логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Минфин перекроил налоговую систему Радует одно — пока что на бумаге - «Контракты» №22 Июнь 2002г.


Минфин перекроил налоговую систему Радует одно — пока что на бумаге

В «Контракты» попали довольно интересные документы Минфина, проанализировав которые можно прийти к неутешительным выводам: в ближайшие годы не стоит надеяться на уменьшение налогового давления и принятие Налогового кодекса

Во исполнение поручения Кабмина Минфин подготовил 27-й за последние пять лет проект изменений к законам о налоге на прибыль, НДС и акцизном сборе. Цель — обеспечить формирование Госбюджета уже на 2003 год. Беспокойство Минфина за будущий бюджет объясняется достаточно просто — бюджет нынешнего года наполняется крайне плохо. А что уж говорить о бюджете-2003, на который приходятся, пожалуй, самые крупные выплаты Украины по внешним долгам. Вот и решили в Минфине перестраховаться уже сейчас. Как? Снизить налоговое бремя, стимулировать производство, сосредоточить усилия многочисленных налоговиков и силовиков на выявлении и обезвреживании теневого производства?

Рискованно и хлопотно — подумали, видимо, в Минфине — и выдали «на-гора» еще 35 страниц традиционных, как для власти, «изменений и дополнений» — база налогообложения продолжает расширяться. Причем способы, при помощи которых планируют это сделать, поражают своей оригинальностью. Заметим, вероятность прохождения налоговых нововведений через нынешнюю Верховную Раду достаточно высока, поскольку, судя по последним событиям, там уже сформировалось провластное большинство.

Налог на прибыль — платим авансом, облагаем ... убытки

«За I квартал текущего года из запланированных объемов поступлений налога на прибыль в сумме 2,6 млрд грн в бюджет фактически поступило 1,96 млрд грн, или 75,4%. Одна из главных причин невыполнения плановых поступлений — недостатки действующего законодательства, ведущие к уклонению от налогообложения», — говорит министр финансов Игорь Юшко. Он не скрывает, что главная задача проектов — «расширить базу налогообложения». С этой целью Закон о налогообложении прибыли предприятий Минфин вообще предлагает переписать заново.

Так, предлагается установить годовой налоговый период, подачу только годовой декларации и перевести предпринимателей на уплату налога на прибыль раз в год с одновременной ежемесячной уплатой авансовых платежей. Разработчики лукавят, называя это упрощением, поскольку предпринимателя к новому году обяжут подать расчет ежемесячной уплаты налога в следующем году в сумме не меньше, чем уплачено за третью часть квартала предыдущего года. При этом в I квартале он должен будет уплатить столько же, сколько уплатил за IV. Ну не хотят знать в Минфине, что у предприятия может измениться заказчик, конъюнктура рынка, возникнуть форс-мажорные обстоятельства, главное — уплати налог на прибыль в запланированной несколько месяцев назад сумме.

Предлагает Кабмин и налоговое ноу-хау: новый порядок отнесения отрицательного значения объекта налогообложения на последующие налоговые периоды. Устанавливается, что «в случае непогашения отрицательного значения в следующем году непогашенную сумму разрешается учесть в уменьшение объекта налогообложения следующих пяти отчетных лет, но сумма уменьшения не может быть больше 30 процентов определенного объекта налогообложения за соответствующий год. Если отрицательное значение объекта налогообложения не погашается за счет полученных им валовых доходов, объект налогообложения следующих отчетных лет не уменьшается на непогашенную сумму отрицательного значения объекта налогообложения». Вот такой деловой язык потомков Шевченко и Франко. Если пробраться сквозь это словонагромождение, получается, что фактически речь идет о налогообложении... убытков. Вот так гармонизация отечественного законодательства с европейским!

В погоне за дополнительными бюджетными поступлениями законотворцы даже забыли о необходимости избежания двойного налогообложения, по крайней мере явного. Налог на дивиденды предлагается снизить с 30% до 15%. Это, конечно же, плюс для предпринимателей, но... Если сейчас налог на дивиденды вычитается при уплате налога на прибыль, то в уменьшенном варианте — увы. Не в лоб, так по лбу... А в случае выплаты дивидендов в виде акций, т.е. реинвестирования, они все равно должны облагаться налогом. И наконец полным нонсенсом выглядит предложение обязать предприятия включать в свой валовый доход... акцизный сбор (акциз, начисленный в составе цены). Т.е. получается, что с денег, перечисляемых в бюджет, предлагается брать еще и налог на прибыль.

Минфину не нравятся цены, устанавливаемые предпринимателями

Минфин предлагает навалиться чиновничьим людом на... цены. Упаси Бог, свободные цены в экономике, похожей на рыночную, никто не отменяет. Однако надумает предприниматель что-то купить или что-нибудь, включая произведенное, продать по цене, которая более чем на 10% выше или ниже обычной цены — и проблем (в виде санкций и доначисления налогов) не оберешься. Вот и получается, что объективно субъективный термин «обычная цена» Минфин предлагает превратить в чудовище, которое больно кусается. Аргумент у Минфина (вероятно, подсказанный в ГНАУ) один: предприятия часто сознательно неправильно применяют цены по соглашениям и таким образом уменьшают базу налогообложения. Налоговиков фактически наделят правом проверять, скажем, какая «обычная цена» пачки купленной бумаги — 20 или 22,5 грн.

Заметим, что новому определению «обычной цены» (это некая рыночная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических условиях) специалисты Минфина отвели в законопроекте аж... две страницы, так ничего по сути и не объяснив. Во всяком случае бухгалтера, которым «Контракты» дали почитать этот опус, только разводили руками — мол, наверное специально так «заумно» написали, чтобы запутать нашего брата-бухгалтера и таким образом дать налоговикам дополнительный шанс доначислять налоги или сдирать штрафы. «Чтобы разобраться, где обычные цены, а где нет, на предприятии надо вводить дополнительную штатную единицу, или же вызывать кого-то из Минфина, чтобы объяснили, что и к чему», — замечает Александра Долина, главный бухгалтер ЧП «Свiтанок».

НДС вовремя будут возмещать только владельцам... сертификата «Дисциплинированный налогоплательщик»

Кардинально меняя закон об НДС, у Минфина, как всегда, одна забота — помешать предпринимателям в праве на получение так называемого налогового кредита и бюджетное возмещение НДС. Так вышло и на этот раз. Крупным предприятиям, пожалуй, вообще придется создавать у себя следственные подразделения, ведь, закупая товар на сумму более 1 млн грн, их хотят обязать сдавать в ГНИ вместе с декларацией справки об отсутствии у поставщика налогового долга по НДС и о том, что тот не разыскивается за уклонение от уплаты налогов. Именно так, по-видимому, нужно понимать лозунг о партнерских отношениях между налоговиками и плательщиками.

Зато крупным экспортерам-отличникам в деле уплаты налогов Минфин предлагает выдавать награду в виде налогового сертификата. Министр финансов называет этот документ не иначе, как сертификат дисциплинированного налогоплательщика. Только наличие такого документика дает право на возмещение НДС из бюджета в... установленный законом срок. Такой «высокой чести» удостоятся и те плательщики, которые добровольно согласятся на трехлетнюю реструктуризацию просроченной бюджетной задолженности. А еще говорят, что налоговая система не носит стимулирующего характера! «Если компании действительно работают абсолютно в законодательном поле и выполняют то, что нужно, зачем их пускать по большому кругу? К ним должно быть отношение как к дисциплинированным налогоплательщикам», — отмечает Игорь Юшко.

Льготы урежут всем

Не волнуйтесь, уважаемые работники непроизводственной сферы и «неприоритетных» отраслей, всех подстригут под один гребешок: не за горами отмена всех льгот, предоставленных отдельным промышленным отраслям. Ну, против Минфин государственной поддержки развития приоритетных отраслей, что тут поделаешь. Но предлагать введение НДС на лекарства, на продукцию детских молочных кухонь, на отечественные учебники, тетради и периодику, на научно-исследовательские работы, на сырье, закупаемое предприятиями инвалидов, — это уж слишком.

В случае вступления в силу законодательных изменений, предложенных Минфином, скорее всего, придется повысить цены производителям подакцизной продукции. Ведь намечено повысить акциз на пиво (в 1,6 раза), ввести акциз на отечественные автомобили и комплектующие. Кроме того, акцизные ставки должны ежегодно индексироваться (если установлены в гривнях), в том числе и на нефтепродукты.

Есть в предложениях Минфина и явные плюсы. С 5% до — 10% балансовой стоимости основных фондов увеличивается сумма расходов на улучшение основных фондов, которую плательщик вправе отнести на валовые расходы. Предложено дифференцировать основные фонды по пяти группам, а не по трем, как сейчас. Однако и здесь не обошлось без ложки дегтя — автомобили отнесли к 5-й группе с нормой амортизации 15%, а не 25%, как сейчас. Прописаны более приемлемые условия налогообложения страховой деятельности, детализировано налогообложение лизинговых (арендных) операций. Это, похоже, и весь позитив.

Андрей БОРИСЕНКО

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Игорь ЮШКО, министр финансов:

— Основная цель подготовки законопроектов — обеспечить в 2003 году формирование в полном объеме налоговых поступлений. Для этого предложено расширить налоговую базу и упорядочить налоговые льготы. По данным ГНАУ, сегодня почти половина плательщиков налога на прибыль, имея доход, декларирует убытки. В этом им помогает норма закона о перенесении отрицательного значения объекта налогообложения в течение 5 лет. Мы же предлагаем нормы, которые не позволят использовать такие схемы. По данным ГНАУ, это позволит дополнительно привлечь в бюджет около 1 млрд грн. Отмена налоговых отраслевых льгот обеспечит дополнительное поступление в сумме 1,2 млрд грн.

Ксения ЛЯПИНА, координатор Института конкурентного общества:

— Информацию о возможных налоговых изменениях нам предоставил Госкомпредпринимательства. Т.е. получается, говоря на языке бюрократов, что правительство поставило нас в известность, согласованием я бы это не назвала. Что касается самих изменений, то их можно охарактеризовать так — 90% из них антипредпринимательские. Возьмем хотя бы такое ноу-хау Минфина, как «обычная цена». В принципе такое понятие встречается и в законодательстве стран Европы. Другое дело, что там в формировании такой цены есть от чего оттолкнуться: биржевые цены, цены организованных рынков. У нас такими параметрами руководствоваться невозможно, поэтому я назвала бы правительственное ноу-хау внедрением цивилизованных технологий на нецивилизованной почве.

Контракты №22 / 2002


Вы здесь:
вверх