логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
С целью повышения абонентоотдачи... - «Контракты» №29 Июль 2002г.


С целью повышения абонентоотдачи...

Новые тарифные пакеты UMC свидетельствуют о желании не только приобрести новых абонентов, но и «грамотно распорядиться» старыми

Не так давно произошло событие почти эпохальное: количество мобильных телефонных номеров в мире превысило количество номеров стационарных. Причем западные операторы с радостью для себя столкнулись с так называемым эффектом сети — взрывообразным ростом числа абонентов после того, как «мобилизованная» часть населения превышает 10%.

В самом деле, оставаться без мобильного телефона в то время, как он есть у друзей, родственников и сотрудников, очень неудобно. Но есть основания сомневаться, что в Украине этот эффект сработает вне границ сравнительно прилично оплачиваемых социальных слоев, да и то в больших городах. Взрыв, скорее всего, не произойдет, и число абонентов будет нарастать монотонно.

Значит, перед украинскими операторами задача не так приобрести новых абонентов, как «грамотно распорядиться» старыми с целью повышения отдачи от них. Понятно, что простым увеличением тарифов в условиях конкурентной борьбы этой задачи не решить.

Количество малодоходных «предоплатчиков» растет быстрее, чем контрактников

По данным, обнародованным Интерфаксом-Украина 3 июля, количество пользователей мобильной связи в Украине в I полугодии выросло на 30% — до 2,9 млн чел., что составляет около 6% населения. Спикер UMC Андрей Гундер заявил о росте числа абонентов компании на 26,5% за 6 месяцев (до 1,31 млн чел., за июнь — на 4,3%). По сообщению пресс-службы другого оператора — «Киевстар GSM», количество ее абонентов в конце июня составляло 1450 тыс., увеличившись за полугодие на 32% (за июнь — на 3,6%). Некоторое замедление прироста числа абонентов у «Киевстара» по сравнению с UMC в июне специалисты связывают с резким сокращением срока действия счетов Ase&Base.

Но интересно другое: обе эти компании не оглашают точных данных о соотношении контрактных и при-пейд абонентов, а также динамики прироста по этим двум позициям отдельно. Андрей Гундер называет только текущее соотношение абонентов UMC как 30% к 70% в пользу при-пейда. Но есть все основания считать, что число малодоходных для операторов «предоплатчиков» растет намного быстрее, чем контрактников. Пора принимать меры.

И меры не заставили себя ждать — последние дни июня ознаменовались обещаниями компании UMC 1 июля объявить новости, которые, по словам гендиректора Эрика Франке, «сбивают с ног». Крепко ухватившись за стулья на пресс-конференции, журналисты узнали, что понятие «новый контрактный абонент UMC» отменяется. Все новые абоненты либо будут пользоваться Sim-Sim, либо новыми тарифными (от 20 до 250 минут) пакетами, действительными в течение месяца («Контракты» № 28, стр. 19). Объявлено, что абоненты опять могут сэкономить. Однако на вопросы журналистов, как повлияют новшества на доходность компании, ответ был только тот, что новые пакеты более прозрачны и более просты.

Абоненту начинало казаться, что он переплачивает

Что касается потребности в простоте, то она (святая правда!) таки назрела. Чтобы оценить свои расходы на мобильную связь (это отчасти касается и при-пейда) нужно, помимо длительности разговоров, учитывать еще множество моментов: звонишь ты или звонят тебе, происходит ли разговор в пределах сети, задействованы ли льготы наподобие «Я плюс» (семейные) или корпоративные, говоришь ли ты в бизнес-время, закончились ли твои бесплатные или льготные минуты (если они есть), с какой секунды начинается тарификация, какая плата за соединение. Иногда нужно пересчитать какие-нибудь юниты в доллары, а доллары в гривни.

В счете, который получал контрактный абонент, из-за запутанности тарифных моделей «без поллитры» было не разобраться, поэтому у некоторых несознательных пользователей (о ужас!) начинали возникать сомнения в правильности начисления. К тому же говоришь — не говоришь, а абонплату вноси. Поэтому действительно бурный рост числа мобильных абонентов начался только тогда, когда в борьбе за максимальное их количество три оператора почти одновременно «выбросили» на рынок услуги при-пейд (предоплаченого сервиса) — UNI от Golden Telecom, Sim-Sim от UMC и Ase&Base от «Киевстар». И тут перед операторами в полный рост встала «проблема спящего абонента». А «спать», т.е. экономить, у абонента есть множество возможностей: телефон на работе и дома, таксофоны и т. п.

Чтобы описать проблему (плату за подключение для простоты не учитывайте), стоит воспользоваться понятием минимальной месячной платы, при которой абонент в любую важную для себя минуту может претендовать на обслуживание. Для контрактных пакетов эта сумма равна абонентской плате (в свежеотмененном пакете UMC эконом-класса — 33 гривни). У соответствующего пакета «Киевстар» плата еще ниже — 27 грн. За каждую минуту разговора в бизнес-время у обоих операторов нужно было доплатить около 2,5 грн.

В при-пейде минимальная плата фиксируется сроком действия оплаченного счета. В при-пейде от UMC — Sim-Sim-Master (250 юнитов, действующих 90 дней), минимальная среднемесячная плата получается около 23 грн, но этой суммой уже оплачены 8 мин. разговора при исходящих звонках и 16 мин. при входящих.

В борьбе с UMC за преимущество в количестве абонентов всех переплюнул «Киевстар», введя по услуге Ase&Base пятидесятигривневую карточку, действующую 1 год. Тут минимальная среднемесячная плата составляла около 4,2 грн (!), куда входило чуть меньше 2 мин. разговоров. Стоит ли удивляться, что при таких суперльготных условиях Киевстар по количеству абонентов быстро перегнал UMC. Правда, средний доход в 2001 году от одного номера в UMC был около 900 грн, а в «Киевстар» — около 400 грн. Поэтому в марте т. г., как только были размещены корпоративные облигации, «Киевстару» пришлось отойти от лозунга «Думая о Вас!» и ограничить действие счета при-пейд по принципу «сколько гривен, столько и дней», что вывело минимальную среднемесячную плату абонента Ase&Base на уровень 26—30 грн.

«Разбудить» абонента можно, скрестив контракт с при-пейдом

Пакеты, которые предложила UMC, похоже, представляют собой некое скрещивание контрактных услуг с при-пейдом. Некоторые шаги в сторону потребителя там сделаны, но и меры против «спящего» введены тоже. Так, в самом дешевом пакете UMC-20 минимальная месячная плата абонента равна цене пакета — 45 гривен против 33 в прежнем «Экономе» и 23 в Sim-Sim. Этой суммой оплачены 20 мин. разговоров. Таким образом, цена минуты получается 2,25 грн, а каждой «лишней» — 2,29 грн. На самом «крутом» пакете — UMC-380, стоящем 250 грн, цена минуты равна объявленным компанией 66 коп.

Таким образом, для при-пейд-абонентов — и имеющихся, и потенциальных, если они не собираются пользоваться мобильной связью только по большим праздникам, создано довольно мощное искушение воспользоваться именно новыми пакетами. Искушение усиливается еще с учетом услуг «Семья», «Корпорация» и других дополнительных предложений. Если же количество карточных абонентов начнет уменьшаться, всегда можно немного снизить тарифы и там. Понятно, ни UMC, ни любой другой оператор абонентов, хоть и карточных, терять не хочет, как не хочет и абонент менять номер, без чего переход с при-пейда на новый пакет, во всяком случае в UMC, невозможен. Одним из признаков «фиксации» картежников служит недавнее введение двустороннего роуминга для пользователей Sim-Sim. Значит, тарифно-услужных соблазнов хватит еще надолго.

Сергей СИДОРУК

Контракты №29 / 2002


Вы здесь:
вверх