логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Падение цен угрожает темпам экономического роста - «Контракты» №30 Июль 2002г.


Падение цен угрожает темпам экономического роста

После пяти лет во главе Минфина экс-министр Игорь Митюков за полгода успел создать Институт финансовой политики, возглавить Украинскую национальную ипотечную ассоциацию и организовать выставку Национального художественного музея в Канаде

осле отставки в декабре 2001 года было много прогнозов по поводу будущей должности экс-министра финансов Игоря Митюкова, в основном из государственных учреждений — от главы до сих пор не созданного Украинского банка реконструкции и развития до руководителя нового органа по контролю за финансовыми услугами. Однако экс-министр предпочел другой путь — в родной финансовой сфере, но не государственной.

— Будущее института — это своего рода профессиональный клуб, куда по добровольному признаку будут приходить специалисты, работающие в сфере финансов. Процедура обретения членства будет достаточно жесткой. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы получить статус независимой экспертной организации с высоким уровнем профессиональной оценки. Поэтому очень важно, чтобы люди, которые будут работать в этом институте, были политически незаангажированными экспертами. Сегодня институт работает главным образом в направлении анализа бюджетных процессов, но не только государственного бюджета.

Думаю, очень интересным направлением может стать сопровождение проекта, разрабатываемого правительством совместно со Всемирным банком, по созданию фонда муниципального развития. На первом этапе его реализации главным, на наш взгляд, должно стать доведение до местных бюджетов высоких стандартов прозрачности, сбалансированности и формализации процедур принятия бюджетных решений. Только после этого можно говорить о разработке процедур доступа к средствам фонда муниципального развития, собственно физическом создании фонда и наполнении его финансовыми ресурсами.

Большинство местных бюджетов пока еще не готовы выходить на рынок внутренний или внешних заимствований. На мой взгляд, первую скрипку в этом проекте должны играть именно бюджетники, а не специалисты, занимающиеся рынком заимствований. Сейчас самые острые проблемы — это стандарты: как провести аудит, как провести рейтингование, чтобы определить цену заимствования и риски. Нужно дойти до формального стандарта принятия решений местным советом о заимствовании и включить его в бюджет, а также заложить в бюджет будущих лет средства для его обслуживания и погашения. Пока что таких формализованных процедур на уровне местного бюджета не существует.

Поэтому сейчас увлекаться, как большинство финансистов и банкиров, другим аспектом заимствования (андеррайтингом, тонкостями размещения) — это ошибка. Возьмите пример известного дефолта по Одесскому муниципальному займу. Этот займ был поддержан внешним аудитом, но если бы инвесторы обратились к Минфину, то мы никогда не посоветовали бы им покупать эти облигации. Проблема состояла не только в несбалансированном бюджете города, но и в том, что механизм использования средств от займа был непрозрачен.

— Десять лет Украина использовала услуги аналитиков и экспертов из Вашингтона, Лондона, Брюсселя. Считаете ли вы, что в нашей стране уже появились свои экономисты и специалисты, которые могут предоставлять профессиональные услуги украинским властям?

— Работая над созданием института, я очень много внимания уделил общему опыту технической помощи за последние годы, особенно в экономической области и сфере финансов. Сейчас мы можем точно сказать, что большинство отчетов, на которых сегодня стоит отметка иностранного партнера или иностранного донора, готовят украинские эксперты. Т.е. наши эксперты доказали, что они конкурентоспособны и лучше понимают неотложные проблемы и их специфику. Сейчас и в Минфине, и в Минэкономики есть несколько десятков специалистов, которые могли бы спокойно работать в международных финансовых организациях.

— Интересно узнать прогноз вашего института в отношении развития экономики Украины? Сейчас вокруг этого вопроса идет настоящая дискуссия с поляризацией мнений — от роста экономики в ближайшие годы на 6—7% ежегодно до полной ее стагнации.

— Общая практика доказывает, что долго поддерживать рост на уровне 7—8% в год сложно. К тому же экономика перегревается. Более реалистичными представляются темпы в 4—5%.

Однако нас беспокоят некоторые сегодняшние тенденции. Особенно — дефляция, которая происходит в условиях достаточно высоких темпов роста денежных агрегатов. Углубленного анализа требует тенденция отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста экономики, сокращения уровня перераспределения ВВП через сводный бюджет в условиях практически неизменной базы налогообложения. Еще одна проблема — отсутствие связи между уровнем учетной ставки и стоимостью кредитов, предоставляемых коммерческими банками.

Т.е. речь идет о наличии нескольких разнонаправленных тенденций, которые мы не можем сегодня между собой согласовать, или даже оценить факторы, которые их формируют. Получается, что такие обычные рычаги, как жесткая бюджетная, фискальная и монетарная политика, уже не дают полного контроля над ситуацией. Вот где поле для анализа.

Я считаю, что сегодня особенно важным может быть анализ таких компонентов платежного баланса, как поступление средств в иностранной валюте от неторговых операций. Речь идет не только о выплатах немецкого правительства остарбайтерам, у которых незаурядный объем, но и о значительных трансфертах от наших соотечественников, работающих за границей. Это миллионы людей. Пока у нас нет четкой оценки этого фактора. До сих пор переводы из-за границы у нас связывают с теми или иными этапами политической борьбы. Хотя, я думаю, это не главное, поскольку уже полтора года наблюдается устойчивый рост трансфертов населению из-за границы, что влияет на состояние платежного баланса.

— Я так понимаю: вы считаете, что сегодняшняя ситуация — стабильный курс, низкая инфляция — может сохраняться в Украине достаточно долго?

— Я думаю, если падение цен на продукцию ряда экономических секторов будет продолжаться, это может создать существенную угрозу темпам экономического роста. На мой взгляд, нужна серьезная дискуссия по поводу действий правительства, Нацбанка в ближайшие год-два, как поддержать положительную тенденцию экономического роста на уровне 4—6%. Нужно думать о структуре бюджета следующего года, насколько долго мы сможем поддерживать высокие темпы роста денежных агрегатов и какие дополнительные механизмы, кроме наращивания золотовалютных резервов и жесткой бюджетной политики, мы можем задействовать, если сформируется опасный денежный перекос в экономике.

— Вы намекаете на ипотеку?

— Да.

— Это вторая ваша идея после Института финансовой политики.

— Это не моя идея. Она, как говорится, уже овладела массами. Именно поэтому в июне была создана Украинская национальная ипотечная ассоциация. Ее работу начнем в двух направлениях. Первый — это сопровождение законопроектов, находящихся на рассмотрении в Верховной Раде, — об ипотеке, залоге, регистрации прав собственности. Проводим консультации с правительством и администрацией Президента, чтобы в работе следующей сессии Верховной Рады эти законы были определены как неотложные. Мы также заинтересованы, чтобы эти законопроекты прошли предварительное публичное слушание в ассоциации.

Создается пять рабочих групп по отдельным направлениям, которые будут привлекать лучших экспертов и делать публичные обсуждения. Я думаю, нам хватит июля и августа, чтобы эту работу завершить и выйти с рекомендациями. Второе направление работы сегодня — создание отдельной рабочей группы, занимающейся созданием стандартов выдачи ипотечных кредитов.

В Украине часть ипотечного рынка уже существует — та, которая реализует механизм отношений между заемщиком и банком. У нас нет второй части этого рынка — финансовых структур, которые будут привлекать долгосрочные финансовые ресурсы под стандартные ипотечные финансовые инструменты и передавать их в коммерческие банки.

По всей видимости, ассоциация предложит создать двухуровневую ипотечную систему. Коммерческие банки непосредственно будут иметь отношения с клиентами-заемщиками, а специализированные учреждения будут заниматься привлечением ресурсов, эмиссией соответствующих стандартных ипотечных инструментов и созданием вторичного рынка этих инструментов.

Много дискуссий вокруг создания Земельного банка. Я считаю, мы должны исходить из того, что его создание предусмотрено Земельным кодексом как необходимое условие развития аграрной ипотеки. Но нельзя допускать монополизма. Это приведет к неэффективному расходованию средств. Должно быть разрешено создание негосударственных ипотечных институтов, и они в честной, открытой борьбе должны доказать свою большую конкурентоспособность. Уже в следующем году целый ряд финансовых заведений благодаря работе ассоциации смогут создавать такие ипотечные финансовые структуры второго уровня. Добавлю, что в Москве такая работа уже проведена.

— Я так понимаю, что главный вопрос — кто будет предоставлять гарантии гражданам, одалживающим средства на долгий срок? Если сейчас нет доверия к нашим банкам, к государству, то должна появиться какая-то третья сторона, которая такую гарантию предоставит?

— Мы исходим из того, что стандарты, которые мы разработаем с помощью правительства и Нацбанка и утвердим как универсальные и обязательные для всех, будут гарантировать качество выдачи кредитов коммерческими банками. Под пакеты таких кредитов можно строить учреждение, которое будет привлекать долгосрочные средства и передавать их коммерческим банкам для использования. В то же время интересы тех, кто будет предоставлять такие долгосрочные средства финансовым учреждениям, будут защищать определенные пакеты объектов недвижимости: земли, жилья — всего, что сегодня имеет высокую ликвидность. Таким образом нам удается связывать интересы всех участников этого процесса.

Я убежден, что уже в следующем году создадут одно или несколько финансовых учреждений, которые будут привлекать деньги для предоставления ипотечных кредитов. Сначала — на рынке жилья, офисов и промышленной ипотеки.

— Как вам работается вне стен Кабмина? Вы еще до сих пор часто говорите «мы» вместо правительство. Легко ли избавиться от статуса чиновника?

— Проработав так долго в правительстве, невозможно уже отстраниться от многих правительственных решений или обсуждений. Минфин будет оставаться для меня родным коллективом и родным учреждением. Я поддерживаю очень тесные отношения со всеми моими коллегами, с которыми мы работали раньше. Сейчас я могу себе позволить огромную роскошь, которой у меня не было раньше: общаться с теми людьми и специалистами, которые мне нравятся, с моими единомышленниками. Можно гораздо больше позволить себе сказать и пофантазировать.

— Насколько я знаю, времени хватает даже на поддержку искусства?

— Это одно из моих серьезных хобби, удовольствие. Мы создали фонд содействия развитию Национального художественного музея. Это не только дополнительные финансы, но и важная психологическая поддержка работников музея. Я хочу доказать, что в Украине возможно построить именно меценатские отношения между искусством и бизнесом.

Беседу вел Дмитрий КОШЕВОЙ

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх