логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Реформаторы сжалились над бизнесом - «Контракты» №30 Июль 2002г.


Реформаторы сжалились над бизнесом

Интересы плательщиков перевесили желание любой ценой расширить источники наполнение бюджета. Пока

11 июля парламент принял в первом чтении три законопроекта профильного комитета Верховной Рады — об изменениях к закону о прибыли предприятий, об НДС и акцизах, четвертый — о доходах физлиц — отправил на повторное первое чтение. Таким образом, депутаты поддержали инициированную правительством налоговую мини-реформу, но не согласились с избранным Кабмином путем ее проведения. «Контракты», при поддержке Центра развития украинского законодательства, выясняют, в каком направлении решила двигаться Верховная Рада, чтобы откорректировать отечественную налоговую систему.

Налогообложение прибыли предприятий: рука налоговиков чувствуется и в депутатском варианте

Предложенные изменения:

— отмена положения о ежеквартальной сдаче расчета финансовых результатов товарообменных операций вместе с налоговой декларацией;

— эмитент, который платит дивиденды, обязан предварительно начислять и вносить в бюджет суммы налога на прибыль;

— налоговые периоды могут быть — календарный квартал, полугодие, год;

— отдельно урегулировано налогообложение лизинговых операций;

— отменяется дискриминация отображения в отчетности бартерных операций;

— в налогооблагаемый доход нерезидентов включаются дисконтные доходы.

Принятый Верховной Радой проект изменений к закону о налогообложении прибыли предприятий готовила рабочая группа, в состав которой вошли, кроме депутатов, эксперты Минфина и ГНАУ. Он либеральнее по сравнению с правительственным вариантом, но реализация документа также будет способствовать увеличению бюджетных поступлений. Разработчики серьезно поработали над терминологией закона. Во-первых, обновлено понятие «финансовый лизинг».

Согласно законопроекту лизинг будет считаться финансовым, если лизинговое соглашение содержит одно из следующих условий: объект лизинга передается на срок, в течение которого амортизируется не менее чем 75% его первоначальной стоимости; на момент окончания лизингового соглашения остаточная стоимость составляет не более чем 25% обычной цены на такой объект; если в лизинг передается объект, находившийся у лизингодателя в течение первых 50% амортизации его первоначальной стоимости (общая сумма лизинговых платежей должна быть менее 90% обычной цены объекта лизинга); имущество, выступающее объектом лизинга, изготовлено по заказу лизингополучателя.

Во-вторых, изменено и расширено понятие «обычная цена». А именно, обычная цена, как считают разработчики документа, — это цена товаров, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложений на рынке идентичных товаров в подобных экономических условиях. При этом дано четкое определение понятиям «рынок товаров», «идентичные товары», «однородные товары». Очевидно, эффективно использовать предложенный порядок определения обычной цены можно.

Но только при условии существования высокоразвитых товарных рынков и широкого ассортимента продукции. Тогда как точно установить обычную цену товара по однородности и идентичности в украинских условиях практически невозможно. Так что у налоговиков может появиться достаточно неплохой инструмент для злоупотреблений при определении баз налогообложения. В-третьих, в законе о налоге на прибыль предприятий должны появиться такие понятия, как возвратная финансовая помощь, фрахт и инжиниринг.

Что касается изменений в принципах налогообложения прибыли. В перечень доходов из других источников включены суммы возвратной финансовой помощи; изменено положение о включении в расходы сумм, добровольно направляемых компаниями в бюджет или неприбыльные организации. Следовательно, предприятие-благотворитель может включать в валовые расходы соответствующие суммы, но не менее 2% и не более 5% общего объема прибыли за прошлый год. На проведение праздников, презентаций, других рекламных акций предприятиям разрешено «безнаказанно» расходовать (т.е. включать в валовые расходы) не более 2% налогооблагаемой прибыли, но за предыдущий отчетный год, а не квартал, как это разрешено сейчас.

Законопроект предлагает достаточно интересное разрешение проблемы неприбыльных предприятий. Так, если плательщик задекларирует отрицательное значение прибыли в течение четырех последовательных периодов, но при этом будет получать валовые доходы, налоговый орган будет иметь право провести внеочередную проверку такого плательщика. Правда, эта норма вряд ли поможет государству эффективно бороться с уклонением от налогообложения путем увеличения расходов. Но расширит возможности налоговых органов — точно.

Существенно доработаны статьи действующего закона об амортизации. А именно: законопроект обязывает предприятия вести отдельный учет операций по продаже или покупке земли как отдельного объекта собственности. А расходы, связанные с такой покупкой, не будут включаться в валовые расходы отчетного периода или в группу основных фондов с целью амортизации.

Налогообложение доходов физлиц: приближаемся к мировым стандартам

Минусы законопроекта:

— не решена проблема снижения налогового бремени для плательщиков с низкими доходами;

— предложенный механизм налогооблагаемой суммы с учетом налогового кредита достаточно громоздок, что усложнит практическое применение предоставленных возможностей широким кругом плательщиков.

Вариантов налогообложения доходов физлиц предлагалось аж четыре. Однако депутаты предпочли (правда, направив на доработку и повторное первое чтение) законопроект наиболее удачливого лоббиста Сергея Терехина. Достаточно смелым подходом автора является внедрение законопроектом такого механизма как налоговый кредит. Т.е. при определении налогооблагаемой прибыли физлицо сможет уменьшить совокупный доход не только на сумму налоговых социальных льгот (например, разного рода дотации), но еще и на сумму определенных расходов, понесенных таким лицом.

Среди таких расходов можно назвать: проценты за пользование ипотечными кредитами, что должно способствовать росту числу соглашений по покупке земли; суммы, уплаченные за обучение в средних или высших учебных заведениях (при условии, что такие суммы были уплачены самим налогоплательщиком, а не третьим лицом) — это достаточно существенное «дотирование» за счет бюджета платного обучения; суммы, потраченные на лечение и приобретение лекарств; суммы, израсходованные на негосударственное пенсионное страхование. Правда, уменьшить совокупный доход на вышеуказанные суммы смогут только физлица-резиденты Украины (кстати, в законопроекте содержится определение этого понятия).

В проекте документа сокращен перечень социальных льгот. Например, при месячной зарплате в 600 грн не будут облагаться налогом только 12 грн. К тому же, если сейчас налогонеоблагаемый минимум доходов граждан фиксированный, то проект закона устанавливает процентное соотношение необлагаемого минимума к полученным доходам. Понятно, все это усложнит работу бухгалтера, которому придется рассчитывать необходимые цифры для каждого отдельного работника.

По сравнению с правительственным вариантом изменений к правилам налогообложения физлиц (не набрал необходимого количества голосов) в законопроекте Терехина использованы более «широкие» налоговые шкалы. Так, годовой доход до 7200 грн включительно предложено облагать по ставке 10% (в правительственном проекте по ставке 10% предполагалось облагать годовой доход до 4800 грн); суммы от 7201 грн до 72 тыс. грн — 15% (правительственный вариант: 15% снимается с сумм от 4 800 грн до 120 тыс. грн); к суммам, превышающим 72 тыс. грн, будет применяться ставка 25% (правительственный вариант: 20% к суммам более 120 тыс. грн).

Кроме того, законопроект учитывает инфляцию при налогообложении доходов. Для нивелировки этого явления используется механизм индексации налоговых шкал. А именно, не чаще чем раз в три года и не реже чем раз в пять лет Верховная Рада должна пересматривать установленные шкалы и индексировать их на размер инфляции.

Отдельно рассматриваются вопросы налогообложения авторского вознаграждения, роялти, доходов, полученных в неденежной форме, процентов по депозитам (будут облагаться налогом по ставке 5%); дивидендов, выигрышей и призов (налоговая ставка — 25%); доходов от инвестиционной деятельности. Кроме того, отдельный порядок налогообложения предусмотрен для соглашений по продаже домов и квартир, являющихся местом постоянного проживания или таковым не являющихся.

Изменения к Закону об НДС: хватает и хороших, и плохих нововведений

Что меняется:

— повышена планка для обязательной регистрации плательщиком НДС;

— предприятия, добровольно зарегистрированные плательщиками, могут работать по кассовому методу;

— увеличены сроки бюджетного возмещения НДС;

— введена новая формула определения суммы экспортного возмещения.

Сам налог содержит столько проблем, что норматив, регулирующий его существование, требует тщательной проработки. В депутатском законопроекте такая попытка сделана. Но все проблемы не снимает и он. Если говорить о хороших новостях, то прежде всего следует отметить следующее: профильный комитет Верховной Рады предлагает увеличить порог обязательной регистрации предприятия в качестве плательщика НДС — с 61,2 тыс. грн до 125 тыс. грн.

При этом средства, полученные от продажи основных фондов, в этой сумме не будут учитывать. Кроме того, предприниматели, которые добровольно зарегистрируются плательщиками НДС, будут иметь право перейти на кассовый метод учета. Наконец еще одна приятная новость: с 122,4 тыс. грн до 250 тыс. грн увеличен порог для перехода субъекта предпринимательства на квартальную форму отчетности.

Впрочем, в законопроекте хватает и горьких пилюль. Главная — продление до шести месяцев срока бюджетного возмещения налога. Но и это еще не все. Если сумма бюджетного возмещения к этому времени будет превышать 100 тыс. грн (даже среднее предприятие, работающее стабильно, легко дотянет до установленной планки), компания-претендент на возмещение должна представить к декларации названия и налоговые номера своих поставщиков. А предприятия, работающие меньше года, вообще будут лишены права на возмещение. О том, что затягивание возвращения НДС вымывает оборотные средства предприятий и к чему это приводит, «Контракты» писали не раз. Наверняка это понимают и разработчики документа. Но в данном случае бюджетные интересы — превыше всего.

Отдельного внимания заслуживает механизм расчета экспортного возмещения НДС: сумма возмещения равна произведению отрицательного сальдо по НДС и таможенной стоимости экспортируемых товаров (с учетом дополнительных услуг), разделенному на общую стоимость товаров. При этом не изменилась суть ныне действующего правила: возмещению НДС на суммы более 5 млн грн будет предшествовать налоговая проверка.

Акцизы все-таки поднимут, но повышение не смертельное

Основные изменения:

— незначительное увеличение акцизных ставок;

— введение дифференцированных акцизных марок;

— новая процедура оформления спирта для производства парфюмерии, лекарств и т.п.;

— запрещение разливать парфюмерию, лекарственные спиртовые настойки в большие емкости.

Принятый нардепами вариант изменений к акцизным законам предусматривает увеличение ставки этого налога на спирт этиловый с 16 грн за литр до 17,4 грн, а на продукцию с содержанием спирта до 1 января 2005 года ставка повышается с 1,2 грн за литр до 2 грн.

Впрочем, главное нововведение — установление административных рычагов, которые, по мнению разработчиков документа, будут способствовать уменьшению теневого сектора рынка алкоголя и табака. А именно: наконец законодатели решились на внедрение дифференцированных марок акцизного сбора. Все марки на табак и алкоголь будут иметь личные государственные номера, что облегчит поиски «левой» продукции. Кроме того, марки на спиртное будут делиться в зависимости от вида продукции и емкости тары. Таким образом собираются перекрыть возможность получения серыми производителями неучтенных защитных элементов.

Манипуляции с занижением стоимости спирта, идущего на изготовление водки, перекроют, изменив процедуру оформления спирта для производства парфюмерии, лекарств, уксуса. Производитель указанной продукции сможет выдавать простой вексель на 90 дней на разницу между полной и льготной акцизной ставкой. Если в течение этого срока предприятие отчитается о целевом использовании спирта, вексель автоматически погашается. Иначе придется доплачивать разницу живыми деньгами. Кроме того, парфюмерию будет запрещено разливать во флаконы емкостью более 255 мл.

Нарушителей этого правила ждут достаточно серьезные штрафы. Наконец, по полной акцизной ставке будут облагаться медицинские спиртовые настойки и бальзамы, разлитые в большие емкости. Что касается нефтепродуктов, акциз увеличится с EUR40 до EUR60 за тонну бензина и с EUR10 до EUR30 за тонну дизтоплива. Зато «отцы» акцизных изменений предложили отменить 55% сбор на ювелирные изделия.

Ксения ВИШТАЧЕНКО

Комментарии специалистов

Предварительно принятые изменения к акцизным законам устраивают легальные предприятия

Владимир ДЕМЧАК,
директор Ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака (СОПАТ):

— Нормы, заложенные в депутатском варианте изменений к акцизному законодательству, отрабатывались с учетом интересов отечественных производителей алкогольно-табачной продукции. Безусловным позитивом является попытка внедрить административные рычаги уменьшения теневого сегмента рынка. Прежде всего имеется в виду введение дифференцированных марок акцизного сбора, позволяющих создать равные налоговые условия для всех производителей.

Другая проблема: сейчас 46% всего спирта отпускается по льготным акцизным ставкам. Понятно, только незначительная его часть идет по целевому назначению, другая — на производство водки. Новая процедура оформления спирта на производство парфюмерии и лекарств позволит перекрыть и этот вид незаконного уменьшения налогообложения. Что касается повышения акцизов на спирт, то оно несущественно. Для сравнения: в РФ сейчас рассматривается возможность установления акциза за литр чистого алкоголя, в перерасчете на нашу валюту, на уровне 20 грн.

Применение обычных цен принесет казне 200 миллионов гривен

Анатолий МАКСЮТА,
государственный секретарь Министерства финансов Украины:

— Проект изменений к Закону «О налогообложении прибыли предприятий» должен перекрыть каналы и уклонение от налогообложения, улучшить администрирование этого налога и обеспечить своевременное и в полном объеме поступление платежей от этого налога в бюджет. Для минимизации налоговых баз предприятия сейчас широко применяют трансферт на ценообразование, с помощью которого осуществляется перенесение прибыли в необлагаемую налогом зону.

Чтобы не допустить этого, предлагается применять обычные цены, которые позволят оценить реальный доход, получаемый плательщиком от реализации продукции. Данный метод с принятием Налогового кодекса уже применяется в Российской Федерации, Узбекистане, Казахстане, странах Европы. С целью предупреждения таких нарушений вносятся изменения в термин «обычная цена», что позволит не допустить уклонения от налогообложения и дополнительно привлечь в бюджет 200 млн грн.

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх