логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сеть SPAR: агрессия оптовой торговли - «Контракты» №22 Июнь 2002г.


Сеть SPAR: агрессия оптовой торговли

На украинский рынок вышла крупнейшая в мире международная сеть супермаркетов. Украинской торговле предложено соглашаться на франчайзинг или быть вытесненной, если не удастся создать собственные мощные оптовые системы

17 мая возле киевской станции метро «Минская», как раз посредине жилмассива Оболонь, открылся первый в Киеве и в Украине супермаркет под торговой маркой SPAR. Таким образом, на украинском рынке появился новый мощный игрок — крупнейшая в мире сеть супермаркетов, насчитывающая около 17 тыс. торговых точек в 31 стране. Главный офис компании находится в Голландии, но больше всего магазинов (свыше 5 тыс.) работают в Германии.

Открытие первого в Украине супермаркета сети SPAR многие склонны оценивать как сигнал к началу массовой экспансии на наш рынок западных розничных сетей. Ведь до сих пор никто не решался составить компанию Billа, а первая ласточка, как известно, весны не делает. Сейчас посвященные сообщают, что в 2002—2004 годах на наш рынок выйдут еще 2—3 западные сети. В Восточной Европе такие процессы повлекли быстрый захват рынка международными сетями и массовое банкротство местных мелких лавочников.

SPAR: вывеска, под которой может торговать каждый

Главная особенность этой сети не столько в ее размерах, сколько в принципе функционирования. Она единственная среди крупных розничных сетей работает по схеме франчайзинга. Поэтому большинство магазинов, торгующих во всем мире под маркой SPAR, принадлежат не компании SPAR International, а местным компаниям, в большинстве случаев — средним и малым.

Однако, в отличие от классического франчайзинга, в сети SPAR не взимают плату (роялти) за использование торговой марки. Обязательства предпринимателей перед материнской компанией сводятся к приобретению львиной доли (в Германии — не менее 60%) ассортимента в ее распределительных (по сути, оптовых) центрах. SPAR International зарабатывает на том, что получает от производителей продуктов и торгового оборудования немалые скидки благодаря колоссальным объемам закупок, а потом перепродает их магазинам по ценам производителя или даже ниже — на сверхкрупных закупочных партиях производитель уступает даже часть своей маржи. Привязка к одному поставщику товара и оборудования позволяет владельцам розничных магазинов частично пользоваться значительными скидками, которые получает сеть от производителей продуктов питания и торгового оборудования.

SPAR International бесплатно разрабатывает проект торгового заведения, финансовую модель бизнеса, технологию организации торгового процесса, учит персонал. А формировать ассортимент и выбирать оборудование владелец магазина может на свое усмотрение, главное — чтобы вел закупки через компанию SPAR. Как сообщил генеральный директор SPAR International, сеть открыта для всех имеющих опыт торговли продуктами и хорошо знающих местный ассортимент и спрос.

Первый украинский магазин сети SPAR, как и большинство во всем мире, работает на условиях франчайзинга. Владелец торгового заведения — компания «Центр Спар Украина», которая уже несколько лет работает в торговле, в частности полтора года — в розничной. С января прошлого года в Киеве открыт магазин компании формата cash&carry под названием Center, обслуживающий и розничных, и мелкооптовых клиентов, а также осуществляющий доставку товара. С тех пор торгует и распределительный центр компании SPAR в Украине, ставший поставщиком магазина Center.

Завоевание украинского рынка сеть SPAR начала с формата «магазин по соседству». Важной деталью специалисты называют предоставление компанией магазинам готового формата. В арсенале SPAR четыре полностью авторских формата, каждый из которых предусматривает круглосуточную работу магазину. Первый, который так и называется SPAR, — супермаркет, рассчитанный на ежедневные покупки потребителей, живущих по соседству. Площадь такого магазина — 1000—1200 кв. м, а ассортимент — 8—10 тыс. позиций. Второй — EuroSPAR — большой супермаркет для семейных покупателей, которые раз в неделю, на выходные, приезжают закупаться на автомобиле. Третий, InterSPAR — магазин площадью до 7000 кв. м, где можно купить практически все продовольственные и промышленные товары регулярного спроса. Четвертый, SPAR Express — рассчитан на импульсные покупки. Хотя магазин, направленный на импульсный спрос, в Германии и в Украине, — две большие разницы. Поэтому у магазинов формата SPAR Express, расположенных, обычно, на АЗС, площадь до 300 кв. м, и они отнюдь не напоминают украинские киоски.

Сети типа SPAR могут разорить многих отечественных торговцев

Наличие различных форматов обеспечивает охват нескольких сегментов розничного рынка одновременно, а франчайзинговый принцип работы позволяет сети неограниченно расти, не думая о финансировании строительства новых магазинов и закупке оборудования. Таким образом, на первый взгляд, у сети огромный потенциал для захвата рынков. И в этом некоторые специалисты видят реальную угрозу для конкурентов — сравнительно малых предпринимателей, работающих в розничной торговле.

Пессимистические прогнозы опираются на опыт стран Центральной Европы, куда крупные сети проникли еще в 1992 году. На сегодня несколько крупных международных сетей, в первую очередь немецкие Rewe (вместе со своим подразделением Billa), Metro и SPAR, французские Carrefour и Auchan, контролируют 55% розничного рынка в Польше и до 70% — в Чехии и Венгрии. Десятки тысяч магазинов, принадлежавших местным владельцам, разорились. Первыми не выдержали конкуренции в странах Центральной Европы рынки, которые на сегодня почти все прекратили существование. За ними стали массово закрываться мелкие магазинчики, а потом — и довольно большие магазины, не успевшие перейти на самообслуживание.

Из-за агрессивной конкуренции со стороны ведущих европейских сетей средний уровень торговой наценки быстро снижался, а необходимый для выживания магазина объем выручки быстро рос. Так, в восточных землях Германии, по словам владелицы одного из местных магазинов сети SPAR, не осталось продуктовых «точек» площадью меньше 300 кв. м.

Специалисты считают, что украинский розничный рынок может повторить путь стран Восточной Европы. Пока единственной западной «щукой» в тихом болоте украинской торговли была сеть Billa с единственным, также авторским, «восточноевропейским» форматом cash&carry-Ost (супермаркет для семейных еженедельных закупок с дешевым оборудованием, низкими ценами, куда удобно добираться и на машине, и общественным транспортом), и отечественной торговле она практически не грозила. Как сообщили в киевском торговом центре «Элтикс», расположенном как раз напротив первого в Украине супермаркета Billa, предприятию удалось избежать конкуренции с розничным «монстром», хотя, рецепт выживания оставили в тайне.

Как утверждают сведущие люди, уже в этом году к Billa и SPAR может приобщиться Metro, а в течение 2003—2004 годов — еще две-три мощные западные сети. Как считают специалисты, их главное конкурентное преимущество заключается в отработанных форматах и технологии организации торговли, а уже потом в масштабах сети, позволяющих экономить на централизованных закупках товаров и логистике. И вовсе второстепенную роль играют дотации от материнской компании в начале работы в новой стране.

Международным сетям может противостоять «отформатированная» по-украински торговля, а главное — мощное оптовое звено

Многие торговцы, по мнению магазиностроителей, могут не выдержать конкуренции с сетями супермаркетов, как только последние появятся в Украине массово. Как считает директор по развитию бизнеса компании «Новый проект» Игорь Малашенко, во-первых, покупателей будет привлекать цивилизованная торговля. То есть сети супермаркетов переманят часть покупателей у рынков. Во-вторых, торговые точки в дальнейшем будут сохранять эффективность только за счет оборота. А дальнейшее увеличение количества покупателей, выручки и эффективности использования торговой площади возможно только при переходе магазина на самообслуживание. Следовательно, традиционная торговля через прилавок постепенно будет исчезать, а вместе с ней — небольшие магазины в глубине густозаселенных городских кварталов, сориентированных на жителей нескольких окружающих домов, особенно если они закрываются на ночь. В-третьих, будут терять позиции магазины гибридных форматов.

Например, магазины, держащие низкие цены, пользующиеся дешевым б/у оборудованием и расположенные далеко от маршрутов общественного транспорта или за городом. Бедному покупателю, который ради экономии двух гривен проедет полгорода, в такой магазин не добраться, особенно если льготы на проезд в общественном транспорте будут отменены. Клиенты же на автомобилях, обращают больше внимания на выбор товаров, приятную атмосферу, чем на низкие цены. В-четвертых, будут терять позиции магазины, экономящие на кассовых местах. Тот же магазин Center на 3000 кв. м площади имеет всего 8 кассовых мест, что создает постоянные очереди в 10—15 человек в вечерние часы «пик».

В свою очередь наиболее конкурентоспособными выглядят отечественные сети супермаркетов, и чем больше сеть, тем конкурентоспособнее. Есть определенный шанс и у «одиночных» супермаркетов, которые максимально приспособятся к потребностям своего покупателя. Например, магазин, ориентированный на ежедневные покупки, вполне может и не переходить под крыло франчайзинговой сети при условии выгодного размещения — на пересечении маршрутов общественного транспорта в микрорайонах, построенных в 70—80-х годах. Там немало «мест на перекрестках» уже заняты, а в пределах 10 минут пешком живет не менее 20 тыс. чел., чего достаточно для загрузки среднего (до 1500 кв. м) супермаркета. Другое дело, нужно определиться с тем, насколько такая неуступчивость экономически обоснована, т.е. не выгоднее ли перейти «под крыло» франчайзинговых схем. Это тема следующих публикаций «Контрактов».

«Беззащитность» перед экспансией сетей обусловлена прежде всего недостаточным развитием крупнооптового звена с достаточными для сверхкрупных закупок оборотными средствами, современными технологиями, позволяющими минимизировать складские и транспортные расходы. Именно эту нишу и занимает SPAR-опт, который благодаря низким ценам, становится осью развития локальных сетей в той или другой стране или регионе.

Например, у «Контрактов» есть информация, что в Литве сети SPAR за четыре года работы не удалось добиться ощутимого успеха. Известно также, что местное крупнооптовое звено еще при Союзе было развито настолько, что с самого начала возникли проблемы у SPAR-оптовиков. И мы осмелимся предположить, что именно поэтому не нашлось достаточного числа желающих переходить под этот бренд.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Контракты №22 / 2002


Вы здесь:
вверх