, поэтому представительства западных компаний либо приглашают для тренинга специалистов из-за границы, либо направляют свой персонал туда.

В последнее время приобрели популярность так называемые комплексные обеды - тренинги и семинары, сочетающие отдельные программы, которые ведут различные специалисты. Например, переговоры, презентации, управление временем, построение команды. Такие "комплексы" осуществляют поэтапно, порой с длительными временными интервалами, так как они рассчитаны на 2-3 недели занятий, а отрывать персонал от работы на такое время трудно для любой компании.

Конкуренция среди компаний, которые организовывают тренинги, жесткая. Но это только усложняет выбор. Запросы у предпринимателей разные, разные цены и у учителей - это вносит немалую путаницу.

Так, компьютерная фирма "Версия", по словам директора по маркетингу Евгения Ташуты, целый год подбирала обучающую фирму, пока не остановилась на "Тим-тренинге":

- Мы ориентируемся на всемирно известную Compaq и нуждались в наборе тренингов для топ-менеджмента. Хотя мы и довольны результатами, сегодня у нас новая проблема с дальнейшей учебой. Выбирать учителей, по-видимому, придется за границей, поскольку возможности соотечественников, думаю, исчерпаны.

Высший пилотаж - долговременный реинжиниринг

В последнее время становятся популярны длительные (до 9 месяцев), и многоэтапные (до девяти этапов), программы, способные изменить весь бизнес-процесс компании. Такие целенаправленные изменения, которые осуществляют консультанты с одновременным обучением персонала, называются реинжинирингом. Перед консультантами ставят задачу с показателями, которых следует достичь. Решают их тренинговые компании типа "Бизнес-мастер" или "Тим-тренинг".

Подобные услуги предоставляют и в некоторых вузах, на базе которых читают открытые семинары и тренинги для всех. Так, Международный институт бизнеса в Киеве (МИБ) известен своей программой несколькодневных семинаров "Директор третьего тысячелетия", который является типичным "комплексным обедом" для жаждущего знаний украинского директората. МИБ проводит классические тренинги (техника продажи, коммуникации с клиентами, управление сбытом, финансами и т. п.). Здесь учились Международные авиалинии Украины, Международная финансовая корпорация, Dіgіtal Equіpment Corporatіon, Du Pont De Neumours Іnternatіonal, Tebodіn Ukraіne-Consultans&Engіneers, CDV Apple Computer, АО "Оболонь", АО "Славутич", АО "Полтавский алмазный завод".

Кто, когда и зачем заказывает обучение?

Всех клиентов бизнес-курсов можно разбить на три группы:

1. Молодые честолюбивые компании, которые хотят быстро стать лидерами.

2. Стабильные и "взрослые" компании, которые достигли своего предела развития и не хотят терять достигнутого на рынке в будущем, но не знают как.

3. Компании, находящиеся в кризисном состоянии.

Больше всего среди клиентов компаний второй группы. Компаний третьей группы меньше всего, они и стали кризисными не в последнюю очередь потому, что руководство недооценивало роль знаний в бизнесе.

Объединяет все три группы то, что обучение начинается, когда руководитель понял, что именно в обучении - выход из ситуации.

Тип обучения, программы и интенсивность выбираются в соответствии с задачей, которую нужно решить компании. Поэтому тренеры, как настоящие профессионалами, разбивают работу с клиентом на три этапа:

1. До обучения. Этап аудита, на котором определяются настоящие проблемы, формулируются задания учебы, критерии оценки результатов.

2. Обучение.

3. Сопровождение и определение эффективности достигнутых результатов.

Для семинаров критерии немного другие, ведь навыков и практического результата ждать тяжело. Считают, что средняя фирма должна начинать обучение с тренингов торгового персонала. Каждый тренинг выбирается по следующим параметрам:

а) направление;

б) основные темы;

в) длительность;

г) полученные навыки;

д) цена.

Советы Евгения ТАШУТЫ по выбору продавца образовательных услуг:

При выборе компании, которая дает бизнес-образование по выбранному вами направлению, следует оценивать следующее (в порядке приоритетности):

1. Как часто проводит обучение компания и ее тренеры, какой у них опыт в реальном бизнесе.

2. Бывают ли повторные заявки на семинары (тренинги) этой компании.

3. Отзывы и рекомендации от клиентов предыдущих тренингов.

4. Уровень самих клиентов - может оказаться, это совершенно "примитивные" компании.

5. Результаты, которых достигли клиенты после тренинга.

6. Срок обучения, оборудование, стоимость и другие условия.

(Заметьте: стоимость - последняя в списке).

Светлана НОВИКОВА из агентства "Бизнес-мастер" объясняет это так:

- Чем лучше преподаватели и больше спрос на конкретный курс, который они читают, тем выше будет и его цена. Это вполне понятно, ведь преподаватели-звезды, имея ограниченные физические возможности, стремятся получать гонорары на уровне поп-звезд. Расходов требует и недешевый сопутствующий сервис - печатные материалы, питание, аренда помещений, аппаратуры или проживание.

Звезды любят работать с топ-менеджерами в условиях повышенной комфортности: на базах отдыха, в гостиницах. А начинающие преподаватели обычно работают с рядовым персоналом в помещении, которое предоставляет сама фирма-клиент. Поэтому попытки сравнивать услуги разных компаний по критерию "цена-эффективность" тщетны: это разные услуги разных людей, качество их меняется во времени (тренеры и преподаватели на каждом семинаре приобретают дополнительный опыт), и эффективность их разная.

По словам Ташуты, тренеры высокого уровня (например, из "Тим-тренинга") - это, по существу, консультанты, которые в процессе обучения решают ваши конкретные проблемы и в то же время учат вас.

Контракты №7 / 2001


Вы здесь:
вверх