логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Налоговый залог — не беда, а средство продажи товаров - «Контракты» №22 Июнь 2002г.


Налоговый залог — не беда, а средство продажи товаров

Умышленное образование налогового долга, продажа активов в счет его погашения — новый маркетинговый ход, который используют руководители «без комплексов». Это пока что версия «Контрактов», с которой соглашаются юристы

Просматривая перечень описанного имущества и продукции, состоящей в налоговом залоге ГНА Киева и предлагаемой на продажу с целью погашения задолженности перед бюджетом, заметила одну интересную деталь. В «черном» списке действительно есть предприятия, долги которых перед государством измеряются не одной сотней тысяч. Но есть и другие: долг — от ста гривен до нескольких тысяч.

Между тем, учитывая профиль деятельности этих субъектов хозяйствования, не похоже, что они не в состоянии погасить такие мизерные налоговые обязательства. Кроме того, наблюдалась определенная зависимость: в случае небольшого долга на продажу выставляется либо товар, стоимость которого намного больше суммы неуплаченных налогов, либо продукция собственного производства. Вывод, хотя и странный, напрашивался сам собой: предприятия используют механизм налогового залога для продажи товаров или собственной продукции.

Схема использования налогового залогаКонечно, мы не можем утверждать, что схема продажи товаров через налоговый залог существует. Но очевидцы свидетельствуют, что именно так и есть. Вот наши аргументы. Прежде всего попробуем ответить на вопросы: зачем предприятию ссориться с налоговиками ради реализации товаров? Причин может быть несколько. Вариант первый: предприятие получило по бартерному расчету продукцию, в реализации которой не имеет опыта.

Вариант второй: возникли временные проблемы с функционированием подразделения сбыта, и лучшим выходом было бы переложить проблемы с поиском покупателей на кого-то другого. Этим другим и могут быть налоговики. Именно на них будет возложена обязанность размещать рекламные объявления о продаже товаров, при необходимости осуществлять предпродажную подготовку и т. п.

В конечном счете, у налоговой службы есть сеть уполномоченных товарных бирж, через которые ведется продажа заложенных активов. Разумеется, и рекламные объявления, и вознаграждение биржи будет оплачивать предприятие. Но оно оплатило бы их и в случае самостоятельного поиска покупателей.

Теперь собственно о механизме использования налоговой службы для разрешения временных маркетинговых проблем, возникших у предприятия. Законом предусмотрено, что в случае возникновения у предприятия налогового долга (для этого стоит лишь на день задержаться с уплатой) или несвоевременного предоставления отчетности имущество предприятия попадает в залог без предупреждения от фискалов. То есть первый шаг — записаться в ряды бюджетных должников — не сложен. Потом остается только ждать. После получения второго налогового требования оплатить недоимку руководитель предприятия в течение месяца определяет состав и очередность продажи своих активов (это право дано ему и Законом «О порядке погашения..., «и постановлением КМУ № 583 от 15.04.2002 г., которым утвержден Порядок списания средств и продажи активов, состоящих в налоговом залоге).

В случае самостоятельного определения активов, которые пойдут с молотка за долги, не установлена верхняя планка их стоимости в соотношении с долгом. То есть при задолженности в сто гривен можно, например, выделить товара на любую сумму. После того, как с полученных от его продажи денег рассчитаются со всеми (бюджетом, биржей, оценщиком), остаток возвращается предприятию. Разумеется, руководитель предложит на продажу именно то, что и хочет продать — либо собственную продукцию, либо полученный от партнера товар. От использования такой схемы предприятие получит по крайней мере две выгоды: продастся товар; налоги будут оплачены не «живыми» деньгами, которых всегда мало, а, так сказать, по бартеру. Правда, тут не стоит злоупотреблять, а то налоговики сразу поймут, что к чему. Кроме того, в схеме есть немало подводных камней: не удастся их обойти — и проблем будет вдоволь. Об этом читайте в комментарии специалиста.

Елена ДОБРОНРАВОВА

Главное

Самая большая проблема в использовании схемы — психологическая, технически это возможно

Эрнест ГРАМАЦКИЙ, президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры»:

— В таком варианте реализации произведенной продукции есть свои «за» и «против». Во-первых, в этом случае не может идти речь о заведомо неликвидной продукции. Ведь если определенное для продажи заложенное имущество не продается, его цена постепенно уменьшается, что уже не выгодно предприятию. А если его нельзя продать — вообще возвращается предприятию, и тогда уже налоговики будут определять, что продавать за долги. Во-вторых, налоговики стремятся погасить налоговый долг предприятия «живыми» деньгами.

И при возникновении задолженности, например, могут выставить инкассо на списание средств со счета субъекта предпринимательства, не расплатившегося с бюджетом. Поэтому, чтобы провернуть такую схему, надо иметь соответствующую договоренность с фискалами. В-третьих, руководитель должен решить для себя психологическую проблему. Согласитесь, чтобы создать налоговый долг ради продажи своей продукции, надо иметь определенный характер.

Контракты №22 / 2002


Вы здесь:
вверх