логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Как бросили «Принцессу Сару» на море и на суше - «Контракты» №30 Июль 2002г.


Как бросили «Принцессу Сару» на море и на суше

Очередной скандал вокруг Азовского морского пароходства, которое, возможно, само себе передавало в сомнительный фрахт торговые суда

В приморском Мариуполе начался громкий судебный процесс: четверо местных «мореманов» требуют от крюингового агентства «Азовтехтранс» возмещения материального и морального ущерба, который они понесли, находясь в плену у современных африканских пиратов.

«Докажите, что вы не были... в сговоре с пиратами»

«Азовтехтранс» — частное учреждение, предоставляющее услуги по трудоустройству моряков за границей (крюинг). Именно оно, утверждают истцы, наняло их на судно M. V. Princess Sarah, принадлежащее компании ливанского бизнесмена Тоуфика Иссы. Однако ходила «Принцесса Сара» под флагом Камбоджи, а экипаж почти полностью состоял из украинских моряков. Напомним (об этом широко сообщали отечественные масс-медиа), 14 января с.г. в территориальных водах африканского государства Сомали этот торговый корабль был захвачен местными флибустьерами.

Две недели заложники провели под дулами пиратских автоматов на раскаленной тропическим солнцем палубе, пока террористы связывались с судовладельцем и передавали ему свои условия освобождения плавединицы и людей: 200 тысяч долларов наличными. Спас моряков от смертельной опасности военный корвет Франции: увидев его пушки, пираты попрыгали в свои скоростные моторные лодки и были таковы.

Впрочем, на этом африканские приключения моряков из Украины не закончились. Вскоре им по радио сообщили, что экипаж полностью освобожден не только от пиратов, но и от работы. Более того, адвокаты владельца «Принцессы Сары» (старое судно, кстати, так и осталось покинутым у дикого сомалийского берега) пригрозили недовольным морякам, что их привлекут к суду, чтобы выяснить, не были ли они... в сговоре с непойманными чернокожими бандитами.

Диагноз: умер от «общего истощения организма»

С именем ливанского судовладельца Тоуфика Иссы связана еще одна весьма скандальная история. Уже почти год на рейде захолустного индийского городка Тутикорина стоят под арестом, за неуплату портовых сборов, торговые теплоходы Аlexander (ранее — «Рубежное») и White Clipper (в «девичестве» известный как «Матвей Муранов»). В свое время Азовское морское пароходство передало их в аренду ливанской фирме «АССА», полномочным представителем которой выступил хорошо известный в Мариуполе Исса.

Загнав корабли на край света, владелец в один прекрасный день просто бросил их на произвол судьбы. Такой прием, к слову, был чрезвычайно популярен для продажи за бесценок, в результате процедуры искусственного банкротства, десятков торговых судов, полученных Украиной в наследство от СССР.

Но на этот раз против возможной сделки выступили три десятка членов экипажей Аlexander и White Clipper. Они отказались покинуть борт, пока им не будет выплачена задолженная зарплата и возмещена дорога домой. Океанская забастовка продолжается уже который месяц подряд. «За это время, — говорится в электронном письме на родину, чудом пробившемся по интернету в Мариуполь, — мы не получили даже аванса. АМП разорвало отношения с «АССА» и отзывает теплоходы, забыв о нас, членах экипажа, надеющихся вернуться домой с деньгами и, желательно, здоровыми. Топливо закончилось, еду готовим на костре... Держимся из последних сил...»

В мае один из «протестантов», 50-летний механик из Мариуполя Александр Главатский, из-за резкого ухудшения состояния здоровья, решил выйти из акции и вернуться в родной город. Он умер в самолете из Индии, совершавшем промежуточную посадку в одном из московских аэропортов. Тамошние врачи, проводившие криминально-медицинскую экспертизу, вынесли шокирующий диагноз: общее истощение организма. Проще говоря, моряк скончался от голода.

Так кто на самом деле фрахтовал суда?

Этот случай и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения азовских моряков. Четверо морских специалистов, вернувшихся из плена сомалийских пиратов и до сих пор не нашедших новую работу, решили подать в суд на крюинговую компанию, которая направила их на неудачницу «Сару». Иск основан на ст. 3 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которому, считают моряки, они имели право на получение за собственные деньги (ведь рекрутированные обязались «отстегнуть» крюинговому агентству определенную долю доходов) качественной услуги, которая бы гарантировала безопасность и приличные условия труда, а также предоставление полной информации о корабле, фрахте, возможных маршрутах и т.п.

Между тем, утверждают истцы, при заключении соглашения они были вынуждены подписать контракт на английском языке, их не предупредили, что «Принцесса Сара» фактически металлолом, перекупленный за бесценок в каком-то из европейских портов, поэтому плавединица не имела даже соответствующих сертификатов на международное судоходство. Истцы требуют взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере от 1200 до 7000 долларов. Кроме того, свои потери от неожиданно аннулированного контракта они оценили в 15 тыс. гривен каждому, плюс дорожные расходы. Независимый эксперт из региона, руководитель фирмы «Адвокатский центр» Петр Задорожко считает, например, что хотя и соответствующих прецедентов отечественная судебная практика не знает, вероятность удовлетворения иска достаточно высока.

Косвенно последнее подтвердило и неожиданное прибытие в Мариуполь таинственного ливанца Тоуфика Иссы. Однако он не столько интересовался судебными коллизиями (пока что имеющими к нему косвенное отношение), сколько срочно сворачивал свои деловые контакты по аренде мариупольских торговых кораблей. А под конец ошарашил местные СМИ публичным заявлением о том, что знаменитая фирма «АССА», мол, только наполовину является его личной собственностью, а 49 процентов ее принадлежит Азовскому морскому пароходству.

Реакция директора АМП Сергея Прусикова на такое сенсационное признание пока что отсутствует. Но понятно, что отмолчаться в острой ситуации не удастся. Если Исса сказал правду, получается, руководство пароходства само себе передавало в сомнительный фрахт азовские торговые теплоходы и, «спрятав лицо» под маской дочерней фирмы, нещадно эксплуатировало своих вчерашних рабочих, а может, даже и юридических учредителей (АМП по уставу— коллективное арендное предприятие, созданное трудовым коллективом). Приемчик, следует заметить, чисто пиратский.

Очередной скандал в АМП разворачивается на фоне подготовки к приватизации, объявленной Фондом госимущества Украины (см. «Контракты» № 12 за текущий год). Вряд ли сегодняшние мариупольские события добавят привлекательности этому многострадальному предприятию в глазах потенциальных «белых» инвесторов. Однако, очевидно, найдется немало желающих растащить «по-черному» остатки некогда крупнейшего отечественного пароходства.

Андрей ШЕШЕРА

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх