логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Эргономичный офис не значит дорогой - «Контракты» №30 Июль 2002г.


Эргономичный офис не значит дорогой

Опыт отечественных компаний убеждает: отдача от вложений в эргономику офиса намного ощутимее, чем от расходов на дорогой евроремонт

Грамотно разместив рабочие зоны и подобрав цветовую гамму стен, можно при минимальных расходах повысить и настроение, и производительность труда персонала. Все это предлагает эргономика — наука, изучающая рабочую среду в связи с работоспособностью и функциональными возможностями человека. У эргономики офиса две существенные составные: эргономика рабочего места и офисного пространства в целом.

Первой «Контракты» уже уделяли внимание (№22—23), так что пора сосредоточиться на второй. Рецепт, как сделать офис эргономичным, зависит в первую очередь от профиля фирмы. Понятно ведь, что адвокаты не будут вести доверительные разговоры с клиентами в большой общей комнате. И наоборот, ни к чему менеджеров по продаже или рекламных агентов рассаживать по маленьким комнаткам.

Современный эргономичный офис невозможен без релаксационной зоны

Основа эргономики офиса — его деление на рабочие зоны так, чтобы каждый сотрудник работал самым эффективным образом и сам по себе, и в команде. Даже в самом маленьком офисе есть хотя бы 3—4 рабочие зоны: приемная, комната персонала, кабинет руководителя, зал для совещаний.

Площадь приемной, или «рисепшн», зависит от ежедневного количества посетителей, но не может быть меньше 10 квадратных метров. Дизайнеры все чаще вместо традиционной комнаты-приемной предлагают сектор «рисепшн» в открытом пространстве офиса, непременно в сочетании с раздевалкой или шкафом для одежды. Самое миниатюрное решение «секретарское место — мини-кухня» всего на четырех кв. м (!) авторы зафиксировали в офисе группы компаний «XXI век»: чтобы приготовить кофе, секретарю достаточно повернуться на стуле на 180 градусов. Помыть чашки тоже можно сидя, не отрываясь от трубки факсового аппарата.

Соображениями конфиденциальности продиктована необходимость иметь отдельную комнату для совещаний или переговоров. «Это же помещение может использоваться как «шоу-рум» — место для презентации и демонстрации товаров или услуг, где рационально сосредоточить всю презентационную технику. Для такой комнаты целесообразнее выделить место без окон», — рассказывает ведущий архитектор «Базис-СК» Валентин Ваховский.

Иногда для экономии офисных метров в кабинете руководителя отведена зона для совещаний. Но, как показала практика, такой прием годится только для фирм, где не применяется командный метод работы над задачей, и совещания проходят нечасто. Традиционно кабинет шефа делится на две зоны — официальную (рабочее место) и неформальную, где обязательно ставят кресла, журнальный столик. Как отметили опрошенные архитекторы, часто для функционального и уютного кабинета топ-менеджера достаточно 12 кв. м. Основные помещения — комната или комнаты для персонала — должны учитывать также количество и направление перемещений по офису.

Из этих соображений очень важен фактор, где разместить технику, которой регулярно пользуются все работники, — принтер, сканер, копир. «Лучше всего устанавливать такую технику на месте пересечения всех рабочих маршрутов, пользоваться одним аппаратом должны не больше 25 работников, — делится рабочими секретами менеджер компании «Комплексные решения» Елена Титаренко. — Среди техники общего пользования эргономичными стали многофункциональные устройства, сочетающие сканер, копир, принтер, факс».

Современные эргономисты и психологи рекомендуют создать зону для «кофи-брейков» типа барной стойки. Пятиминутки (обязательно — стоя) с чашечкой горячего «допинга» или стаканом прохладительного напитка дают разрядку, позволяют быстро обменяться оперативной информацией или неотложными проблемами и выработать неожиданное решение. Что касается отдельной кухни — она менее результативна, чем описанная выше зона. Но у нее есть преимущества, если по специфике работы (монтаж в телестудиях, дежурство системного администратора и т. п.) желательно не тратить время на ланчи за пределами офиса.

Колористика: бежевый вместо белого, синий вместо серого

Расходы на ремонт не зависят от колористического решения, но правильно подобранный оттенок создает не только имидж фирмы, но и особую атмосферу для работы. Известно, что коричневый цвет способствует улучшению исполнительных функций; синий — улучшает активность головного мозга и уменьшает аппетит; желтый, оранжевый — повышают настроение и стимулируют «рождение» нестандартных решений; зеленый — несет спокойствие, но при этом «благоприятствует» производительности работника.

Поэтому подбор цвета мебельной обивки, а под нее — панелей и перегородок из ламината или стен с обоями «под покраску»— самый дешевый путь к стильному и «производительному» интерьеру. Традиционные и нейтральные белый или серый, которые, кстати, приобрели наибольшее распространение и стали стандартом евроремонта, по мнению психологов, не должны доминировать в оформлении офиса. Первый — отдает больницей, второй — не случайно упомянут в идиоме «серая масса».

Разумеется, если вы вынуждены привязываться, например, к серому ковролину, грамотный дизайнер посоветует использовать в убранстве пространства контрастные цвета: вишневый, оранжевый, васильковый. Выигрышные комбинации: синий ковролин, терракотовая обивка на креслах и на перегородках между столами, стены — немного светлее.

Директор фирмы «Абсолют-холдинг», специализирующийся на офисах под ключ, Александр Кукушкин рассказывает: «Иногда довольно ограниченные по размерам помещения мы делим на функциональные зоны одними конструкциями для потолков. Скажем, там, где требуется атмосфера доверия и несколько неформального общения, мы делаем сниженный каскадный потолок из матового материала с особо мягким освещением. Над менеджерской зоной, наоборот, потолок максимально поднимаем и устанавливаем лампы сугубо «делового» дизайна. Если же между этими зонами разместить аквариум или тумбу с растениями — эффект функционального распределения увеличится».

Пожалуй, самая типичная ошибка: руководителю нужно много места, а рядовому работнику — нет

Прежде всего специалисты дизайнерско-строительных фирм указывают, что в Украине появились заказчики эргономичных офисов. Правда, пока их очень мало, ведь клиент часто даже не догадывается, что эргономичная организация пространства не требует безумных расходов. Например, «Слав-Инвест» в прошлом году получила впервые заказ на создание эргономичного пространства (от банка «Аваль»). Если же клиент в целом понимает важность реализации эргономичного офиса, он не может сформулировать задачу точнее.

К наиболее типичным стереотипам клиентов, идущим вразрез с принципами эргономики пространства, архитекторы относят желания:

а) предельно увеличить кабинет для руководства за счет уплотнения остальных рабочих мест;

б) уменьшить площадь приемной и места для совещаний или переговоров;

в) сэкономить на обустройстве рабочих зон рядовых сотрудников.

Однако первое, на чем не стоит экономить, — консультация с архитектором. При удачном планировании и гонорарных $20 за кв. м, возможно, понадобятся меньшие площади, чем планировались. Сэкономить можно на оформлении офиса. Панели из пробкового дуба, конечно, экологические и полезные, но можно обойтись обоями под покраску. И вообще, более $30 ремонтных расходов на квадратный метр специалисты считают нерациональным.

Виртуальный офис — хорошо, но почти невозможно

Определенная деятельность дает возможность ввести «офис у каждого дома», — бухгалтерские, консалтинговые, риэлторские услуги и т.п. Преимущества активно рекламируемых в последнее время виртуальных офисов очевидны. Все расходы по организации рабочего пространства в собственной квартире несет работник, а не работодатель. Работнику можно платить больше за труд, учитывая, как минимум, 800-гривневую экономию на аренде, плате за телефон-интернет и т. д.

Но, несмотря на указанные выгоды, в нашей стране виртуальный офис — явление редкое. И тут несколько причин. Во-первых (эту мысль высказал руководитель известного информационного агентства, пожелавший не разглашать имени), «наш человек» недостаточно сознателен и не достаточно дисциплинирован для работы с удаленным доступом. По его оценке, сегодня в Украине не более, чем на 0,5% фирм трудится персонал с нужными характеристиками.

Во-вторых, стереотип «Успешная компания — красивый офис» крепко засел в сознании соотечественников, поэтому имидж компании требует офис даже там, где он не очень-то и нужен.

В-третьих, у управленцев высшего звена часто нет дисциплины и умения четко формулировать и формализовать задачи. Им просто и удобно иметь в зоне физической досягаемости, «на подхвате», персонал, готовый к мозговой эквилибристике.

Галина ШАМРАЙ, Сергей СИДОРУК

Цитата в тему

Наука доказала, что админздание (читай — офис) может достичь совершенства только тогда, когда учреждение идет к упадку. Пока работа кипит — всем не до того. Об идеальном расположении комнат начинают думать позже, когда главное сделано.

(«Законы Паркинсона»)

главное

пользователь

После переезда в эргономичный офис клиентов стало больше

Елена ЛАЗАРЕВА, и. о. ген. директора компании «Атлас-ua»:

— Недавно мы переехали из большого «навороченного» офиса, где, впрочем, было неуютно и люди терялись в длиннейших коридорах. Мы выбрали экономично-эргономичный путь. Площадь сократилась почти вдвое — и мы почувствовали экономию на арендной плате. За счет целесообразного планирования с учетом контактов специалистов из разных отделов и приема клиентов получили помещение, где не делаешь лишних движений и чувствуешь себя хорошо. Расходы на эргономичное обустройство были больше стандартных приблизительно на 20%. Считаем это абсолютно оправданным.

Ведь с новым лицом фирмы офис производит хорошее впечатление на клиентов, и их стало гораздо больше после переезда, а суммы заказов выросли. Принцип простой: кто не в состоянии создать условия для своей работы, ничего хорошего не даст и клиенту.

мнение специалистов

Купленная наугад офисная техника и эргономичность офиса — вещи несовместимые

Ярослав АЛЕКСЕЕНКО, директор компании «Комплексные решения»:

— Максимально освободить рабочую поверхность от лишних предметов можно и за счет правильно подобранной техники. Тут пригодятся если не портативные рабочие места с Power Book-ами, то хотя бы жидкостно-кристаллические мониторы (плоские занимают мало места, без электронно-лучевой трубки и, соответственно, не создающие проблем излучения) или эпловские IMac, сочетающие системный блок с монитором в одном «теле».

Также на столе сокращается количество проводов, которые обычно мешают работать да и не безопасны. Что касается эргономичной организации всего офиса, то, как правило, клиенты если и думают о том или ином зонировании, то даже не догадываются, что начинать нужно со спецификаций «железа» разных производителей и определения совместимости одного аппарата с другим. Когда чудесная по характеристикам, но купленная наугад офисная техника в «команде» отказывается работать, то эргономичность, заложенная в нее конструкторами и дизайнерами, теряется.

К тому же грамотное комплексное разрешение аппаратной начинки и даже разводка часто в корне меняют общее планирование офиса: за основу берется функциональность, а не частные представления о моде или красоте.

Эргономичный офис не самоцель, а необходимое условие эффективного бизнеса

Борис ШАПИРО, генеральный директор «Базис-СК»:

— Эргономичный офис — не самоцель, а необходимое условие эффективного бизнеса. Украинский заказчик еще редко задумывается над вопросами эргономики, но квалифицированный архитектор должен предложить именно эргономичное, а не любое решение.

Последние годы на рынке видим нашествие скороспелых дизайнеров, работающих только в направлении эстетики. Часто заказчик теряет деньги, обращаясь к архитектору уже с дизайнерским проектом. Приходится все переделывать, чтобы помещение отвечало законам эргономики, внедренным выдающимся французским архитектором Ле Корбюзье.

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх