логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Хорошо сидим... В офисе - «Контракты» №22 Июнь 2002г.


Хорошо сидим... В офисе

Объем продажи офисных эрго-комплектов «стол— кресло» общей ценой до 5000 грн ежегодно удваивается

Кто из предпринимателей не мечтает, чтобы его наемный персонал работал плодотворно, творчески, не претендуя при этом на очень высокую оплату? Для этого, видимо, персоналу желательно создать условия, чтобы все, с чем он имеет дело хоть при создании материальных благ, хоть генерировании идей, было бы удобным — эргономичным.

Но если об эргономичности производственного оборудования заботятся в основном его конструкторы, то офисы до недавних пор проектировались из соображений престижности в глазах посетителей— конкурентов— контрагентов и отнюдь не для удобства работников или требований производственного процесса. А эргономичность офиса в целом и рабочего места в частности зависит от планирования и, конечно же, от мебели.

Отдача персонала зависит от комфорта его... ягодиц

Удобная рабочая среда — дополнительный штрих, который иногда не хуже оплаты поможет удержать на фирме ценного специалиста. Об эргономике офисного пространства мы поговорим в следующих номерах, а сейчас — только о мебели. Впрочем, как видно из комментариев работодателей, покупка эргономичной мебели для офиса из вопроса бизнеса перерастает в немалую этическую проблему отношения к наемным работникам.

Первая заповедь новейшей офисной эргономики: «Чтобы хорошо думалось головой, нужно создать комфорт... ягодицам». «И тем самым усиливать гиподинамию, в которой обвинят меня же, работодателя», — прокомментирует предложения мебельщиков язвительный и экономный скептик. С ним, похоже, согласны и большинство заказчиков мебели. «Внимание сосредоточивается на столах и шкафах (они более заметные и визуально более весомые для придачи офису солидного вида), а кресла и стулья, от которых больше всего зависит удобство работы, выбираются по остаточному принципу. А все должно происходить с точностью до наоборот», — замечает Александр Кийко, маркетинг-менеджер компании «Энран— Акрос».

Выгоды от внедрения эргономичных разработок определить можно, хотя стоит делать поправку на вероятную рекламную пристрастность привлеченных специалистов. Так, по результатам исследований Института психологии АМН Украины, проведенных в отечественных банках, применение только эргономичных кресел вдвое уменьшило количество ошибок в конце рабочего дня, а также в понедельник и пятницу. А скорость выполнения заданий возросла в 1,5 раза, а до применения эргокресел даже по понедельникам этот параметр рос только в 0,2 раза.

Так что же это такое, эргономичное кресло? Вопрос естественный, ведь эргономичным можно считать даже пенек — сидеть же удобнее, чем стоять. Когда речь идет об эргокресле, то оно, кроме пассивной эргономики (удобно сидеть неподвижно), имеет еще и активную (удобно сидеть в любой позе, откидываться на спинку без риска упасть, даже раскачиваться). Соответственно требования к прочности конструкции, устойчивости к динамичным нагрузкам увеличиваются в несколько раз. Эргокресло «подстраивается» к ягодицам и спине следуя их анатомическим особенностям, снижая нагрузку на позвоночник. Материалы — кожа или текстиль с большим содержимым хлопка — укрывают латексный (не поролоновый) слой.

Кресла разработаны с учетом специфики работы руководителя, менеджера или оператора. В последней разработке «Энрана», например, «Графика экстра», кроме стандартного набора характеристик, которые позволяют считать мебель эргономичной, — массаж «рискованных» зон позвоночника и изменение толщины крестцового валика на спинке (всего 5 эргохарактеристик). Среди импортных лучшие новинки — гелевое кресло от компании Klass S.P.A. с наполнителем от BAYER, кресло Leap от американской Steelcase. В последнем заложены открытия, защищенные 23 патентами.

Эргономичное кресло дороже по сравнению с похожим (на первый взгляд) псевдоэргономичным родственником в 2—7 раз (кресло руководителя стоит $500—700, кресло менеджера/оператора — $200—400, посетителя — $45—160), однако гарантия на них — 3—15 лет.

Тратиться на «суперседушку» стоит только если работник сидит более 3 часов в смену

В случае, если работников «ноги кормят», а сидят они не больше трех часов в смену, расходы на супермебель вряд ли будут оправданны. В противном случае купите им эргокресла или столы, за которыми можно работать стоя, или и то, и другое. Если лишних денег нет, и вы вынуждены выбирать между креслами и столами, берите эргокресла и любые столы. Всевозможные шкафы с тумбочками, разумеется, не помешают, но на них спокойно можно и сэкономить.

Работники мебельных магазинов столицы рассказали о парадоксе: крупные компании со стабильными прибылями покупают вагонами офисную мебель ценой до 500 гривен за комплект одного рабочего места (стол, тумба, кресло, шкаф), за год повторяя закупку кресел на 80%. В течение первого года эксплуатации дешевых (около 40—50 у.е.) кресел у 90% ломаются ролики и перманент-контакт (регулирует высоту спинки). Продавливается пластик в сидениях, разъезжаются ножки, улетают винты. Объемы продажи эргокомплектов «стол— кресло» общей ценой до 5000 грн хотя и сравнительно невелики (2—4% в натуральном и 2—15% в денежном исчислении), ежегодно удваиваются. Тенденция, однако.

Эргостиль: форма пазла, максимальное освобождение рабочей поверхности и возможность работать стоя

Что касается организации рабочего места, актуальны вариации на тему разгрузки поверхности стола. Чаще всего за счет вертикальной панели с рельсовой планкой, на которую можно прицепить телефонный аппарат и самые необходимые мелочи — от стакана с карандашами до бумажного отрывного блочка. Эта панель становится функциональнее, если завершается полкой с подсветкой, ролетом и индивидуальным замком.

В последнее время на рынке предлагают столы, меняющие высоту таким образом, что уставший от сидения работник может, следуя Дюма- отцу и Хемингуэю, работать стоя.

Что касается конфигурации, то эргономичные столы напоминают пазлы — их можно сдвигать с образованием сплошной поверхности разных форм. По данным столичных мебельных магазинов, наибольшей популярностью пользуются письменные столы с дополнительным закругленным сегментом. С применением эргомебели легко наращивать нужные модули. Также возможно создание «трансформационных» зон — когда отдельные менеджерские места объединяются для командных нужд, например для мозгового штурма или фуршет-презентации. Такая мебель позволяет избрать эконом-вариант, сообразуясь с размерами офисной площади.

Хорошо экономят пространство и мобильные архивные системы. Та же Steelcase предлагает шкаф, каждый сегмент которого, передвигаясь на рельсах вдоль боковой стенки, открывает себя и соседний. Таким образом экономится пространство, равное ширине каждого сегмента, умноженного на ширину отсутствующей дверки. Эти мобильные шкафы могут размещаться и вдоль стены, и посреди помещения.

По информации Олега Деревянко, директора компании Office Solution, только за счет оптимизации передвижения по офису и движения за рабочим местом, достигается экономия времени на 20— 30% и соответствующий рост производительности. Это с запасом времени выполненные проекты, заказы, поэтому выгода может измеряться десятками тысяч денежных единиц.

Функциональная схема кресла Leap

1. Верхняя и нижняя часть спинки функционируют независимо — подобно позвоночнику — и меняют форму в течение дня, недели или года. Переменная выпуклость спинки на месте прогиба спины человека

2. Изменение положения нижней части спинки без эффекта соскальзывания по сидению

3. Термический и дыхательный комфорт: щели, пеноматериал и особая ткань обеспечивают вентиляцию

4. «Отдых рук» — регуляция положения подлокотников в любом направлении

5. Регуляция глубины сидения в зависимости от массы и размеров тела. При отклонении человека назад сидение двигается вперед и по вертикали, обеспечивая максимальный комфорт

6. Система «естественного скольжения» для обеспечения постоянного обзора и достижимости предметов на 360 градусов

7. Независимые контролеры силы давления в противоположных направлениях — обеспечение устойчивости при качании, откидывании назад, поворотах, верчении (чтобы не опрокинуться в кресле)

8. Ролики для любой поверхности пола

Галина ШАМРАЙ

Пользователи

Есть угроза потратить деньги на создание сверхкомфортных условий для тех, кто априори не умеет работать

Александр ЦВЕТКОВ, директор по веб-интеграции компании Deep Vision:

— Считаю расходы на организацию эргономичных рабочих мест целесообразными при двух условиях: если они не превышают 30% расходов на обычную мебель, и, главное, если есть персонал, который результативно работал, сидя на поломанных стульях. В должности директора я прошел через разные офисные стадии. Теперь работаем в среднеценовом, кстати, эргономичном офисе. Есть предел, за которым наращивание расходов на комфортизацию рабочих мест не дает адекватного повышения эффективности. К тому же нередко есть угроза потратить деньги на создание сверхкомфортных условий для тех, кто априори не умеет работать.

Чем лучше меблировка, тем больше бездельников

Специалист по психологии персонала, пожелавший остаться неизвестным:

— Офис — это тестовая система: чем он лучше — по интерьеру и мебели, тем больше бездельников, делающих вид, что работают. Как правило, в таком офисе «пчелки» — в самых худших условиях.

Клиентов стало вдвое больше, а утомляемость осталась на прежнем уровне

Галина ЧЕРНЕНКО, старший администратор операционного отдела банка «Аваль»:

— С недавних пор работаем в обновленном операционном зале. Площадь его не стала меньше, но эргономическая перепланировка и мебель увеличили территорию для клиентов, а операторские места стали удобнее и красивее за счет использования волнообразной мебели. В целом оборудование эргомебелью привело к повышению работоспособности операторов. Клиентов стало вдвое больше, а утомляемость осталась на прежнем уровне.

Некоторые мои работники, которым было неудобно, купили себе стулья за свои деньги

Владелец издательства, пожелавший остаться неизвестным:

— Не вижу необходимости тратиться на «полезную» мебель и планировку: и так работают и трясутся за свое место. Я же не отвечаю за то, что работники сидят перед мониторами больше двух часов, которые считаются безопасными для здоровья. Эргономика рабочего места — это проблема работника, а не работодателя. Кстати, некоторые мои работники, которым было неудобно, купили себе стулья за свои деньги.

Операторы

Считаю понятие «эргономичная мебель» искусственным, используемым из рекламных соображений

Игорь ПОЛТАВЦЕВ, руководитель департамента маркетинга и рекламы ДП «Меркс-Мебель»:

— Считаю понятие «эргономичная мебель» искусственным, используемым из рекламных соображений. У каждого офисного кресла, независимо от цены, 5—6 точек регулирования и, оно, особенно по сравнению с моделями 20—30-летней давности, эргономично. У нас было недорогое и незаметное кресло, с которого вставать не хотелось. Продаем итальянские, обтянутые натуральной кожей кресла за $500—700, престижные и удобные. Есть и кресло из Германии за $3000. Там электроприводы меняют высоту сидения, конфигурацию спинки и даже делают массаж спины и ягодиц.

Наши новые модели пришли на смену старым именно из-за низкой эргономичности последних

Надежда ШАНИНА, заместитель директора ООО «Укрофис»:

— Мы работаем в сегменте недорогой мебели — однотумбовый стол стоит всего около 500 грн, поэтому наш массовый покупатель — небольшие фирмы. Для них характерны частые переезды и перестановки, поэтому требования к офисной мебели — чтобы не рассыпалась после очередной транспортировки. Такое качество обеспечивает используемая нами металлическая фурнитура из Германии. Третье место после цены и выносливости среди значимых характеристик мебели занимает эргономичность. Наши модели, созданные в 1994 году, пришли на смену старым именно из-за низкой эргономичности последних.

Эргомебель — ниша, которая быстро растет

Виталий СВИРСКИЙ, директор компании «Лига-Нова»:

— Последние три из семи лет существования фирмы мы занимаемся сборкой и предпродажной подготовкой эргономичных кресел по итальянским технологиям. Кресла нашей сборки на 40% дешевле, чем готовые импортные. Мы приняли стратегически верное решение — заниматься эргономичной мебелью, поскольку ежегодный (на 15—20%) прирост продажи говорит о наличии ниши, которая быстро растет. Какое-то время компании будут покупать западные разработки по эргономике, поскольку мы не можем вложить столько же средств в исследования и промышленные испытания образцов, как западные «законодатели» эргономики. Также массово не будут открываться производства полного цикла, поскольку высокоточное оборудование не по карману начинающему.

Обычных офисных кресел за год мы продаем тысячи, а эргокресел — 450—500

Вячеслав НЕДИЛЬКО, руководитель отдела оптовой продажи ООО «Арт-Металл-Фурнитура» («Маркет-Групп», Днепропетровск):

— Если обычных офисных кресел за год мы продаем тысячи, то эргокресел — 450—500. В денежном исчислении это 17% нашей продажи. И ежегодно эти объемы увеличиваются на 20—40% в зависимости от рекламных усилий. Кроме нас, эргокресла собирают и продают многие другие компании, но по эргоколлекциям мы не конкурируем — разнообразие механизмов и дизайнерских решений позволяет пока размежеваться на рынке. В дальнейшем, думаю, в этом сегменте конкуренция усилится.

Контракты №22 / 2002


Вы здесь:
вверх