логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Непрофильные активы как запасной парашют: главное — вовремя воспользоваться - «Контракты» №34 Август 2002г.


Непрофильные активы как запасной парашют: главное — вовремя воспользоваться

Эффективное управление активами неосновного бизнеса — одна из самых действенных мер по повышению стоимости украинских компаний

По оценкам экспертов, доля активов неосновного бизнеса в структуре украинских компаний составляет от 3 до 15%. А у некоторых предприятий этот показатель достигает 50%. При неумелом менеджменте непрофильные активы становятся обузой: на корпоративное управление ими отвлекаются существенные ресурсы, а отдача почти нулевая. И наоборот, эффективно управляя такими активами, можно значительно улучшить финансовое состояние предприятия. «Контракты» выясняют возможные варианты обращения с активами неосновного бизнеса.

Откуда берутся непрофильные активы

Истории появления непрофильных активов у отечественных субъектов хозяйствования практически идентичны. У части предприятий они появились еще во времена СССР, когда заводы были обязаны строить жилье для своих сотрудников, содержать другие объекты социальной сферы. Такие непрофильные активы характерны прежде всего для крупных промышленных предприятий. Другие компании начали приобретать непрофильные активы в 90-х годах. Менеджмент новообразованных холдингов и корпораций скупал все подряд — главным критерием была низкая цена объекта. К этой группе активов неосновного бизнеса можно отнести покупки, совершаемые на основе личных контактов между предпринимателями — проще говоря, коррупционные приобретения.

Оксана Щегельская, руководитель проектов Strategic Consulting Group: «Сегодня структуру непрофильных активов украинских компаний можно разделить на три группы: предприятия, имеющие на балансе объекты социальной сферы; корпорации, включающие компанию «основное производство» и обеспечивающие компании (например, «производство комплектующих», «торговые дома» и т.п.); корпорации, в которые входят несколько стратегических бизнес-единиц, направлений бизнеса. Особенно важно в практике работы с такими компаниями определить, что для них является основным видом деятельности, а что — второстепенным.

Скажем, недавно мы консультировали одну запорожскую корпорацию. В нее входят 10 предприятий — по производству окон, мебели, инсталляции инженерных коммуникаций, несколько мебельных салонов в трех крупных городах Украины и т.п. Что же для корпорации является основным бизнесом — то, что приносит больше всего прибыли, или то, что более перспективно на рынке? В данном случае это индивидуальные решения (интерьерные, инженерные) для дома и офиса. Следовательно, отсекая от корпорации то или иное предприятие, мы разрушаем идею, разрушаем и другие виды бизнеса».

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Впрочем, первый шаг всех компаний, собирающихся повысить управление непрофильными активами, — их выделение в отдельные предприятия. Когда непрофильные активы не выделяются в отдельный бизнес, а находятся в структуре предприятия, довольно сложно разобраться, дает ли каждый из них прибыль: ведь убытки в равной мере распределяются на всех. В результате предприятие становится менее интересным для инвесторов. Тогда как после реструктуризации все становится явным. И следующий шаг — решить, что делать с убыточными активами неосновного бизнеса. Эксперты говорят, что здесь нет готовых рецептов (продать за любую цену или капитализировать любой ценой).

Но определенный алгоритм действий по повышению эффективности управления непрофильными активами все же существует. О нем рассказывает директор в департаменте управленческого консультирования компании «Юникон/МС Консультационная группа» Андрей Синягин: «Во-первых, нужно провести ряд аналитических процедур: идентифицировать и классифицировать имеющиеся непрофильные активы (по группам — материальные активы и финансовые вклады, производственные и непроизводственные активы, активы в эксплуатации и незавершенное строительство), а также оценить их — лучше всего по рыночной стоимости. Во-вторых, выстроить механизм возможных форм улучшения использования непрофильных активов и связанных с этим рисков. Вероятные варианты просчитывают, исходя из скорости и полноты получения финансового результата.

В-третьих, оценить стратегию управления непрофильными активами, определить приоритетность запланированных мероприятий в комплексе работ по финансовому оздоровлению и провести сравнительные расчеты вероятного экономического эффекта.

В-четвертых, составить организационный план по улучшению использования непрофильных активов — он должен включать все запланированные мероприятия с указанием сроков, ответственных исполнителей и ожидаемого эффекта, а также систему контроля за выполнением».

Понятно, что в каждом отдельном случае приведенный перечень уточняют и детализируют. Но как показывает практика, благодаря проведению таких мер оздоровления предприятие получает существенный разовый доход — до 70% стоимости непрофильных активов — и сокращает текущие расходы на 4—7% по сравнению с начальным уровнем.

Судьбу непрофильных активов решает их неприбыльность

Решая дальнейшую судьбу непрофильных активов, обращают внимание на их прибыльность. Скажем, крупные компании владеют пакетами акций финансовых учреждений, активно работают с этими пакетами, получая дивиденды или другую материальную выгоду. Вопрос: иметь или не иметь такие непрофильные активы становится риторическим. «В мире достаточно часто встречаются случаи, когда промышленные гиганты становятся лидерами в абсолютно далеких от основного бизнеса отраслях, имеющих гораздо больший потенциал роста. Например, производитель электрического и энергетического оборудования General Electric позже диверсифицировался в банковский сектор, где его дочерняя компания GE Capital стала общепризнанным лидером. Сейчас GE проявляет заинтересованность к сектору высоких технологий и медиа», — прокомментировал Сергей Довбня, начальник аналитического отдела Межрегиональной финансовой компании.

Другое дело, если речь идет о владении долями предприятий, которые не приносят реального дохода или находятся на грани банкротства. «Возьмем такой случай: компания имеет свободные оборотные средства и вкладывает их в другое, непрофильное, предприятие. Шаг вполне оправдан, поскольку таким образом диверсифицируются бизнес-риски. Впрочем, может быть и так, что, вложив, скажем, 50 млн грн в уставный фонд другого субъекта хозяйствования, компания ничего от этого не получает. Деньги не работают. Тогда возникает вопрос: может, целесообразно эти 50 млн грн в капитале продать за 45 млн, а полученные деньги использовать в работе? Нет смысла держать на балансе неработающий актив», — продолжает Сергей Довбня.

Эксперты считают, что в непрофильном активе важно иметь либо блокирующий, либо контрольный пакет акций. Например, 41—49% акций — практически то же самое, что и блокирующий пакет. Поэтому такое количество лучше сократить до 25% плюс одна акция, а деньги инвестировать в основное производство. Если же в непрофильном активе компании принадлежит меньше блокирующего пакета, его лучше продать мажоритарному акционеру, поскольку в Украине пакеты акций 5—10% практически не работают и не приносят прибыли.

Если актив прибыльный, главным критерием в принятии решения о его продаже служит его доходность. «Получив предложение о покупке, я умножу годовой доход, получаемый от этого актива, на средний срок окупаемости инвестиций и сравню произведение с предложенной мне суммой. Если предложили больше, то актив, может, и стоит продавать, а если меньше — от сделки точно следует отказываться», — считает генеральный директор российской инвестиционной компании «Проспект» Эдуард Негебауер. Кроме того, если получение дохода требует постоянного отвлечения инвестора от основной деятельности, ему следует уяснить для себя, какой бизнес для него профильный. Может, как раз основной бизнес стоит продать и взяться за непрофильный. Особенно если доходы там на данный момент значительно больше.

Елена ДОБРОНРАВОВА

Алгоритм действий по повышению эффективности управления непрофильными активами

НАК «Нефтегаз Украины» освобождается от непрофильных активов

И собирается увеличить свои пакеты акций в предприятиях нефтегазового комплекса

Владислав Тарашевский30 июня наблюдательный совет крупнейшей в Украине компании НАК «Нефтегаз Украины» принял решение об упорядочении портфеля корпоративных активов: компания намерена продать пакеты акций, доли и паи в непрофильных предприятиях, владение которыми не приносит компании материальной выгоды.

О причинах и последствиях данного решения «Контракты» беседовали с начальником департамента инвестиционной деятельности и акционерного капитала НАК «Нефтегаз Украины» Владиславом Тарашевским.

— Компания владеет пакетами акций почти 100 субъектов хозяйствования. Подавляющее большинство таких пакетов переданы в уставный фонд во время образования компании, а также в составе имущества реорганизованных АО «Укргазпром» и ликвидированного ДАХК «Укргаз». Сейчас общий состав инвестиционного портфеля НАК «Нефтегаз Украины» можно разделить на несколько групп: открытые акционерные общества по газоснабжению и газификации (владеем пакетами акций 55 ОАО); финансовые учреждения (владеем пакетами акций 9 банков, страховых, консалтинговых компаний, предприятий, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг); предприятия нефтегазового комплекса.

— Какую долю в стоимости компании составляют непрофильные активы?

— Пока что не могу говорить о рыночной стоимости непрофильных активов, принадлежащих компании, поскольку их оценка только началась. Номинальная стоимость активов, которые решено реализовать, составляет 23,9 млн грн, из них стоимость пакетов акций банков — 19,6 млн грн. Для сравнения: размер уставного фонда НАК «Нефтегаз Украины» — где-то 5,564 млрд грн.

— Почему компания решила пересмотреть участие в других АО?

— Мы просто начали считать деньги. С одной стороны, у нас значительный дефицит оборотных средств. С другой — «мертвые» паи и доли в других акционерных обществах.

Владеть незначительными пакетами акций просто нецелесообразно. Малый пакет не позволяет влиять на деятельность предприятия. Кроме того, эти пакеты становятся все меньше, размываются в результате дополнительных эмиссий, слияния или поглощения компаний, акциями которых владеет НАК «Нефтегаз Украины». Поэтому, учитывая финансовое состояние компании, возник вопрос о целесообразности пребывания в составе финансовых активов НАК «Нефтегаз Украины» пакетов акций хозяйственных обществ, которыми мы не можем эффективно корпоративно управлять или владение которыми не приносит финансовой и материальной выгоды. Кроме того, компания намерена выйти из состава акционеров или инициировать процедуру ликвидации обществ, фактически прекративших свое существование или не ведущих финансово-хозяйственной деятельности.

— Отчуждение каких пакетов имеется в виду?

— Компания готовит на продажу пакеты акций финучреждений: Укргазбанка (доля, принадлежащая НАК, составляет 13,62%); Брокбизнесбанка (8,3%); КБ «Финансы и Кредит» (35%); АвтоКрАЗбанка; банка «Прикарпатье»; Универсального банка развития и партнерства (в последних трех финучреждениях «Нефтегазу» принадлежит от 0,16 до 2,19% акций). Кроме того, мы собираемся продать финансовые активы большинства предприятий группы: ОАО «Ласт», «Харьковский индустриальный союз», «Крымнефтегазснаб», СК «Галицкая», ЗАО «ОЗГАЗ», «Укрфрагаз», «Укрнефтетерм», «Укрнефтегазстрой», «Укрнефтегазтехнология», «Укргазсбыт», «Укрнефтегазинвест», концерн «Энергия», «Украинская газоэнергетическая компания», «Ровенский завод безалкогольных напитков», ОАО «Шебелинская вода» и ЗАО «Газета «Рада».

— Перечень весьма внушителен. А найдутся ли покупатели?

— Свое желание приобрести наши пакеты Брокбизнесбанка и банка «Финансы и Кредит» уже проявили другие акционеры этих банков. Что касается остальных, уверен, что и на них покупатели найдутся. Продажа будет осуществляться на тендерной основе. И мы не намерены продавать активы по цене, ниже той, которую определят эксперты по оценке.

— НАК — специфическое акционерное общество (100% акций принадлежит государству). Какой будет процедура отчуждения активов «Нефтегаза», учитывая это обстоятельство?

— Для отчуждения активов компании следует получить соответствующее решение учредителя — распоряжение Кабмина. Проанализировав регламент процедуры реализации непрофильных активов, мы определили следующий механизм: после получения разрешения правительства будет проведена независимая экспертная оценка пакетов акций, принадлежащих «Нефтегазу». Все остальные вопросы решит тендерная комиссия. Именно она определит круг возможных покупателей пакетов акций, распространит информацию об условиях проведения конкурса на покупку активов компании, рассмотрит соответствующие предложения и наконец определит покупателей.

— Куда компания планирует вложить средства, которые поступят от продажи пакетов акций?

— Прежде всего, на погашение налоговой задолженности. Кроме того, мы хотим закрепить свои позиции в профильных компаниях (речь идет о предприятиях нефтегазового комплекса). Скажем, сейчас компания владеет 43—51% пакетов акций таких предприятий. Мы планируем увеличить свои пакеты до 60%, чтобы иметь возможность принимать стратегические решения. При этом речь идет не только о покупке нужных нам акций — мы готовы на операции по обмену пакетов. Цель запланированных мероприятий — повысить эффективность управления компанией в целом.

Беседу вела Елена ДОБРОНРАВОВА

Контракты №34 / 2002


Вы здесь:
вверх