логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
По разные стороны баррикады. Оказались предприниматели - владельцы рынка и предприниматели-арендаторы - «Контракты» №7 Февраль 2001г.


По разные стороны баррикады. Оказались предприниматели - владельцы рынка и предприниматели-арендаторы

На повышение владельцами рынка арендной платы за контейнеры предприниматели с Троещинского рынка столицы ответили обращением в Антимонопольный комитет

Борис ТКАЧЕНКО
Фото Светланы СКРЯБИНОЙ

Администрация вещевого рынка "Троещина", расположенного в одном из "спальных" районов Киева, решила существенно повысить плату за аренду контейнеров. Как утверждают торговцы, установленный размер арендной платы - просто грабеж.

В свою очередь руководство ООО "Рынок-1" - владелец базара - уверяет, что рассчитывало аренду, исходя из экономической целесообразности. Конфликт из базарных рядов уже перетек в ведомственные кабинеты. Антимонопольный комитет готовит заключение о правомерности повышения платы за услуги рынка, которое должно поставить точку всем недоразумениям между владельцами и арендаторами.

Месячная аренда контейнера подорожала более чем втрое

В конце сентября прошлого года предпринимателям рынка "Троещина" объявили неприятное известие: с 1 октября будет повышена арендная плата за пользование рыночными контейнерами. Поэтому отныне за 10-тонный контейнер площадью 10,6 кв. м вместо 600 грн торговцам пришлось выплачивать целых 2 тысячи, за 5-тонный - тысячу, при том, что прежде аренда составляла 276 грн в месяц. Основной массе контейнерщиков, торгующих одеждой и обувью, и раньше прибыли едва хватало, чтобы откладывать на аренду контейнера за следующий квартал.

А теперь и вовсе хоть работай себе в убыток. Следующими пострадавшими от такого повышения стали наемные работники арендаторов. "Хозяева сразу снизили оплату: кто работал за 5%, теперь работает за 3% суммы, на которую продал товар", - рассказала девушка, торговавшая обувью из контейнера. Но, понятно, это не решило финансовых проблем торговцев. По утверждению предпринимателей, их бизнес перестал развиваться, а в дальнейшем может свернуться вообще.

Следующими в цепи пострадавших должны бы идти собственно покупатели. Но повышать цены на товары никто не решился: посетителей на рынке и без того маловато. Сменить "место прописки", т.е. перейти на какой-то другой рынок, нелегко и невыгодно: на остальных киевских базарах и свободных мест мало, и покупателей намного меньше, а оплата за аренду торговых мест почти та же. Скажем, на Привокзальном рынке продавцам приходится платить 1000 грн/месяц за 3-тонный контейнер.

Хотя на февраль администрация рынка, учитывая "мертвый" сезон у торговцев, снизила там арендную плату вдвое. Подобный гибкий подход к установлению арендной платы можно бы ввести и на Троещинском рынке. В конечном счете, предприятие "Рынок-1" достигло рентабельности около 300%, и частичное уменьшение аренды отнюдь не грозило бизнесу владельцев рынка. А вот конфликта и действительно можно было бы избежать. Но все вышло иначе.

Решить спор миром так и не удалось

Переговоры предпринимателей с владельцами рынка оказались безрезультатными. Администрация отклонила проект коллективного договора с профсоюзом предпринимателей (пока разворачивался конфликт, был создан Всеукраинский независимый профсоюз, объединивший в основном рыночных торговцев) и обвинила профсоюз, объединяющий менее 400 из 5000 занятых на рынке предпринимателей, в перетягивании одеяла на себя. С тех пор конфликт приобрел другую окраску: теперь уже речь шла о том, кто станет реальным хозяином рынка - нынешние его владельцы или профсоюз. И такое развитие событий явно завело его участников в тупик.

Специалисты также считают, что предприниматели просто потеряли время, добиваясь снижения арендной платы при помощи коллективного договора. "При всей своей солидарности с предпринимателями, - говорит координатор Института конкурентного общества Ксения Ляпина, - приходится отметить, что идея подписания коллективного соглашения между ними и администрацией рынка представляет собой юридический нонсенс. Коллективное соглашение может заключаться только там, где есть трудовые отношения. А отношения между администрацией рынка и торгующими там предпринимателями, - хозяйственные". Следовательно, разрешить спор, так сказать, на месте предпринимателям так и не удалось. После этого рыночники начали искать поддержки извне.

За дело взялась госпожа Кужель и Антимонопольный комитет

Злоупотребление со стороны владельцев рынка монопольным положением (именно в этом торговцы обвиняют арендодателей) было обжаловано в Государственной ценовой инспекции и Антимонопольном комитете. Как указывают юристы, этот шаг предпринимателей и юридически более грамотный, и более перспективный. "Совершенно ясно, что и Троещинский рынок "потянет" на монопольное положение (в соответствии с законодательством, монополистом признается предприятие, контролирующее 35% объема рынка) не только в Ватутинском районе столицы, где расположен рынок, но и во всем Киеве.

Правда, рассмотрение дела в Антимонопольном комитете и вынесение его вердикта может произойти в течение несколько месяцев. А конфликт, так или иначе, нужно решать сейчас. О своем желании помочь заявило Госпредпринимательство. В частности ведомство, возглавляемое г-жой Кужель обратилось в налоговую инспекцию и администрацию Ватутинского района, чтобы указанные структуры приняли участие в разрешении споров. Время "ч" назначено на 20 февраля. Если предприниматели не придут к согласию сами, Госпредпринимательство намерено обратиться с докладной к первому вице-премьеру и с ходатайством в прокуратуру.

Предприниматели надеются, что вмешательство Госкомитета по регуляторной политике даст желаемый результат. А вот администрация рынка считает угрозы госпожа Кужель юридически несостоятельными. Учитывая то, как стороны воспринимают происходящее, примирение вряд ли произойдет. А зря. "Контракты" всегда испытывают сожаление, когда для выяснения отношений, предприниматели прибегают к крайним мерам.

Комментарий "Контрактов"

Ежегодно Антимонопольный комитет рассматривает около тысячи дел. Среди них - почти 10% касаются неоправданно завышенной арендной платы за пользование рыночным оборудованием. Прежде всего, это свидетельствует о том, что и поныне правовые отношения между владельцами рынков и торговцами не имеют законодательного оформления, собственно, как и сама хозяйственная деятельность рознично-вещевых рынков.

Очевидно, недоразумения между владельцами рынков и торговцами подогреваются и тем, что сфера торговли несет наибольшее бремя высоких по ставкам и сложных по администрированию платежей налогового характера. Поэтому, вероятно, конфликт на рынке "Троещина" не будет последним. А цена вопроса такова: по состоянию на 1 января 2000 года в Украине зарегистрировано 3918 рынков. В их инфраструктуре задействовано около 5 млн человек.

Обсудить на форуме - "ГК"


Украинская баннерная сеть

Апелляции на налоговую: в каждом четвертом случае предприниматели отстаивают свои права. Но возвращено только 8,5% начисленных средств

Хроника конфликтов

В составе налоговой службы с конца 1996 года действуют подразделения апелляций. Они созданы специально для того, чтобы рассматривать жалобы предпринимателей, которые обжаловали неправомерные, на их взгляд, решения налоговиков (о применении финансовых санкций, постановлениях о наложении административных штрафов, распоряжениях о прекращении операций налогоплательщиков по счетам в банковских учреждениях, а также о принудительном взыскании не внесенных в определенный срок налогов и неналоговых платежей).

Всего за четыре года деятельности в подразделения апелляций поступило свыше 27,8 тыс. обращений налогоплательщиков, в которых обжаловано 32,8 тыс. решений и постановлений налоговых органов. (Больше всего в 1998 году - соответственно 8,6 и 10 тыс.). Из них отменено 8,9 тыс. неправомерных решений на сумму 346 млн грн, в том числе 6,6 тыс. решений о применении финансовых санкций. В то же время налоговики не нашли ошибок в 22,8 тыс. своих решений, согласно которым было начислено 3679 млн грн. Таким образом, за время работы апелляционных подразделений ГНА в пользу предпринимателей решено 28% дел, однако по суммам возвращенного процент намного меньше - 8,5%.

В 2000 году наблюдается тенденция к уменьшению числа жалоб предпринимателей и отмененных апелляционным подразделением неправомерных решений (23,7% поданных апелляций, что почти на 11 пунктов меньше, чем в 1997 году (34,4 %). В ГНА считают, что это достигнуто благодаря росту профессионализма налоговиков. Хотя, конечно, результаты дают и карательные меры непосредственно в самой налоговой. Только за 2000 год из налоговой службы были уволены 13 работников, привлечены к дисциплинарной ответственности и депремированы 1022 работников, участвовавших в проверках, решения по материалу которых были отменены после рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Предприниматели чаще всего жалуются на налоговиков в связи с:

- применением штрафных санкций по доначисленным проверками суммам налога на добавленную стоимость;

- налогом на прибыль;

- нарушением порядка расчетов наличными.

Количество жалоб на решение налоговых органов:

Как вы подготовились к визиту налогового инспектора?

Опрос

Владимир КУЧЕРЯВЫЙ, директор ЧП "Васави":

- Вы вовремя попали. Как раз сейчас ее и проводит на нашем предприятии налоговая. Пока что, видимо, рано говорить, чем все закончится, однако особо бояться мне, как директору, нечего. Обычно, как и сегодня, налогового инспектора мы встречаем с полным набором документов и непременно с улыбкой. Собственно, как и кого-либо другого. Бухгалтерия работает исправно, так что трагедии из проверки мы не делаем. Не скажу, что встречи с налоговиками у нас хлебосольные, скорее происходит спокойный разговор в деловом русле. Нашего инспектора я, конечно, знаю лично. Что же касается проверок этого года...

Игорь РОВИНСКИЙ, замдиректора издательско-полиграфического предприятия "Техника ЛТД":

- Никак мы не готовимся к таким встречам - не любим налоговиков. Когда приходят, то проверяем документы и только после этого позволяем ему работать. У нас простой подход к данной ситуации: у каждого своя работа, и каждый должен ее выполнять. Когда к вам домой приходят гости без приглашения, вы, наверное, тоже не слишком радостно их встречаете. Собственно, бывают приятные незваные гости, но о налоговиках я не могу этого сказать. Надо всегда вести себя спокойно. И если неприятности все же неизбежны, то лучше свести их к минимуму. Следует постучать по дереву, но у нас пока что не было неприятных случаев с проверками налоговых инспекторов.

Валентин КАЛАШНИК, директор курьерской службы "Офис-сервис":

- К приходу налогового инспектора готовим цветы и шампанское. А если серьезно, то я придерживаюсь принципа: налоговик - тоже человек. Лично мне еще не встречались "страшные" налоговые инспекторы, ни разу не было такого, чтобы налоговик зверел на моих глазах. Поэтому разговор пытаюсь вести на простом человеческом языке. На встречу с инспектором я уже не беру юриста. Зная свои и своего собеседника права, можно легко построить конструктивный разговор с минимальными затратами нервов. Более того, не побоюсь похвастаться: за три года существования нашей компании к нам ни разу не являлся налоговый инспектор с проверкой. Пока что все решалось в его кабинете. Так что особенно готовиться к проверкам нам еще не приходилось.

Комментарий "Контрактов"

Опрошенные нами предприниматели разделились на две группы: одни встречают налоговика с раскрытыми объятиями, другие - почти нескрываемо воспринимают его приход "в штыки". Однако в любом случае у инспектора нужно проверить, кроме удостоверения личности, направление на проверку конкретного предприятия, подписанное руководителем местной инспекции, а также записать фамилию инспектора в журнал регистрации проверок своей компании. А в общем, воспринимайте приход контролера как визит к стоматологу: нравится - не нравится, ничего не поделаешь...

Полезное знакомство

ООО "Юридическая фирма "Юрконсалтинг"

Начало работы: май 1993 года

Руководитель "Юрконсалтинга": Антон ЛОСЕВ

Кредо

Комплексность услуг. Наличие работников различной специализации, партнерские отношения с другими юридическими, консалтинговыми, аудиторскими фирмами позволяют достичь того, чтобы клиент не уходил от нас с нерешенными проблемами.

01133, Киев-133, бульв. Леси Украинки, 28, оф. 83.
Тел.: 294-64-21, 295-72-60; тел./факс 296-44-91.
E-mail: ucons@ucons.kiev.ua

Специализация

Комплексное юридическое обслуживание субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, представительств в Киеве и Украине. Представление интересов клиентов в арбитражном суде Киева и областей, в Высшем арбитражном суде Украины, а также в судах общей юрисдикции (земельные, жилищные, трудовые споры, споры, вытекающие из имущественных и брачно-семейных правоотношений).

"Юрконсалтинг" оказывает практическую помощь в разрешении споров, возникающих между учредителями предприятий, акционерами в связи с владением и реализацией ими корпоративных прав.

Адвокаты фирмы специализируются на защите прав и интересов клиентов при проведении в отношении их дознания, предварительного следствия, судебного рассмотрения по уголовным, гражданским делам или делам, вытекающим из административных правонарушений.

Громкие дела

У наших постоянных клиентов не бывает громких дел - это "Юрконсалтинг" считает своим достижением. Компания заранее, еще на уровне консультаций, извещает клиентов о возможных подводных камнях того или иного дела.

Клиенты

стеклянный завод "Пролетарий",
завод "Строймаш",
авиалинии

Air Baltic,
фирма "Полирем" и др.

Цены на услуги

Контракты №7 / 2001


Вы здесь:
вверх