логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Большая голограммизация грядет - «Контракты» №29 Июль 2002г.


Большая голограммизация грядет

Перечень документов и групп товаров, подлежащих защите голографическими элементами, содержит 117 видов документов и три вида товаров

Этот перечень утвердил Кабмин 5 июля своим постановлением № 932 по требованию президентского указа почти двухлетней давности «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами». Это уже вторая попытка Кабмина утвердить такой перечень. Первый вариант не прошел из-за его жесткой критики предпринимателями: голограммы предлагалось клеить фактически на все бухгалтерские документы и на немотивированно большое количество товаров.

По мнению координатора проектов Института конкурентного общества Ксении Ляпиной, необходимость использования голограмм на этих документах самым серьезным образом отразится на представителях малого бизнеса, поскольку для приобретения мелким предпринимателем нескольких единиц товара ему придется искать отделение УкрСЕПРО, чтобы получить голограммированный сертификат. И сейчас получить сертификаты соответствия, учитывая административные сложности при оформлении этих документов, часто просто нереально. Если же оптовикам позволят держать у себя партии сертификатов с голограммами, то это будет вымывать у них оборотные средства. В результате «для малого бизнеса это грозит либо значительными суммами штрафов за отсутствие необходимых документов, либо полным вытеснением из легального бизнеса», — отметил эксперт.

Возможно, наибольшие расходы с введением голограммной защиты будут у производителей алкоголя и табака — голограмму нужно наносить и на акцизные марки. Ведь средняя цена одного голографического элемента будет составлять 17 копеек плюс стоимость припрессовки одной голограммы, которая, по мнению Ксении Ляпиной, может составлять 0,20—1 грн. Как следствие, эксперты прогнозируют удорожание алкоголя и табака.

Кроме того, документ предусматривает обязательную голографическую защиту лекарств и изделий медназначения (их перечень предстоит еще утвердить Минздраву), синтетических моющих средств, шампуней, гербицидов и других средств защиты растений. Производители этих товаров говорят, что прежде всего расходы на голограммную защиту товара (одна технология голографических наклеек потребует от производителя одноразовых инвестиций в размере нескольких десятков тысяч долларов) придутся на конечного потребителя (эти расходы будут относить на себестоимость товара). В то же время они выражают сомнение, что такая защита сможет защитить от подделки. «Фальсификаторы наладят выпуск голограмм, — сказал «Контрактам» руководитель одной из фармацевтических фирм. — Рядовой покупатель вряд ли отличит оригинал голограммы от подделки».

«Введение голографической защиты не решит проблему контрабандной продукции, — считает Ксения Ляпина. — Таким образом, легальный производитель будет поставлен в еще более сложные условия, поскольку себестоимость продукции увеличивается, между тем как на «теневых» производителях это практически никак не отразится. Кроме того, если до сих пор еще не искоренена практика использования фальшивых акцизных марок, а то и торговли вообще без акцизных марок, то надежды на то, что постановление Кабмина сможет это изменить, нет».

Эксперты видят в появлении такого документа прежде всего лоббирование компаний — производителей голограмм, которых в Украине не больше пяти. Еще бы, компания, которая получит лицензию СБУ на выпуск голограмм, сможет неплохо заработать. По подсчетам экспертов, себестоимость одного экземпляра голограммы — 0,02 грн. Если такие голограммы будут реализовываться по цене 0,17 грн, только на акцизных марках-голограммах (за год в Украине реализуется около 5 млрд акцизных марок) можно зарабатывать 750 млн грн ежегодно.

Стоит отметить, что окончательное введение голограммизации состоится только через несколько месяцев. Госорганам предстоит еще утвердить ряд нормативных актов, которые определяли бы условия и порядок нанесения голограмм.

Вилен ВЕРЕМКО

Контракты №29 / 2002


Вы здесь:
вверх