логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Шилом в шину - «Контракты» №30 Июль 2002г.


Шилом в шину

Получили от автопроизводителей автоимпортеры

Межведомственная комиссия по международной торговле вспомнила об интересах отечественного производителя — на четыре месяца введена специальная пошлина на российские ВАЗы, в результате чего они подорожают более чем на $1000. Такое решение чревато возвращением автомобильного рынка в тень.

Пока в Верховной Раде вращаются законопроекты о повышении таможенных ставок на импортируемые новые автомобили и в то же время — о льготах автопроизводителям (см. «Контракты», № 28), первый выстрел в необъявленной войне с импортом отечественные автопроизводители уже сделали. 17 июля вступило в силу решение Межведомственной комиссии по международной торговле о временном введении таможенных ставок на российские легковые автомобили с объемом двигателя от 1 до 1,5 литра. Специальная мера введена в связи с расследованием по поводу причинения значительного ущерба отечественным автопроизводителям, которое ведется по инициативе ассоциации «Укравтопром», включающей все отечественные автозаводы и производителей комплектующих.

Расследование еще не закончилось (срок его проведения продлен до 8 декабря 2002 года), однако комиссия уже признала, что импорт российских авто причиняет ущерб автопроизводителям, а если эту ситуацию немедленно не изменить, то украинским автопроизводителям придется еще хуже. Поэтому в целях защиты производителей введена временная (с 30 июля до 8 декабря 2002 года) специальная пошлина в размере 31,7% на указанные виды российских автомобилей.

Несложно понять, для кого и против кого введены эти меры. Благодаря низкой цене (от $3800) и привычной конструкции автомобили ВАЗ пользуются значительным спросом у украинцев и занимают больше половины рынка новых легковых автомобилей в Украине. Тогда как крупнейший отечественный производитель — СП «АвтоЗАЗ-Дэу» — даже с более дешевыми моделями за четыре года работы не сумел завоевать и четверти отечественного авторынка.

На первый взгляд кажется, что импорт ВАЗов невыгоден и Луцкому автозаводу (ЛуАЗ), на котором ведется отверточная сборка этих автомобилей. Однако ЛуАЗ — собственность концерна «Укрпроминвест», который, кроме сборки ВАЗов, выступает также одним из крупнейших в стране импортером российских авто. В конечном счете, в Луцке собирают только 4 устаревшие модели «Жигулей», тогда как лицензии на производство новейших легковушек «десятого» семейства (они же самые дорогие из модельного ряда ВАЗов) российский «АвтоВАЗ» не выдает. Именно последние модели с введением специальной пошлины подорожают больше всего. Так, при таможенной стоимости ВАЗ-2110 в $4000 спецпошлина в 37,1% составит около 1270 EUR, а общая стоимость авто после растаможивания — около $6500 (не считая заработка импортера и продавца), что почти на $1000 больше нынешней цены этой модели.

В целом эксперты предполагают три варианта развития событий. Первый — оптимистический: данная пошлина действовать не будет. Как заявил на днях премьер-министр Анатолий Кинах, он надеется еще до начала действия этих мер договориться с российской стороной о взаимном урегулировании вопросов об ограничении импорта украинских товаров в Россию и российских — в Украину (на днях РФ ввела ограничение на стальной прокат, на очереди — кондитерские изделия (см. ниже). Однако, судя по заявлениям российского министра экономики Германа Грефа о небольшой значимости экспорта ВАЗов для России, украинскому правительству договориться вряд ли удастся.

Второй сценарий развития событий — импортеры российских автомобилей будут платить дополнительную 31,7% пошлину и приблизительно на столько же вырастут цены на определенные модели ВАЗов. Спрос на подорожавшие автомобили моментально снизится, и украинцы за эти же деньги больше будут покупать продукцию СП «АвтоЗАЗ-Дэу» и недорогие иномарки. Такой прогноз также маловероятен, поскольку импортеры ВАЗов найдут способ законного обхода специальной пошлины.

Третий прогноз событий поддерживает большинство заинтересованных сторон. «Теперь импорт ВАЗов будет осуществляться через неторговый оборот, — утверждает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — Автомобили будут оформляться на частных лиц — ведь на них специальная пошлина не распространяется. Впрочем, физлица будут платить пошлину в размере $150 за авто, от которой освобождены компании-импортеры. В результате покупатели отметят незначительное повышение цен, а вот рынок будет дестабилизирован».

Дело в том, что импортировать автомобили путем оформления их на физлиц смогут не крупные импортеры ВАЗов, работающие легально и являющиеся основными операторами рынка («Укрпроминвест-Авто», «Автоинвестстрой», «Укравто»), а мелкие компании. Их деятельность изменит существующий порядок на рынке. Так, «серые» дилеры не смогут предоставлять гарантию на автомобили, профессионально выполнять предпродажную подготовку, отвечать за заводские дефекты. В конечном счете, по прогнозам ІАГ Auto-Consulting, — «продажи этой группы автомобилей сократятся на 50%, цены возрастут на 17—19%. Существующие импортеры и дилеры ВАЗов будут нести убытки, в результате нездорового ажиотажа вокруг ВАЗов повысятся цены на подержанные автомобили». Можно только добавить, что первая волна ажиотажа уже началась: некоторые столичные автосалоны повысили цены на ВАЗы на $150—200. Так что желающие приобрести дешевую ВАЗовскую модель уже опоздали.

Андрей ПЕТРИК

Структура украинского рынка новых легковых российских автомобилей в I полугодии 2002 года:

С объемом двигателя 1000—1500 куб. см 93—95% (25 тыс. шт.) С объемом двигателя выше 1500 куб. см 5—7% (1,3–1,8 тыс. шт.)


Структура украинского рынка новых легковых автомобилей в 2001 году:

ВАЗ 52% ГАЗ, УАЗ 4,5% АвтоЗАЗ-Дэу 12,5% Иномарки 31%

 

Контракты №30 / 2002


Вы здесь:
вверх