логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Корейцы еще остаются на «АвтоЗАЗ-Daewoo». Но, судя по всему, не надолго - «Контракты» №22 Июнь 2002г.


Корейцы еще остаются на «АвтоЗАЗ-Daewoo». Но, судя по всему, не надолго

Председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» опровергает слухи о ликвидации СП. Дым без огня?

На прошлой неделе российские, а вслед за ними и отечественные СМИ обсасывали новость о том, что Daewoo якобы изъявило желание выйти из состава совместного предприятия, и акционеры ОАО «АвтоЗАЗ» приняли это предложение. Более того, ходили слухи, что корпорация «Укравто», которой сейчас принадлежит более 80% акций «АвтоЗАЗа», обязалась помочь корейцам подыскать покупателя ее доли в СП.

В конце прошлой недели «Контракты» получили совместное заявление председателя совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» Олега Папашева и гендиректора этого же предприятия Парк Санг Кьюна, в котором опровергается информация о распаде СП. «Это полная дезинформация, направленная на дискредитацию СП... Волна «черного PR» была инициирована силами, которые не хотят процветания украинского автопроизводителя», — отмечается в заявлении. По словам президента компании «Укравто» Тариела Васадзе, СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» как работало, так и будет работать вместе с корейскими партнерами.

Правда, люди знающие утверждают, что дыма без огня не бывает. Недавно («Контракты» № 19, 2002 ) Тариел Васадзе в интервью «Контрактам» говорил о том, что если корейцы не будут содействовать выполнению производственной программы, то лучше будет, если они «освободят» «АвтоЗАЗ» вообще. Согласитесь, для таких заявлений нужны веские основания. Пока неизвестно, получили ли «Дженерал Моторз» вместе с покупкой Daewoo и права на пакет акций СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». Если так, то, по логике, вывод из СП корейских акционеров становится абсолютно реальным.

Кстати, на прошлой неделе правительство сократило для СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» перечень импортируемых на льготных условиях комплектующих для производства автомобилей. По мнению одного из опрошенных «Контрактами» экспертов, это напоминает перекрытие кислорода сборке автомобилей Daewoo в Украине с целью навсегда исключить получение корейской стороной любых прибылей. Когда же на предприятии начнется сборка «Опель-Астры», а корейская сторона на тех или иных условиях откажется от своих корпоративных прав, льготы несложно будет и восстановить.

Оксана МИКОЛАЙЧУК

25% акций Киевметростроя таки продали

Еще бы — компания будет участвовать в восстановлении Кабула

На прошлой неделе неожиданно бурно развивались события вокруг продажи государственного пакета акций в размере 25% Киевметростроя, выставленного на аукцион несколько недель назад («Контракты» № 18, 2002). Трижды за два года ФГИУ не удавалось найти покупателя на акции предприятия. В этот же раз шестеро претендентов боролись за пакет, и даже не всем желающим удалось принять участие в аукционе. Победителем конкурса признано ЗАО «Планета-буд», отдавшее за акции 6 млн 101 тыс. грн (стартовая цена — 4 млн 040,4 тыс. грн). По словам экспертов, среди причин роста стоимости Метростроя распространенная накануне столичной госадминистрацией информация об участии Метростроя в восстановлении столицы Афганистана.

Правда, страсти вокруг Киевметростроя до сих пор не улеглись и обещают продолжение. Инвестиционная компания «Тект», пытавшаяся принять участие в аукционе, не была допущена к конкурсу. Главным условием допуска к участию в тендере был годовой опыт строительства метрополитена, которым не мог похвастаться «Тект». Как рассказали «Контрактам» юристы инвестиционной компании, выдвижение таких условий противоречит Государственной программе приватизации на 2000—2002 годы. Согласно пп.5 п.59 этой программы ФГИУ действительно имеет право устанавливать квалификационные требования к участникам конкурса, но только в тех случаях, если речь идет о продаже контрольного пакета акций, причем размер пакета должен превышать 50% уставного фонда предприятия. Поэтому «Тект» намерен добиваться признания соглашения по продаже акций «Киевметростроя» недействительным и может в будущем еще попортить кровь председателю ФГИУ. То же самое, очевидно, попытается сделать и еще один претендент на государственный пакет — столичная власть.

Оксана ПАШКЕВИЧ

Вадим ГРИБ, генеральный директор ИК «Тект»:

— Мы обратились с письмом к ФГИУ с просьбой отменить дополнительные условия участия в конкурсе по продаже пакета акций ОАО «Киевметрострой», незаконно сужающие круг потенциальных инвесторов. Еще при попытке участвовать в конкурсе по продаже пакета акций Запорожстали наша компания столкнулась с тем, что «теневая» приватизация, против которой выступает ФГИУ в лице Бондаря, на самом деле проводится теми же контролирующими органами. Фонд просто вуалирует квалификационные требования под дополнительные условия при продаже пакетов «нужных» предприятий. Примеры? Запорожсталь, Балцем, АвтоКрАЗ, Киевметрострой...

Настоящий мужчина найдет деньги на пиво и... налоги

Решили запорожские налоговики и организовали на местном заводе выпуск пива «Инспектор»

Запорожский пивзавод № 1 презентовал пиво «Инспектор». Новый сорт светлого пива — без консервантов, крепостью 3,5 градуса. Бело-зеленая этикетка (цвет флага налоговиков) содержит эмблему ГНАУ и нехитрый слоган: «Настоящий мужчина всегда найдет деньги на пиво и налоги». Идея создания бренда принадлежит областной ГНА, которая таким образом надеется улучшить имидж налогового инспектора. В магазины Запорожья уже поступили первые 350 ящиков пива «Инспектор». В дальнейшем, по словам Виталия Дейнеки, директора запорожского пивзавода № 1, ежегодно планируется выпуск 300 тыс. декалитров этого пива.

Как выяснили «Контракты», предприятие для реализации своего замысла налоговики подбирали тщательно. Например, «Славутич», тоже находящийся в Запорожье, не прошел «тендер», поскольку, дескать, выпускает массовое пиво с консервантами. Кроме того, пивзавод № 1 — образцовый налогоплательщик.

Известно, что руководство Запорожской ГНА специально имиджмейкеров на работу не приглашало. Но похоже, что в структуре ГНА есть отдел, который только тем и занимается, чтобы как можно больше сблизить налоговиков с плательщиками. Сейчас областная ГНА вынашивает идею дальнейшей раскрутки своего бренда, в частности использовать его на других товарах народного потребления. Запорожские налоговики сообщили «Контрактам», что в будущем вероятно создание товара под брендом налоговиков специально для женщин.

Интересно, что опрошенные «Контрактами» маркетологи в целом считают, что от такого сотрудничества с налоговиками запорожский пивзавод по крайней мере не проиграет. Мол, как показывает опыт, потребительский интерес к продукту не снижается, если его название у кого-то ассоциируется с чем-то негативным. В качестве примера маркетологи называют продукцию под марками «Президент» (молочные продукты), «Парламент» (сигареты), которые уже не первый год с успехом продаются в Украине. Все зависит от качества продукта и раскрутки, подчеркивают маркетологи.

Вилен ВЕРЕМКО, Тарас КРЕМЕНЕЦКИЙ

Анатолий ПИВНЕНКО, начальник управления по разъяснению налогового законодательства ГНА в Запорожской области:

— Слоган на этикетке поощряет мужчин. Но при разработке сорта принималось во внимания и то, что в ГНА работает много женщин, поэтому пиво имеет мягкий вкус. Это только одна из наших имиджевых идей. Мы знакомим с налоговой системой детей в школах: в компьютерных классах есть отдельные программы для младших, средних и старших классов. Недавно у нас состоялась премьера спектакля по книге «Сказка о налогах». Напечатали книжки-раскраски на тему уплаты налогов и вручили их на последних звонках детям первого класса и старших групп детсадов. Это все система для того, чтобы создавать позитивный имидж налоговой службы.

Милиция признала: экс-руководителя НАУ все-таки убили. А то говорили «просто упал»

Николай Плаксий, бывший президент Национальных авиалиний Украины (НАУ) Промедление с признанием профессиональной версии убийства экс-президента Нацавиалиний эксперты объясняют попытками давления на следствие

Странное расследование гибели бывшего президента Национальных авиалиний Украины (НАУ) Николая Плаксия сразу вызвало сомнения. Напомним, 24 мая его, окровавленного, но еще живого, нашли соседи на лестничной площадке дома, где он жил. От многочисленных травм Плаксий вскоре умер в больнице.

Предварительное заключение милиции сводилось к несчастному случаю — дескать, он сам упал, наклонясь через перила, а многочисленные травмы из-за остеопороза (болезни «хрупких костей»). Информированные источники сразу высказались против версии чисто бытовой смерти. Но органы только почти через неделю после гибели Плаксия признали, что он все-таки убит, и вероятнее всего, — в связи с профессиональной деятельностью. Об этом заявил министр внутренних дел Юрий Смирнов. Версию о несчастном случае, на которой раньше настаивали его подчиненные, министр назвал маловероятной.

Незадолго до гибели, 15 мая, Плаксий оставил пост президента НАУ. Его пребывание в компании почти непрерывно сопровождалось финансовыми скандалами и конфликтами. Даже при активной приватизации имущества Национальных авиалиний только по зарплате НАУ задолжала 2,725 млн грн. К тому же компания задолжала кредиторам — банку «ТК-Кредит» около 10 млн, Украэродвижению — 1,3 млн, авиаремонтному заводу № 410 — около 3 млн, аэропорту «Киев» — более 2,5 млн. В начале этого года вице-президент компании Игорь Куликовский при поддержке профсоюзов потребовал уволить Плаксия. Вместо этого Плаксий уволил Куликовского, но тому удалось вернуться на свою должность через суд. В конечном счете авиадепартамент Минтранса (которому подчинены НАУ), «ушел» Плаксия.

Длительная заминка с признанием насильственной смерти Плаксия и профессиональных причин преступления осведомленные связывают с попытками давления на следствие. Плаксий был носителем «интересной» информации о схемах приватизации НАУ (уже давно муссируются слухи о многочисленных нарушениях в пользу избранных). К тому же своей деятельностью на должности президента НАУ Плаксий мог мешать реализации финансовых планов тех, кто претендовал на потенциально прибыльное предприятие.

Андрей ЛАВРИК

Альтернатива импорту

Украинско-росийские комбайны выходят на рынок

28 мая на выставке «Агро-2002» совместное российско-украинское предприятие «Дон-Лан» заявило о выходе на украинский рынок нового зерноуборочного комбайна украинской сборки.

Проект «Дон-Лан» учрежден: с российской стороны — открытым акционерным обществом «Ростсельмаш» (крупнейшим в СНГ производителем сельхозтехники), входящим в ФПХ «Новое Содружество»; и с украинской — ООО «Донснаб» (эксклюзивным дистрибьютером ростсельмашевской сельхозтехники в Украине) и Институтом им. Патона.

Целью СП является сборка комбайнов на базе «Донов» и «Нив», которые будут состоять на 50 процентов из украинских комплектующих. Производственной базой для выпуска этих комбайнов планируется использовать мощности Херсонского комбайнового завода. А это означает создание новых рабочих мест и возрождение производств не только в Херсоне, но и на многих других предприятиях Украины. Помимо сборки комбайнов на херсонском заводе также планируется производство жаток и мостов для комплектации выпускаемых Ростсельмашем «Донов». Как утверждают представители Херсонского комбайнового завода, сегодня готовность предприятия к этому производству составляет 80 процентов. Ростсельмашевские «Доны» разрабатывались с учетом передовых достижений мирового комбайностроения. Машины неприхотливы в эксплуатации и техническом обслуживании.

За тринадцать лет серийного выпуска комбайны «Дон-1500» прошли два этапа модернизации, повысивших их производительность на 25—30%. Регулярно осуществляемые независимыми комиссиями проверки и сравнительные испытания ростовских комбайнов свидетельствуют о том, что технико-экономические характеристики «Донов» не уступают в своих классах зарубежным машинам, а во многом и превосходят их — экономическая эффективность применения «Донов» выше, чем у зарубежных аналогов в 1,5—2 раза

Появление новой компании на рынке зерноуборочной техники Украины должно исправить сложившуюся негативную ситуацию. С одной стороны находящаяся в хозяйствах техника в большинстве своем исчерпала свой ресурс и выходит из строя. С другой стороны покупка импортных комбайнов («Джон Дир», «Клаас» и др.) — не по карману большинству агрофирм и фермеров. На сегодняшний день по различным причинам производство комбайнов в Украине сложно назвать серийным и регулярным, пожалуй, за исключением того факта, что на Харьковском заводе имени Малышева собрано за 1997—2000 года 150 единиц польских комбайнов «Бизон».

В этой связи оптимальным вариантом решения данной задачи представляется проект «Дон-Лан», как совместная программа по производству уже выпускаемой модели комбайна с насыщением ее украинскими комплектующими. В сельхозмашиностроении примерами подобного взаимовыгодного сотрудничества также могут служить планы Тернопольского и Таганрогского комбайновых заводов по выпуску свеклоуборочных комбайнов, Харьковского тракторного завода и КамАЗа по сборке тракторов.

Остается дождаться выхода первых серийных образцов комбайнов СП «Дон-Лан» и убедиться, что соотношение цена-качество-производительность является оптимальной для украинских фермеров и сельскохозяйственных предприятий.

Украинские экспоненты игнорируют экономический форум в Жешуве

До сих пор не поступило ни одной заявки от отечественных предпринимателей на участие в международной ярмарке «Подкарпатье-2002»

Пятая встреча президентов двух соседних государств в польском Жешуве, запланированная на 20—21 июня с.г., похоже, пройдет «всухую» для украинских экспонентов. Несмотря на то, что поляки широким жестом предложили восточным коллегам бесплатные выставочные стенды в только что открытом презентационном комплексе (площадь — более 3 тысяч кв. м, стоимость — $20 млн), наши представители бизнеса игнорируют возможность засветиться на международных «торгах» со своей продукцией.

Обескураженные таким холодным отношением к международному промо-мероприятию, организаторы ярмарки пригласили украинских журналистов на предфорумные «консультации». Как сказал «Контрактам» председатель правления Interres (Польша) Тадеуш Зиобро, низкая активность украинцев вызвана несколькими причинами. Во-первых, в Украине практически отсутствует информация о ярмарке «Подкарпатье-2002». Во-вторых, продукция украинских предприятий сегодня проигрывает по своей технологичности изделиям польских фирм, и поэтому украинцы априори не рискуют ввязываться в конкурентную борьбу, да еще и на чужой территории. А соседское сырье, к которому проявляют большой интерес поляки, обложено значительными экспортными ограничениями.

Несколько иначе выглядят объяснения с противоположной стороны границы. По словам представителя украинской стороны секретаря совета Польско-украинской палаты строительства Богдана Слюзара, украинцев сдерживает то, что польские таможенники требуют денежный залог за ввоз украинских экспонатов.

Но самая большая беда для развития взаимного партнерства, через которую проскочила корреспондент «Контрактов», — это пересечение границы. Если бы не «окно-договоренность», то, чтобы попасть на польскую территорию, в автомобильной очереди вместе с измученными таможенным режимом предпринимателями (они составляют основную массу «мигрантов») пришлось бы выстоять 15—20 часов. На скорость пересечения влияют и политические факторы. Говорят, сегодня в связи с конфликтом вокруг Мемориала «орлят» во Львове поляки усилили таможенный режим.

Учитывая влияние этих и других субъективных факторов, перестройка пограничных переходов, которую сейчас активно ведут соседи, подгоняя их под стандарты ЕС, не гарантирует зеленого света на общей границе. Ажиотаж спадет разве что с 1 июля следующего года, когда будет введен визовый режим.

Кстати

С 29 мая Польша установила сбор с украинских международных перевозчиков, въезжающих на территорию Польши. Эта фискальная мера стала ответом на аналогичные сборы, которыми Украина щедро облагает иностранных перевозчиков. Теперь, как сообщил «Контрактам» начальник отделения службы международных автоперевозок (СМАП) в Шегинях Вячеслав Юрчак, с автомобилей, полная масса которых составляет до 12 тонн, на другой стороне границы взимают 330 злотых, более 12 тонн — 370 злотых, с автобусов и микробусов общей массой 3,5 тонны снимают 120 злотых. (Курс НБУ: 100 злотых — 130 грн).

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК, Жешув, Польша

Контракты №22 / 2002


Вы здесь:
вверх