логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Урожай засекретили - «Контракты» №29 Июль 2002г.


Урожай засекретили

Министерство агрополитики заявило, что не будет обнародовать данные о ходе сбора урожая

8 июля журналисты, собравшись на пресс-конференции в Министерстве аграрной политики, были изрядно удивлены. Государственный секретарь министерства Сергей Мельник заявил, что информация о ходе сбора урожая засекречивается. Любопытно, что такой опыт действует в Северной Корее, где много лет подряд голодает целая нация, информация об объемах производства продукции является государственной тайной, а газеты публикуют только цифры ежегодного роста по отраслям.

Как выяснилось из слов госсекретаря, причиной для засекречивания данных о ходе уборки стал опыт оптимистических министерских прогнозов в прежние годы (см. «Контракты», № 26). На этот раз, по словам Сергея Мельника, министерство не хочет, чтобы трейдеры использовали данные о сборе урожая, чтобы сбивать цены и скупать продукцию по заниженной цене.

Впрочем, данные о ходе сбора зерна с большой вероятностью могут стать секретом Полишинеля. Во всяком случае на следующий день после сенсационного заявления госсекретаря аграрного министерства областные управления сельского хозяйства хвастались перед журналистами объемами собранного зерна. Заполнить информационный вакуум в состоянии и информационно-аналитические СМИ в сфере агробизнеса, появившиеся в последние годы — «Проагро», «АПК-Информ» и др.

«Каждую декаду мы бесплатно рассылаем обзоры рынка зерновых и масличных, — говорит исполнительный директор киевского представительства фирмы «Олимпэкс Лтд» Богдан Костецкий. — Ситуация на полях во всех уголках Украины для нас не составляет тайны, поскольку мы как торговцы и экспортеры постоянно поддерживаем контакты с более чем 700 партнерами во всех областях».

Естественно, что те отечественные коммерческие фирмы, у которых есть собственные аналитические подразделения, ориентируются в текущей ситуации на рынке не хуже, а часто и лучше Минагрополитики, ведь это — одно из условий их выживания. Поэтому «Контракты» по мере необходимости будут знакомить своих читателей с информацией, поступающей от таких компаний.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Все в суд!

Конституционный суд дал основания пересмотреть отношения власти с предпринимателями

Решение Конституционного cуда создало прецедент для фактического пересмотра отношений власти с предпринимателями. Юристы прогнозируют ощутимую активизацию в хозяйственных судах. Ведь для предпринимателей открылись двери для обжалования практически всех документов, задевающих их законные интересы, — от решения ГАИ и городской администрации до пресловутой инструкции ГНАУ о правилах начисления подоходного налога с граждан.

Конституционный cуд в прошлый вторник подтвердил право хозяйственных судов рассматривать дела по признанию недействительными и нормативных, и ненормативных актов независимо от даты их принятия на основании обращения в КСУ концерна «Стирол» об официальном толковании положения Хозяйственного процессуального кодекса Украины «Дело об обжаловании актов в хозяйственном суде». Предлогом для обращения стало правительственное решение шестилетней давности о введении трехпроцентной «экологической» надбавки на энерготарифы. В 1999 году «Стирол» попытался обжаловать это решение, но проиграл.

Президиум Высшего арбитражного суда Украины тогда признал, что оспариваемые истцом акты относятся к категории нормативных, которые были приняты до принятия Закона Украины от 12 мая 1997 года, которым внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Украины (до вступления в силу этих изменений арбитражные суды могли признать недействительными акты только ненормативного характера), а значит, спор по этому делу арбитражным судам не подведомственен.

А теперь Конституционный суд пришел к выводу, что хозяйственным судам все же «подведомственны дела о признании недействительными действующих и нормативных, и ненормативных актов независимо от даты их принятия». Юристы в высшей степени одобрительно отреагировали на решение КСУ. В частности, директор юридической компании «Грищенко и партнеры» Дмитрий Грищенко отметил, что оно дает возможность пересмотреть решения хозяйственных судов, которые действуют, но были приняты даже до принятия Конституции. «В соответствии с обоснованием КС своего решения, опротестовывать в хозяйственном суде можно любой документ.

Это может быть, например, решение ГАИ или городской администрации, того или иного ведомства, Таможенного комитета, правительственные постановления в области энергетики, приказы и решения налоговой и т. д. Все, что затрагивает законные интересы предпринимателей и граждан». По мнению Владислава Царева, ведущего специалиста «Юридического бюро Рыжего», наиболее «впечатляющими» станут приказы налоговой администрации. Ведь по статистике, именно на них приходится наибольшее количество споров, которые рассматривают хозяйственные суды.

Елена НАГОРНАЯ

Львовщина отменила транспортный сбор. Но не для всех

Его не будут платить только перевозчики, следующие за границу по межправительственным соглашениям, госконтракту и разрешениям Минтранспорта

В прошлый четверг (11 июля) сессия Львовского областного совета приняла давно ожидаемое автоперевозчиками решение — «Об отмене решений Львовского областного совета, регулирующих порядок взыскания сбора за проезд через территорию Львовской области автотранспорта, направляющегося за границу». Отныне сбор не взимается с автотранспорта, который перевозит грузы по госзаказу и госконтракту, а также с юридических лиц, граждан Украины и иностранных юридических лиц и граждан, занимающихся перевозками по межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении и по разрешениям Минтранса Украины.

В льготную категорию попали и граждане Украины, отправляющиеся в служебные командировки. Остальные владельцы автотранспорта и далее будут платить на границе по старым ставкам: от 0,3 необлагаемого налогом минимума доходов граждан (за легковую машину) до 50 евро (за автомобиль грузоподъемностью больше 10 тонн). Как уже писали «Контракты», с 29 мая т.г. в ответ на фискальные украинские местные сборы уже несколько лет давящие на перевозчиков, Польша и у себя ввела транспортную пошлину. Но даже этот шаг соседей не повлиял на галицкие власти, и они продолжали наполнять бюджет из неисчерпаемого «перевозочного» источника.

Чтобы добиться уступчивости от местных депутатов, Министерство транспорта вынуждено было направить гневное письмо в адрес Львовской облгосадминистрации о применении к львовянам ряда непопулярных админмер. В частности, было решено прекратить финансирование из центральной «кассы» строительства и содержания дорог общего пользования на Львовщине, оформление для львовян разрешений на международные перевозки и грузы и т. п.

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК

«Таско» отказалась от идеи собирать индийские джипы

Из-за экономической нецелесообразности проекта

На днях руководство корпорации «Таско» объявило об отказе от намерений наладить крупноузловую сборку индийских джипов и пикапов «Тата» Safari, Sumo, Telcoline на Жулянском машиностроительном заводе. (Напомним, эта идея вызрела в 2001 году. Мощности завода позволяли уже в 2002 году изготовить около 3000 машин. Ориентировочная стоимость пикапа должна была составить $10–12 тыс., джипа — $15–20 тыс.).

Комментируя это решение, коммерческий директор компании «Таско» Петр Шкавро сообщил «Контрактам», что так и не подписанный проект генерального соглашения с «Тата» предусматривал поставку в Украину и реализацию пробной партии из 70 автомобилей, после продажи которых «Таско» планировала начать крупноузловую сборку на Жулянском машиностроительном заводе «Визар». В 2001 году корпорация приобрела для испытания четыре джипа «Тата». Однако опыт эксплуатации показал, что большое количество узлов автомобилей «Тата» не выдерживает работы даже в обычном городском режиме. Соответственно, «Таско» не могла брать на себя ответственность за качество джипов «Тата», тем более одним из основных потребителей были запланированы силовые структуры Украины — армия, органы внутренних дел и др., для которых надежность техники особо важна.

К тому же, по словам Петра Шкавро, в ходе подготовки соглашения индийская компания пыталась переориентировать направление деятельности украинских партнеров не на сбор, а на дилерскую работу. В силу указанных причин «Таско» отказалась от сотрудничества с «Тата» в сфере производства автомобилей. Однако корпорация не отказывается от идеи сборки в Украине джипов и пикапов и планирует вернуться к этому вопросу, но уже в сотрудничестве с японскими или китайскими автомобилепроизводителями.

Сергей ЛУКЬЯНЧУК

Авиакомпании идут с молотка

На днях ФГИУ продал авиакомпанию «Крым». Теперь к этому готовятся и «Авиалинии Харькова»

Целостный имущественный комплекс государственной авиакомпании «Крым» продан за 823,8 тыс. грн. Победителем конкурса стала «Украинская авиализинговая компания». Как сообщили «Контрактам» в Фонде государственного имущества Украины, объявлен конкурс и по продаже 68,5% акций ОАО «Авиалинии Харькова». Начальная цена продажи пакета — 11 млн 873 тыс. грн. Состоится конкурс 26 августа с.г. Основным видом услуг предприятия является перевозка пассажиров и грузов. Сейчас в собственности «Авиалиний Харькова» 3 самолета: Ту-134, Ан-26 и Ан-24. Правда, эксперты считают, что продать акции авиакомпании по такой высокой цене Фонду госимущества будет достаточно сложно. Только в первом квартале текущего года убытки «Авиалиний Харькова» составили 771 тыс. грн, дебиторская задолженность — 1,282 млн грн, кредиторская — 5,247 млн грн.

Оксана ПАШКЕВИЧ

Иван КОНОВАЛЕНКО,
председатель правления ОАО «Авиалинии Харькова»:

— Конечно, приход на предприятие мощного инвестора мог бы его оживить. Однако я сомневаюсь, что Фонду госимущества удастся продать пакет акций по установленной им цене — она завышена чуть ли не в десять раз.

Суд пока что не отдал прокуратуре руководство шахты «Украина»

Уголовное дело по факту пожара на шахте «Украина» имеет шанс стать образцово-показательным

Прокуратура Донецкой области инкриминирует директору, главному и горному инженерам шахты ч. 2 ст. 272 УК (нарушение правил безопасности во время выполнения опасных работ). Согласно предусмотренному статьей наказанию, должностных лиц могут лишить свободы на срок от пяти до восьми лет. Донецкая областная прокуратура требует ареста фигурантов дела, однако суд с таким решением не согласился. После того, как руководители шахты трое суток провели в камере следственного изолятора, они были освобождены под подписку о невыезде. Согласно заключению госкомиссии, первопричиной аварии, произошедшей ночью 7 июля и унесшей жизни 35 горняков, стала халатность должностных лиц — якобы они не обеспечили должных мер безопасности.

Кроме того, органы прокуратуры заинтересовало использование на «Украине» и других шахтах холдинга «Селидовуголь» средств, выделявшихся из госбюджета на усиление охраны труда. Стоит заметить, что авария на «Украине» произошла в неудобное для правительства время: как раз в этот период с визитом в Донецке находился генсек НАТО Джордж Роберстсон, а в Киеве уже которую неделю продолжается акция протеста горняков. Эксперты отмечают, что именно эти факторы определили публичность и жесткость наказания руководства шахты.

Андрей ЛАВРИК

Контроль над «Киевстар» получили норвежцы

Специалисты допускают, что Telenor, владеющий теперь 61,9% акций компании «Киевстар», может обменять их на акции российского Вымпелкома

Как и прогнозировали «Контракты» в № 26’2002, норвежский владелец 45,42% акций украинского оператора мобильной связи «Киевстар GSM» компания Telenor увеличила свой пакет до 61,9% за счет приобретения пакета акций у инвестиционного фонда «Спутник», доля которого в ЗАО «Киевстар GSM» составляла 16,6%. Пакет продан за $66,46 млн. Факт продажи акций подтвердили в фонде. По мнению экспертов, продажа киевстаровских акций для «Спутника» стала весьма выгодной операцией — инвестировав деньги в регионального оператора мобильной связи в самом начале его деятельности, фонд с соответствующими дивидендами продал акции уже ведущего оператора сотовой связи.

Украинские эксперты считают, что теперь версия о возможной продаже Telenor’ом своей доли в ЗАО «Киевстар GSM» компании «Вымпелком» (ведущему российскому оператору сотовой связи, который работает под торговой маркой «Билайн») становится все более реальной. Прежде всего речь идет о возможности предоставления киевстаровских акций в счет оплаты опциона на покупку акций «Вымпелком-Регион». Напомним, что после вложения консорциумом «Альфа-групп» $117 млн в дочернюю компанию Вымпелкома другие акционеры Вымпелкома, в частности Telenor (владеет 30,42% акций российской компании), оставили за собой право вложить в «Вымпелком-Регион» аналогичную сумму. В «Киевстаре» ситуацию комментировать до сих пор не берутся. В Telenor отмечают, что политика компании заключается в получении контроля во всех дочерних компаниях, но планы в отношении акций компании «Киевстар» не разглашаются. В известной степени такая позиция подтверждает вышеизложенную версию: после того как «Альфа-групп» усилит свои позиции в Вымпелкоме, Telenor может навсегда потерять надежду получить контроль над компанией, охватывающей территорию с 70% населения России — около 100 млн чел. (по только что опубликованными данным прошлогодней переписи населения, в Украине чуть менее 48,5 млн чел.).

Так или иначе, первый транш оплаты опциона должен состояться уже в ноябре этого года (второй и последний — в следующем году). По словам некоторых экспертов, 45,42% киевстаровских акций Telenor не очень интересовали россиян. А вот контрольный пакет может изменить отношение. По словам наблюдателей, идея приобрести контрольный пакет компании «Киевстар» долго волновала норвежцев. Говорят, Telenor вела активные переговоры о продаже акций с другими акционерами компании «Киевстар» — компаниями «Сторм» (32,4% акций) и «Омега» (5,69% акций). Но с ними договориться не удалось.

Вилен ВЕРЕМКО

Традиционный рубероид «сбрасывают» с крыш

Изменения в государственных строительных нормах могут ощутимо изменить рынок кровельных материалов

Как сообщили «Контрактам» в отделе стандартизации Госкомитета по строительству и архитектуре, с 1 июля вступили в силу изменения в Государственных строительных нормах «Кровли строений и сооружений». Изменения касаются прежде всего требований к рулонным кровельным материалам, которыми кроют плоские крыши.

Наиболее существенное нововведение заключается в том, что отныне предусмотрено применение рулонных кровельных материалов только на негниющей основе (так называемый еврорубероид). Традиционный рубероид на картонной основе, сегодня занимающий 2/3 рынка рулонных кровельных материалов, должен выйти из употребления.

Внесены изменения и в требования к полимерно-битумным материалам. Вместо импортных (преимущественно итальянских) материалов, на основе которых разрабатывался первый вариант норм пять лет назад, базой для определения стандартов стали отечественные материалы, прежде всего — производства Славутского рубероидного завода.

Основанием для внесения изменений в Государственные строительные нормы, по словам специалистов, стал быстрый прогресс в области кровельных материалов. Если в 1997 году, когда производство еврорубероида в Украине только зарождалось и даже в России производителей этого материала можно было пересчитать на пальцах одной руки, то сейчас в Украине работают почти два десятка заводов и заводиков по производству полимерно-битумных кровельных материалов. Расширилась и сфера применения новейших материалов — нынче еврорубероид в Украине занимает более 30, а в Киеве — более 80% рынка материалов для плоских крыш. То, что базой для норматива теперь стала продукция Славутского завода, оборудованного самым современным производственным и лабораторным оборудованием, ограничивает доступ на рынок целого ряда марок еврорубероида. Как объяснили специалисты, Государственным строительным нормам в новой редакции не соответствуют немало дешевых импортных материалов, а также продукция некоторых отечественных производителей. Ведь некоторые используют «секонд-хэндное» оборудование или слегка переделанное оборудование для выпуска традиционного рубероида, другие ради удешевления продукции используют некондиционное сырье.

Теперь такая продукция перестанет отвечать нормам. Хотя на практике следовать нормам обязаны только проектировщики. Однако изменения в Государственные строительные нормы все же повлекут некоторое перераспределение рынка в пользу тех производителей еврорубероида, которые используют современное оборудование. Они должны будут следовать новым требованиям к сырью, в результате чего будут вынуждены немного поднять цены (на 5—10%). Таким образом, дешевый еврорубероид может исчезнуть с рынка. Вместо этого поставленный вне закона традиционный рубероид на картонной основе будут продолжать применять для ремонтных работ. Правда, единственный на сегодня в Украине его производитель — Луцкий картонно-рубероидный комбинат — уже готовится к тому, что традиционный рубероид исчезнет с рынка: наряду с традиционной продукцией он стал выпускать еврорубероид.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Контракты №29 / 2002


Вы здесь:
вверх