логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
В ожидании налоговой реформы - «Контракты» №30 Июль 2002г.


В ожидании налоговой реформы

Бизнесу опять обещают налоговую реформу. Правда, кардинальных перемен не ждите — у власти выработался устойчивый «иммунитет» к налоговой революции

Премьер Кинах, представляя правительственную программу, призвал Верховную Раду принять Налоговый кодекс, которым страна хронически беременна почти семь лет. А поскольку проблемы украинского налогообложения лежат не в экономической, а в политической плоскости — заявления правительства, скорее всего, в очередной раз останутся голой декларацией.

Верхушка власти не готова к радикальным решениям — ограничению полномочий фискальных органов, используемых как рычаг политического давления, ликвидации льгот «групп влияния», ослаблению налогового пресса — боясь значительных бюджетных потерь.

... Вам плохо? Будет хуже

Сейчас правительство в дуэте с парламентом предлагает немного «подрихтовать» налоговое законодательство, и это тоже подается под соусом «налоговой реформы», но малой. Но и в этот раз изменения направлены не на качественное изменение налоговой системы, а уже традиционно — на рост поступлений в госбюджет. Система начисления налогов, видимо, останется такой же мутной, а полномочия налоговиков — размытыми, как и прежние десять лет.

Налоговая реформа, точнее ее отсутствие, отражает глубинные общеполитические процессы. Политический курс Верховной Рады формировался левыми, которые зациклились на консервировании остатков плановой экономики. Развитие рынка стимулировали международные доноры, которые, не понимая украинских реалий, лоббировали десятки сложных налоговых законопроектов. Это привело к построению запутанного налогового законодательства при полном отсутствии систематического подхода.

Хаотическая налоговая система была использована в политических целях, став основным рычагом давления на оппонентов власти. Налоговики взяли на себя толкование противоречащих друг другу законов, поэтому украинский бизнес постоянно зависает на крючках инструкций налоговой администрации. Теперь борьба между фискалами и бизнес-лобби в Верховной Раде продолжается даже не за снижение налоговых ставок, а за освобождение бизнеса от оков налоговых инструкций и построение прозрачного и понятного законодательства.

Пассионарии налоговой реформы

Бизнесу хватило сил всего на три отчаянные попытки пробиться сквозь административные препоны. В 1997 году облегчить груз призывали тогдашний вице-премьер Виктор Пинзеник, депутат Сергей Терехин и американский гуру «шоковой терапии» Джеффри Сакс, стоявший за разработкой представленного Верховной Раде пакета налоговых законопроектов. Этот достаточно громоздкий пакет все же закладывал прогрессивные тенденции: сужались полномочия ГНАУ, упрощалась система сбора налогов, сводилась на нет субъективность при трактовке законодательства.

Реформаторы сделали попытку охватить сферы, которые фактически не облагаются налогами и поныне, в частности, недвижимое имущество. Пакет с треском завалили: олигархи принципиально не хотели платить налоги, хотя их абсолютный размер уменьшался, а средний класс, интересы которого отстаивали КПУ и Рух, вряд ли обрадовался бы переложенному на его плечи налоговому прессу. Где справедливость? — взывали левые.

К налоговому реформаторству, как свершенному факту, можно отнести введение (1998 год) упрощенной системы налогообложения для малого и среднего бизнеса. Принятие в конце 2000 года Закона «О порядке погашения налоговых обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» — тоже своего рода удавшаяся налоговая реформочка. Отмена картотеки № 2, на которой успело посидеть чуть ли не каждое украинское предприятие, — это не бог весть что.

В третьей попытке, год назад, Пинзеник, Терехин и Ко пытались провести через парламент «малый налоговый кодекс», предусматривающий снижение ставок основных налогов и сокращение перечня местных поборов. Громоздкая система сбора налогов при этом не задевалась, но проект все равно завалили.

Налоговики начинают и выигрывают?

С налоговой реформой уже несколько лет подряд связывают принятие Налогового кодекса. Интересно, что инициаторами систематизации законодательства в виде Налогового кодекса стали налоговики, перехватив знамя «освободительного движения» у предпринимателей. В 1996-м появился первый проект Налогового кодекса «под редакцией» Ильина, тогдашнего главного налоговика страны. Понятно, мытари не обделили себя дополнительными полномочиями, которые категорически отказалась им дать Верховная Рада. «Проект кодекса предоставляет чрезвычайно широкие полномочия налоговым органам, — говорилось в тогдашнем комментарии Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности. — Это создает условия для злоупотреблений и не позволяет предпринимателям рассчитывать на беспристрастное разрешение коллизий».

Почти при каждом правительстве ГНАУ подавала очередную редакцию кодекса, мало чем отличающуюся от самой первой. Последний проект был подан в 2000 году. Вот некоторые комментарии к нему: «Кодекс применяет принципиально различные методы начислений одних и тех же налогов, не унифицированы правила их исчисления. Это приведет к противоречивым толкованиям и конфликтным ситуациям... Изменения во взыскании налога на прибыль не позволят предприятию возмещать свои расходы. Многочисленные злоупотребления предстоят гражданам в случае продажи и покупки имущества — обложение налогом его стоимости ГНАУ планирует проводить методом аналогий, причем его суть в кодексе не раскрыта». А как только нардепы начали править налоговую, документ похоронили «до лучших времен».

Депутаты Губский, Богословская, Тимошенко с Турчиновым, Витренко, Терехин и их коллеги из пропрезидентских фракций предложили вполне прогрессивные варианты кодекса, рассчитанного на защиту прав бизнеса, но за основу был принят все же ведомственный проект — ГНАУ не хочет ходить по клеточкам полномочий, расчерченным Верховной Радой.

Когда?

Сегодня Налоговый кодекс дорабатывает специальная группа при участии депутатов, представителей Кабмина и ГНАУ. Обещают, в частности, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Юрий Ехануров, что нынешний проект НК будет переписан заново — чтобы это были: настоящая налоговая реформа, а не обычная кодификация налоговых правил игры; изменения в пользу бизнеса, но не во вред госбюджету... Однако быстрого его принятия, например, осенью, не может обещать ни один депутат. Причин много.

Одна из них — разница потенциала: отраслевые лоббисты стремятся сохранить налоговые льготы; правительство — расширить налоговую базу; защитники предпринимательства — снизить налоговую нагрузку; ГНАУ — получить более широкие полномочия... «Вовлечены большие группы людей, у каждой из которых свой интерес. К сожалению, эти интересы несовместимы, поэтому принятие Налогового кодекса вряд ли состоится в ближайшее время», — дает прогноз председатель Комиссии по вопросам контроля за приватизацией Верховной Рады третьего созыва Александр Рябченко.

Светлана СТЕПАНЕНКО

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх