логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Потребительские настроения в Украине улучшились - «Контракты» №34 Август 2002г.


Потребительские настроения в Украине улучшились

Надолго ли хватит оптимизма?

После мартовского спада потребительские настроения в Украине, по итогам второго квартала, улучшились и даже превысили показатели начала года.

Динамика потребительских настроений в Украине

После двухлетнего почти непрерывного роста индекс потребительских настроений (ИПН), рассчитанный компанией GfK-USM и Международным центром перспективных исследований, в марте упал на 4 пункта и составлял 90,9, а по итогам июня вырос до рекордных 95,3 пункта (при возможных значениях от 0 до 200). Кроме того, после выборов индекс экономических ожиданий (ИЭО) поднялся с 99,2 до 103,6 пункта, опять перейдя символическую отметку (значение выше 100 пунктов означает, что большинство опрошенных украинцев настроены оптимистично).

Как указывают эксперты, снижение этих индексов в первом квартале, скорее, было связано с политической ситуацией в стране и неуверенностью накануне выборов. Вообще исследование выявило, что среди граждан Украины улучшились оценки текущей ситуации. По сравнению с мартом индекс текущего положения (ИТС) увеличился на 4,6 пункта и был равен в конце полугодия 82,9. Причем этот индекс непрерывно растет с сентября 2000 года. Большинство украинцев также указали, что ожидают улучшения личного материального положения в ближайшие 6 месяцев. Однако подавляющая часть граждан пессимистична по отношению к развитию экономики страны в ближайшие полгода (соответствующий индекс — 98,6). Пессимизм в отношении краткосрочных перспектив развития экономики стал преобладать с начала 2002 года.

Последний опрос показал, что в стране продолжает расти количество граждан, которые считают целесообразным делать крупные покупки для дома: по сравнению с мартом индекс склонности к потреблению увеличился на 4,1 пункта, а по сравнению с июнем прошлого года — на 22,2 пункта (тогда он составлял 76,1). Склонность граждан к потреблению растет вместе с улучшением материального положения, которое фиксирует индекс текущего личного материального положения (89,7 пункта, рост на 5 пунктов).

Заметим, что потребительские настроения — один из самых главных индикаторов экономики в развитых странах. В Украине они пока не играют такой значительной роли, и все равно исследования потребительских настроений украинцев постепенно «входят в моду», освещая тенденции развития экономики страны. Результаты нынешних исследований придают оптимизма в первую очередь представителям бизнеса. Потребители готовы больше тратить, значит, предпринимателям пора готовиться к удовлетворению растущего спроса на определенные виды продукции, насыщая внутренний рынок и расширяя производственные планы.

Константин ЗВАРИЧ

Контракты №34 / 2002


Вы здесь:
вверх