логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Украина: окно из Европы, а двери – местные - «Контракты» №29 Июль 2002г.


Украина: окно из Европы, а двери – местные

Оконно-дверной рынок — один из первых, осваиваемый на современном уровне отечественными производителями, что в значительной степени и обуславливает нынешнюю ситуацию в этой отрасли

В настоящее время годовой объем этого рынка составляет приблизительно 1,8—1,9 млн кв. м. «Поделен» этот рынок между окнами и дверями так: «оконная» составляющая равна приблизительно

800—900 тыс. м, а «дверная» — около 1 млн м. Годичный прирост емкости всего рынка по разным данным составляет 15—25% при снижении цен в 5—11%. В последние годы отечественные производители оконно-дверной продукции в объемах производства явно преобладают, оставляя импортерам все более узкие секторы деятельности (как правило, это сегмент наиболее дорогой продукции, объемы потребления которой невелики). Украинскими производителями окон и дверей в прошлом году было изготовлено, по различным оценкам, около 1,5 млн м продукции, причем производители дверей преуспели несколько больше, чем их «оконные» коллеги. У импорта же в последние годы устойчивая тенденция к снижению, и его объемы оценивают ориентировочно в 20—25%.

Тенденции

Окна: все лучше, все дешевле

Конкуренция сделала металлопластик доступным для массового потребителя

Больших заводов, выпускающих полный спектр столярки, осталось очень мало

Сегодня окна и двери в нашей стране изготавливают приблизительно 800—900 предприятий. Больших универсальных заводов и комбинатов, имеющих масштабный производственный цикл и выпускающих полный спектр столярки (окна, двери, плинтус, половую доску, вагонку, лестничные элементы и многое другое) в Украине осталось очень мало. Среди компаний, изготавливающих более-менее широкий спектр продукции в первую очередь следует назвать «Билдинг-Сервис» (г. Харьков), «Форум» (г. Запорожье), «Кленовый лист» (г. Кременчуг), «Квин-Свиг», «Текко», «Дом паркета», «Паритет», «Гефест», «Практика», «Удача-плюс», «Р. К. С.» и др. Организация такого производства — дорогое удовольствие, требующее значительных первоначальных капиталовложений, поэтому в настоящее время среди преуспевающих предприятий преобладают те, кто занимается узкоспециализированным производством (только окна или только определенные виды дверей и т. д.). А так как производство дверей — занятие менее «наукоемкое», то и «дверников» несколько больше чем «оконщиков» (ориентировочно 55% и 45% соответственно).

Наиболее крупные потребители оконно-дверной продукции — строительные подрядные и ремонтные компании. Этой части корпоративных потребителей идет 60—80%, процентов 20—30 забирает оптовая и розничная торговля, а остальное приобретают эпизодические покупатели — юридические и физические лица. Изменения в отечественном строительном законодательстве, направленные на увеличение сопротивления теплопередаче светопропускающих ограждающих конструкций (проще говоря — окон), потребовали переориентации производителей. Они довольно быстро освоили современные западные технологии, сократив выпуск устаревшей продукции и вытесняя таким образом импортеров.

Сегмент мансардных окон в зачаточном состоянии, но растет очень быстро

Исключение в плане доминирования отечественного производителя составляет сегмент мансардных окон. В настоящее время он пребывает почти в «зачаточном» состоянии. По оценкам специалистов, в прошлом году этой продукции было приобретено приблизительно 10 тыс. штук (для сравнения: в Польше, население которой в 1,5 раза меньше чем в Украине, мансардных окон покупают в 20 раз больше). Однако этот сегмент развивается весьма динамично: ежегодное увеличение объемов продаж составляет приблизительно 50—60%. Причины налицо: по информации УНИАН, с 1997 года в Киеве под строительство мансард отдано более 600 домов.

Доминирующие позиции на рынке занимает продукция европейских производителей — компаний FAKRO (Польша), VELUX (Дания), ROTO FRANK (Германия). Лидером по объему продаж в настоящее время на рынке является продукция Fakro, которой принадлежит, по различным оценкам, от 40 до 50%, второе место занимают окна ROTO — приблизительно 30—35%, на последнем «призовом» месте — появившиеся на украинском рынке в январе этого года окна Velux (10—15%). Не так давно на рынке появились мансардные окна Okwell, изготовленные в Словении, однако доля их на отечественном рынке пока еще невелика. Отечественные производители окон в этом сегменте пока не участвуют, справедливо считая, что объем рынка еще очень мал и не достоин «внимания», хотя с технической точки зрения, по утверждению производителей окон, мансардные окна сложности не представляют.

Для большинства операторов, предлагающих мансардные окна, эта продукция второстепенная, сопутствующая. Основная специализация — это, как правило, кровельные материалы. Большинство из компаний уже определилось со своими «пристрастиями» и предлагают окна только одного производителя. Например, компании «ТПК», «Центросталь-Домсталь», «Ізобуд», «Топ-Лайн» специализируются на окнах Fakro; «Евроизол», «Євродах», «Стальпрофиль», «Метал-П», «Центральная строительная компания», «Современные технологии строительства» предпочитают Roto, а дилерами Velux являются «Альтис-Постач», «Амбасадор», «Будівельник», «Оксамит Інтер», «Современное строительство», «Подолстройторг», «Емка», «Юна-96» и ряд других. Однако есть и группа фирм, которые предлагают продукцию различных изготовителей — «Раннила Киев», «Каскад». В общей сложности количество компаний, предлагающих эту разновидность окон, уже довольно велико и составляет, по различным оценкам, до сотни.

Увеличение предложения привело к снижению цен. В течение, например, прошлого года в среднем на 10%.

60% потребляемых окон металлопластиковые

Изготовлением окон в Украине занимаются ориентировочно 500—600 предприятий, из которых приблизительно треть дислоцируется в столице. Учитывая довольно плачевное финансовое состояние отечественного потребителя и требования нормативов, наибольшее количество операторов предлагают самые дешевые, но с соответствующими требованиями к теплофизическим свойствам металлопластиковые окна со стеклопакетом. Эта продукция составляет приблизительно 60% потребляемых окон, второе место по объемам занимают деревянные окна (20—25%), и на третьем — алюминиевые (около 10%), остальное составляют так называемые комбинированные окна — деревянно-алюминиевые и деревянно-пластиковые, которые пока не пользуются массовым спросом из-за высокой цены.

Первую группу продукции только в Киеве предлагают более 100 изготовителей, из которых наиболее крупными следует считать компании «Вікнопласт», «Вист», «ГВФ», «Євровікнобуд», «Завод сантехнических заготовок», «Квин-Свиг», «Текко Плюс», «Энран» и ряд других. На изготовлении деревянных окон модификации «евро» специализируются компании «Иберус», «Квин-Свиг», «Р. К. С.», «Удача», «Юна-96», «Эско», а наиболее крупными импортерами в этом сегменте специалисты называют такие фирмы, как «Глобус», «Евроизол» и некоторые другие. Лидерами в третьей — «алюминиевой» — группе следует считать опять-таки «Квин-Свиг», а также «Энран», Киевский завод алюминиевых строительных конструкций, «Гея», «Вікнопласт».

Цены на окна заслуживают отдельного внимания. К дешевой ценовой категории относят металлопластиковые модели (70—120 у. е. за 1 м2) и деревянные окна из отечественного евробруса (около 80—100 у. е. за 1 м2). Средняя цена алюминиевых оконных систем колеблется в пределах 80—150 у. е. за 1 м2. Деревянные окна из импортных материалов и так называемые комбинированные окна (деревянно-алюминиевые и деревянно-пластиковые) представляют дорогую нишу оконных изделий, так как их цена может достигать 180—200 у. е. за 1 м2.

Насыщение рынка и одновременно снижение покупательной способности основной массы населения привели к тому, что в последние годы цены на окна неуклонно снижаются. В среднем падение цен на металлопластиковые и алюминиевые окна за последние 2 года составляет 15—20%, на деревянные — 10—15%. По оценкам ведущих операторов этого рынка, такая тенденция в ближайшее время сохранится.

Елена ОСИПЕНКО

В среднем монтаж окон обходится в 10—15% их стоимости

Большинство поставщиков (производители или продавцы) оконно-дверной продукции для уменьшения количества проблем покупателю и, соответственно, более успешного продвижения своего товара идут двумя путями. Одни создают в своей структуре подразделение, выполняющее монтажные работы, и при покупке сразу оповещают об этом заказчика. Другие же подбирают партнера — фирму, специализирующуюся на таких заказах, и рекомендуют ее покупателю. С точки зрения оператора второй путь экономически более выгоден, так как нет необходимости, например, платить зарплату в случае простоя монтажников. Заказчику же более приемлем первый вариант, так как изготовитель или продавец несет ответственность за качество не только проданного, но и установленного товара: всегда легче предъявлять рекламацию в «одно окно». Как правило, цены на монтаж окон, металлопластиковых и дорогих деревянных дверей ставят в зависимость от их стоимости. Большинство операторов в этом случае оценивают свою работу в 10—15% цены продукции, хотя встречаются и исключения — до 20—22%. Установка ординарного дверного полотна из дешевой ценовой категории у большинства операторов обходится в 20—30 у. е. Если же новую продукцию устанавливают взамен старой, то демонтаж «предшественников» обходится заказчику до 3% стоимости заказа.

Комментарии специалистов

«ПВХ-окна уже активно используются в массовом строительстве»

Игорь БИНКОВСКИЙ, руководитель отдела оконных технологий REHAU:

— Три новых тенденции характеризуют рынок окон ПВХ в этом году: окна ПВХ становятся весьма популярны в регионах и даже в маленьких городах от 20 тыс. населения; основной покупатель имеет средний покупательский потенциал, использование металлопластиковых окон вошло в массовое строительство недорогих домов. В связи с последней тенденцией проявилось негативное явление — снижение качества монтажа, что, в свою очередь, влияет на имидж продукции. Выход — в передаче монтажа изготовителям.

«Покупатель стал более информированным: его уже не завоюешь только ценой»

Наталья ДУДКА, главный инженер ООО «ЭЛ-Инвест»:

— Безусловно, за последнее время конкуренция на рынке металлопластиковых конструкций заметно обострилась, а главное, покупатель стал более информированным: его уже не завоюешь только ценой, его интересуют как качественные отличия материала, так и качество самого процесса изготовления, предпродажный сервис и послепродажное обслуживание. Растет рынок капитального строительства, а вместе с ним и спрос на хорошо зарекомендовавшие себя конструкции из ПВХ-профиля.

Справка

В Украине строят жилья более 5 млн кв. м в год. По нормативам (СНиП) площадь окон должна быть не менее 10% площади помещения, площадь же дверей в помещении (например, в квартире) процентов на 20—30 больше чем окон. Приблизительно такое же соотношение в административных, общественных и других зданиях, Как правило, на обустройство квартиры площадью 50—60 кв. м (двухкомнатная) требуется 9—10 кв. м дверей и 5—6 кв. м окон. «Двушки» в структуре украинского жилого фонда — наиболее распространенные квартиры. Они составляют около 50%.

Двери у нас умели делать всегда

В штуках украинский производитель поставляет около 80% дверей, в денежном эквиваленте — 60—65%

В дверном бизнесе в последние годы также происходят бурные перемены. Отечественный изготовитель «освоил» производство большинства наиболее популярных видов этой продукции из дерева — щитовые (наиболее дешевые, составляющие приблизительно 55—60% объема потребления), из ДСП и МДФ с сотовым наполнителем, из соснового массива (так называемая средняя ценовая категория — 30—35% структуры рынка), а также дорогие двери из массива, занимающие приблизительно 10% рынка.

Тенденции

Развивается также производство дверей из металлопластика, алюминия, специальных дверей — противопожарных и бронированных. По этим сегментам рынок прирастает со скоростью 10—15% в год. В физических величинах украинский производитель поставляет приблизительно 80% потребляемой продукции, однако в денежном эквиваленте эта доля составляет около 60—65%. Импортная продукция присутствует во всех ценовых и товарных сегментах, в ближайшем будущем на отечественном рынке за импортерами, похоже, закрепится только одна товарная ниша — двери из ценных и экзотических пород древесины. В физическом исчислении этот сегмент весьма невелик — около 5%, в стоимостном из-за высоких цен он может достигать 15—20%. В сегменте «экзотика» наиболее известна торговая марка «Komodoor» — двери из массива красного дерева.

Подавляющая (60—70%) часть импорта идет из Польши, Чехии, Испании, но есть также поставки из Беларуси, Италии, Канады, Литвы, России, Финляндии, Франции.

За последний год продажи дверей выросли минимум на 10—15%. Особенно растет спрос на щитовые окрашенные двери и остекленные рифленые двери, кроме того, большую популярность набирают нестандартные модели: арочной формы, со вставками из матовых и однотонных витражей, раздвижные конструкции-купе и т. д.

Уверенно чувствует себя отечественный производитель в сегменте «цельнодеревянные двери» (видимо, сказываются традиции), постепенно вытесняя импорт. Самые популярные изготовители — «Гран-Премьер», «Дом паркета», «Иберус», «Удача». В среде импортеров наиболее известны такие «имена», как «В-А», «Вист», «Стимекс», «Текко Плюс», «Юна-96».

Для «выживания» импортеры пошли по пути, который не под силу пока украинскому изготовителю, — значительному расширению ассортимента. Наиболее крупные операторы предлагают более десятка моделей, причем разных цветов и размеров. Однако такой ход возможен, как правило, в сегментах дешевых дверей и средней ценовой категории.

Изготовление специальных дверей — довольно сложная процедура, требующая определенных знаний, навыков, специфического оборудования, поэтому в этом сегменте работает небольшое количество компаний. Наиболее известные из них — «Практика», «Руст». Представлена также и импортная продукция — польские двери «Porta», которые поставляет киевская компания «Вист».

Условие конкурентоспособности — исполнение заказа не позднее 7—10 дней

Дверная продукция имеет свои сложившиеся стереотипы и модные тенденции. Так например, металлопластиковые и алюминиевые двери получили довольно узкую область применения. Как правило, это двери входной группы административных и общественных зданий, торговых и офисных помещений. Наиболее «значимые» производители дверей этой категории компании «Квин Свиг», «Текко Плюс», «Продсервис» и некоторые другие.

Схема реализации дверной продукции оригинальностью не отличается. Как и в других сегментах, подавляющую часть товара (около 60%) приобретают оптовые покупатели — строительные подрядные и ремонтные организации и предприятия розничной торговли, и только 40% приобретают частники. В этой связи все операторы (как изготовители, так и импортеры) озабочены проблемой построения собственной дилерской сети.

Рыночный ассортимент постоянно расширяется, и цены на дверные полотна падают, но пока не так существенно, как хотелось бы среднему потребителю. В течение прошлого года цены на продукцию дешевой и средней ценовой категории снизились на 10—15%. В настоящее время диапазон цен выглядит следующим образом. Щитовые шпонированные или окрашенные полотна отечественного производства, изготовленные из ДСП и МДФ, стоят от 15 до 50 у. е. за 1 кв. м, в зависимости от покрытия и «начинки».

Отечественные двери из соснового массива или импортные модели с сотовым наполнением обойдутся заказчику примерно в 70—100 у. е. за 1 кв. м. Импортный «массив» и экзотические древесные породы «тянут» на 200—300 у. е. за 1 кв. м двери. За установку конструкции обычно берут 10—15 у. е. за штуку, а дверная фурнитура «потянет» еще дополнительно от 20—25 у. е. В конкурентной борьбе будут выигрывать только те фирмы, которые предлагают не просто хороший ассортимент (более 20 моделей, представленных в разных типах размеров, цветов и форм) и привлекательное сочетание «цена-качество», но еще могут организовать быстрое исполнение заказа (7—10 дней) и предоставить дополнительные услуги по доставке, установке и ремонту.

Елена ОСИПЕНКО

Контракты №29 / 2002


Вы здесь:
вверх