логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Между эмиссией и секвестром - «Контракты» №34 Август 2002г.


Между эмиссией и секвестром

Правительство должно быстро закрыть приватизационную дырку в госбюджете в размере 5 млрд грн

На днях первый заместитель главы Фонда госимущества Михаил Чечетов спрогнозировал приватизационные поступления в этом году в размере 1 млрд грн. Напомним, что по закону о госбюджете-2002 приватизация должна принести 5,85 млрд грн. Приватизационная дырка равна десятой части всех расходов бюджета. Министр финансов Игорь Юшко вынужден был признать, что в нынешней ситуации у правительства есть два пути: либо сокращать расходы государственного бюджета, либо увеличивать заем.

Оба они проходят через Верховную Раду, т.к. только она может внести соответствующие изменения в закон о госбюджете. Эти предложения могут стать последними для правительства Кинаха. Если же депутаты согласятся увеличить объем займов, возникает вопрос: где взять деньги? Правительство, наверное, рассчитывает на Нацбанк. А откуда у Нацбанка берутся деньги, пожалуй, объяснять уже не нужно...

Приватизационный провал

Украина окончательно отказалась от приватизации национального оператора связи Укртелекома в 2002 году. Эта новость от премьер-министра Анатолия Кинаха означала сокращение приватизационных поступлений в этом году по меньшей мере на 2—3 млрд грн. Когда же Михаил Чечетов разъяснил, что для начала приватизации облэнерго правительство будет ожидать принятия закона о реструктуризации их задолженности, судьба бюджетного плана приватизационных поступлений на текущий год была окончательно решена. Даже объявленный Фондом госимущества скорректированный прогноз поступлений в 2002 году в размере 1 млрд грн слишком оптимистический после 376 млн грн, полученных бюджетом от приватизации в первом полугодии.

Пессимистические оценки реальности запланированных в госбюджете этого года 5,85 млрд грн, звучавшие еще до его принятия, оправдались сполна. Правительство Кинаха не прилагало больших усилий, чтобы как-то улучшить ситуацию. Сначала жалобы на президентские выборы, потом — на плохую конъюнктуру на внешних рынках... За это время национальный фондовый индекс возрос на треть, гривня и цены оставались стабильными, экономика продолжала восстанавливаться — какие условия еще нужны? Разве что желание и ответственность. Напомним, что предыдущее правительство увеличило приватизационные поступления с 740 млн грн в 1999 году до 2,1 млрд грн — в 2000-м и 1,7 млрд грн — в первой половине 2001 года.

Небогатый выбор

Несложно подсчитать размер приватизационной дырки — он равен почти 5 млрд грн. Напомним, что размер утвержденного дохода госбюджета-2002 — 45,36 млрд грн, расходов — 49,64 млрд. Дефицит 4,28 млрд грн как раз должен был быть профинансирован за счет приватизации. Теперь получается, что правительству нужно искать, как профинансировать десятую часть бюджетных расходов.

Самый лучший вариант — увеличить на соответствующую сумму доходы. Он и самый реальный. По результатам первого полугодия доходы госбюджета составили всего 92,7% от плановых, поэтому главная задача правительства и Минфина до конца года — выйти хотя бы на запланированный в госбюджете уровень. Фискальные органы будут делать для этого все возможное и невозможное, типа уже развернутой налоговиками кампании по невозмещению НДС экспортерам, привлечению банков к ответственности за «сомнительных» клиентов или поиску скрытых доходов при помощи «косвенных методов».

Кстати, налоговики при помощи таких методов только за два неполных месяца уже доначислили предпринимателям почти 250 млн грн (право применять «косвенные методы» налоговики получили с 1 июля). Но, скорее всего, эти усилия значительно не улучшат состояние выполнения бюджета, поскольку будут компенсироваться обычной для бизнеса реакцией — уходом в тень. Мешать правительству собирать запланированные доходы будут также ниже прогнозируемых темпы инфляции.

Подставил ножку правительству и МВФ. Основной причиной, по которой тот отказался выделить Украине последний транш кредита по программе расширенного финансирования EFF, стали нерешенные проблемы в фискальной сфере. Слишком большое количество налоговых льгот и задолженность государства по возвращению НДС помешали получению Нацбанком $550 млн. Самое неприятное даже не в том, что НБУ остался без денег МВФ, ведь при рекордных валютных резервах в размере $3,88 млрд нацбанковцы могут чувствовать себя достаточно спокойно. Неудачное завершение программы EFF может существенно задержать получение правительством $250 млн от Всемирного банка, благодаря которым можно было бы профинансировать часть дефицита госбюджета.

Следовательно, у Кабмина остается только два пути — либо сокращать расходы бюджета, либо увеличивать объемы займов.

Из двух зол

Эксперты советуют правительству выбрать секвестр, т.е. спланированное и управляемое сокращение бюджетных расходов. Экс-министр финансов Игорь Митюков вспоминает, как в 1998 году в подобной ситуации Кабмин пошел на секвестр и удержал под контролем бюджетную ситуацию. О необходимости сокращения расходов заявляет также председатель бюджетного комитета Верховной Рады Петр Порошенко.

Впрочем, маловероятно, что правительство выберет именно такой путь. Напомним, что в конце прошлого года необходимость в секвестре также была очевидна, но премьер-министр Анатолий Кинах, рассказывают, даже запретил говорить об этом. В этом году у Кабмина также много причин воздерживаться от такого решения. Во-первых, с предложением сократить лишние расходы нужно выходить в Верховную Раду. Но ведь эти лишние расходы как раз и появились из-за слишком большого нежелания правительства ссориться с депутатами при принятии госбюджета-2002.

Во-вторых, накануне запланированных оппозицией на сентябрь антипрезидентских акций отношение Леонида Кучмы к предложению секвестра вряд ли будет благосклонным. После последних катастроф он уже поручил улучшить финансирование армии, шахтеров, врачей. На носу — начало учебного года, а значит, стоит ожидать подобных поручений в отношении учителей и студентов.

Вот и остается последний путь — увеличить государственные займы. По состоянию на середину августа Минфин почти полностью использовал лимит, отведенный на них в госбюджете — продал облигаций на 1,5 млрд грн, что уже на 0,3 млрд грн больше, чем в прошлом году. Еще 100 млн грн — и Кабмину придется обращаться к Верховной Раде. Известно, что Минфин уже готовит такое предложение (пока что на 300—400 млн грн). Почти все понимают, что правительство ждет дешевых денег от Нацбанка — посредством механизма рефинансирования коммерческих банков, с помощью государственных банков или еще по какой-то схеме. Ведь размещать займы по рыночным законам — это увеличивать кредитные ставки на рынке и создавать себе новые проблемы на ближайшие годы.

Как долго выдержит украинская экономика очередную предложенную правительством эмиссионную схему — об этом Кабмин предпочитает молчать, прикрываясь дефляцией. Но никакой эмиссией структурных реформ не заменить.

Дмитрий КОШЕВОЙ

Мысли по поводу

Игорь ЮШКО, министр финансов:

— У нас есть еще август, чтобы определиться с концепцией реализации бюджета в последние пять месяцев. Чудес не бывает: либо мы сокращаем расходы, либо увеличиваем займы. Либо и то, и другое. Это будет решать парламент.

Игорь МИТЮКОВ, генеральный директор Института финансовой политики, экс-министр финансов:

— Сокращение расходов государственного бюджета — более эффективная мера для решения проблемы недопоступлений от приватизации. Это разрешено Бюджетным кодексом. Возможное увеличение займа лучше оставить на 2003 год.

Михаил ЧЕЧЕТОВ, первый заместитель главы ФГИУ:

— План приватизации не будет выполнен из-за задержки приватизации ключевых объектов — Укртелекома, UMC, энергопоставляющих компаний, возникшей по объективным причинам, не зависящим от Фонда госимущества. Что касается плана приватизации на 2003 год, то близка к истине цифра порядка 2 млрд грн.

Контракты №34 / 2002


Вы здесь:
вверх